Роман Штылов
Анализ возникновения ошибочных действий и их классификация в процессе обучения на инструменте
▼ Скачать + Заказать документы
Механизм возникновения ошибки можно объяснить следующим образом совершается некоторое действие, одновременно с которым по каким-то причинам происходит другое действие или имеет место некоторая физическая или интерференций двух этих действий возникает третье, которое и приводит к ошибке. Если научится анализировать ошибки, то есть определить конкурирующее действие и причину его возникновения, то можно вообще их не допускать.
Публикация «Анализ возникновения ошибочных действий и их классификация в процессе обучения на инструменте» размещена в разделах
По количеству повторений возникающие ошибки могут быть случайными и неслучайными.
1. Случайные ошибки происходят и не заучиваются. Они не представляют для музыканта никакой опасности. Если небольшой участок пьесы повторяется несколько раз и исполнитель случайно допустил ошибку в одном проведении темы и дальше блестяще исполнил произведение, то с полной уверенностью можно утверждать, что это была случайность. Вряд ли в таком случае можно точно определить причину сбоя, хотя сам исполнитель наверняка знает ее.
2. Ошибки физиологического характера возникают из-за плохого самочувствия или болезни. Здесь недомогание является причиной появления некоторого конкурирующего действия. Отслеживать которое не имеет смысла. Устранение этих ошибок не представляет никакого труда - достаточно выздороветь.
3. Ошибки психофизиологического характера являются несколько схожими с рассмотренными выше ошибочными действиями и возникают из-за волнения, усталости, рассеянности и других аналогичных состояний. Существует много способов их преодоления:
а) надо стараться соблюдать режим и поддерживать себя в хорошей физической форме.
б) необходимо строго придерживаться дисциплины, то есть точно знать, сколько, чем и как заниматься каждый день, другими словами, выработать систему занятий.
в) всегда опережать события при исполнения произведения, точно знать его структуру и никогда не надеяться не неконтролируемый навык, который приводит к заигрыванию пьесы и полной потери контроля. В ошибках психофизического характера возникает вследствие появления некоторой мысли или сбоя в мышлении. Такие процессы происходят на фоне необычного или непривычного состояния человека. Так, например волнение само по себе не является ошибкой. Оно только увеличивает вероятность ее появления. Кроме того, с помощью определенных методик волнение можно устранить почти полностью.
4. Ошибки физического характера относятся к физике явлений и могут возникать, например, из-за качества инструмента, несовершенства игрового аппарата и нелогичности аппликатуры и т. п. В этом случае конкурирующее действие заменяется некоторой физической погрешностью. Примером такой погрешности может быть неправильная или неоптимальная длина ногтей. Нерациональное или неправильное движение пальцев также повышает вероятность появление ошибки и уменьшает технический запас. Устранение лишних движений. Приобретение рациональной техники игры является серьезной умственной работой, которая всегда связана с логикой движений и контролем. Очень важным моментом в обучении является также наличие хорошего и удобного инструмента для занятий.
5. Ошибки мыслительного характера возникают из-за сбоя в процессе мышления или неправильной логики и являются самым сложными для анализа причин их возникновения. Иногда приходится проделывать большую работу, чтобы немного продвинутся к истине. Сложность заключается в том, что перед тем как происходит такая ошибка, сначала возникает некоторое намерение, из-за которого происходит конкурирующее действие, и приводит к ошибке. Причем, как уже говорилось, результатом этого действия может быть что-то среднее между правильным и конкурирующим действием. Понять возникшее намерение, а также его причину - задача очень сложная. Обычным явлением может быть случай, когда аппликатура типового аккорда левой руки подсознательно подсказывает неправильный бас. Если выяснить точную причину сбоя, то есть установить. Какое намерение из прошлого опыта возникло в сознании и привело к ошибке, то часто это будет достаточно условием для ее устранения. При этом ошибка как бы переходит из бессознательного в область сознания. Осознанная ошибка уже больше не проявляется.
6. Наиболее опасны ошибки, возникающие по причине нарушения логики движения. Это происходит при неправильном мышлении или его «отсутствия», что и приводит к сбоям механической системы. Конечный результат такой ошибки похож на ошибку физического характера и является следствием неправильной логики движения.
Рациональная техника игры и правильная система занятий заметно уменьшает количество возникающих ошибок.
Логика движений определяет готовность пальцев обеих рук к группе нот.
В левой руке ставить пальцы на струны в очередности их исполнения правой рукой. В «non legato» правильнее сначала ставить следующий палец, а затем снимать предыдущий, а не наоборот. В нисходящем легато лучше ставить все участвующие пальцы одновременно.
Метод занятий. Чтобы достичь вполне совершенного знания музыкального произведения и уметь его играть с любого места, нужно, прежде всего, разобраться в структуре музыкального материала и разделить его на части, периоды, предложения, фразы, мотивы. Объем одной составляющей части обычно варьируется от одного мотива до фразы. Далее выучивается составляющие отдельно друг от друга в нескольких различных темпах и в разной динамике, даже если эти случаи никогда не будут использоваться в концертной деятельности. Это необходимо, потому что один единственный выученный вариант ограничивает возможность исполнителя. Каждое происходящее действие должно обязательно контролироваться. Затем ранее выученные составляющие связывают между собой. Этот этап особенно важен в работе, поскольку если на него не обращать никакого внимания, то будут постоянно происходить остановки, произведение развалится по форме.
Таким образом, чтобы со временем не заиграть пьесу, необходимо поддерживать каждую составляющую в полном порядке. При занятиях на это следует обратить особое внимание и по этому, очень важна дисциплина занятий. При таком методе поставленную задачу решить несложно. Конечно, лучше всего не допускать ошибок. Но если они случаются, а это, к сожалению, в процессе обучения неизбежно, то необходимо учится их анализировать и грамотно исправлять.