Людмила Ишманова
Конспект занятия по экологии для детей старшей группы «Амурский тигр»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшей группы по экологии.
Тема: «Амурский тигр»
Воспитатель: Ишманова Людмила Николаевна
Цели: Формировать у детей бережное и доброе отношение к природе.
Формировать умение делать выводы на основе полученных знаний.
Воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.
Задачи:
- Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растения, животными.
Публикация «Конспект занятия по экологии для детей старшей группы „Амурский тигр“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Тигр, тигрята, амурский тигр
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
- Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу погубили много растений и животных, что в результате ухудшения экологической обстановки в природе, дикие животные продолжают погибать на нашей планете.
- Познакомить детей с образом жизни амурского тигра, средой его обитания, привычками.
Оборудование:
- Красная книга.
- Рукотворная Красная книга.
- Эмблемы.
- Картинки для раскрашивания.
- Цветные карандаши и цветные мелки.
- Аудио запись.
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, нашей стране очень много разных растений и животных. Каких животных и птиц, обитающих в России, вы знаете?
(Ответы детей).
Воспитатель: А вы знаете, что среди них есть и такие, которых осталось очень мало? Их называют – редкие. Как вы думаете почему?
(Ответы детей).
Воспитатель: Очень много разных видов животных и птиц уничтожили именно люди. Человек бывает очень жесток по отношению к растениям, птицам и животным. Люди очень часто не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одних убивают из-за красивого меха, других – из-за вкусного мяса, или из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остаётся всё меньше и меньше. В конце концов, люди поняли, что если не помочь природе, то животные будут гибнуть всё больше.
Задумались люди: как не допустить исчезновение ни одного живого существа.
И для этого в нашей стране, как и во многих других, составили «Красную книгу».
Воспитатель: Кто из вас знает, что такое Красная книга?
(Ответы детей).
Воспитатель: Красная книга – это не совсем обычная книга. Почему она имеет красный цвет?
(Ответы детей).
Воспитатель: Красный цвет-сигнал опасности, тревоги, предупреждение, поэтому книга называется «Красная книга» - она собрала в себе все виды животных и растений которые подвергаются опасности исчезновения с нашей планеты. Красный цвет говорит нам: ОСТАНОВИСЬ! НЕ ГУБИ! ДАЛЬШЕ ТАК НЕЛЬЗЯ!
Воспитатель: Вот так выглядит Красная книга (Показ).
Красная книга – это список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Впервые книга вышла в свет в августе 1978 года (т. е. 39 лет назад).
Содержит небольшое описание, о месте обитания, установленные причины уменьшения численности и расписаны меры по увеличению численности каждого вида.
Листы в книге имеют разный цвет: чёрный, красный, жёлтый, белые, серые, зелёные. Например, на чёрных страницах содержатся списки тех, кого уже нет в природе, те виды, которые полностью исчезли. А на красных страницах сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения и которые невозможно спасти без введения специальных мер охраны ( например: зубры, бобры, красный волк, снежный барс и многие другие).
Воспитатель: Сегодня мы более подробно остановимся на одном из удивительных животных. Но в начале, попробуйте отгадать загадку.
Загадка:
Длинный коготь, острый клык,
Лютый нрав и грозный рык…
Лишь чуть-чуть, совсем немножко
Схож с домашней рыжей кошкой.
Он огромен и усат,
Мех роскошный полосат.
Все движения очень ловки,
Поддаётся дрессировке.
С ним на воле не до игр
Что за хищник это? (тигр)
(Отвечают дети).
Воспитатель: А теперь, дети, скажите, о каком животном мы будем с вами говорить? (О тигре)
(Отвечают дети).
Воспитатель: Что вы знаете об Амурском тигре?
(Отвечают дети).
Воспитатель: Амурский тигр является украшением дальневосточной тайги и гордостью россиян. Сохранился только в России в Приморском и Хабаровском краях. Амурский тигр охраняется государством – он занесён в Красную книгу РФ. Организации и отдельные люди оказывают помощь заповедникам, которые охраняют тигра.
На самом деле, удивительно, что эта гигантская кошка среди кошачьих живё т в нашей тайге: климат здесь суровый. Конечно, амурский тигр приспособился к местным холодным зимам. Шерсть амурского тигра очень густая, поскольку местность обитания не славится тёплым климатом. По этой же причине у амурского тигра имеется жировая подкладка на животе около 5 сантиметров. Так теплее переносить жестокие ветры, лёжа в снегу. Основной цвет шерсти жёлтый, живот белый. На лапах тигра находятся широкие, мягкие меховые подушечки. Зимой они помогают огромной кошке не провалится в глубоких сугробах, а летом обеспечивают бесшумное передвижение по траве. Много внимания амурскому тигру приходится уделять охоте на косуль, оленей и кабанов. Суточная норма мяса для тигра составляет 9-10кг.
Физкультминутка «Мы – тигрята»
Воспитатель: Ребята, давайте на несколько минут превратимся в шаловливых тигрят. (Дети согласовывают движения со словами текста).
Прибежали тут тигрятки,
И все начали зарядку.
Вот раздался страшный рык-
На лужайку прыгнул тигр.
Звери делают поклоны,
Начинаем мы наклоны.
Появился царь зверей,
Приседаем поскорей.
А теперь все дружно, вместе,
Начинаем бег на месте.
Тигрята вертят головой,
Начинаем мах ногой.
Вот пришёл конец зарядке,
Разбежались все зверятки.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем и проверим, как громко вы умеете кричать, и насколько вы внимательны. Отвечайте на мои вопросы, они все про амурского тигра :
У него большие лапы?
Носит он пальто и шляпу?
У него огромный хвост?
А большой скажите рост?
Пьёт какао по утрам?
Ест мороженое без меры?
У него мясной обед?
Понимает нашу речь?
Вы должны его беречь?
А что же ест тигр на обед? Давайте сейчас и узнаем.
Ест он мясо, как всегда
Я права, ребята? (да)
Рыбу ловит из реки,
Чтоб сварить себе ухи? (нет)
В свой любимый день рождения
Пьёт чай с малиновым вареньем? (нет)
Он берёт с собою в школу
Чипсы, фанту, кока-колу? (нет)
Он поймает в два скачка
И съест оленя, барсука? (да)
Может тигр скушать даже лягушек? (да)
А ещё на полдник яблоки и груши? (нет)
Воспитатель: Говорят, волка ноги кормят, а тигра кормит терпение. Тигр не может долго преследовать свою добычу. Он подкрадывается к ней неслышно. Движение тигра в густых зарослях очень напоминает движение змеи, оно так же бесшумно, так же стремительно и быстро. А иначе нельзя, если под лапой хрустнул сучок - останешься голодным, потому что добыча услышит и убежит.
Воспитатель: А теперь ребята, я вас научу новой игре. Называется она «Раз, два, три, четыре, шесть – тигрёнок хочет есть»
(На расстоянии 6-7 метров проводятся две параллельные линии. У одной встаёт тигрёнок спиной к играющим, у другой выстраиваются игроки - «оленята». Тигр произносит слова «раз, два, три, четыре, шесть – тигрёнок хочет есть». Игроки стараются тихо дойти до линии тигрёнка. После окончания слов тигрёнок оборачивается, игроки должны замереть. Тот, кто не успел этого сделать, становится его добычей и выбывает из игры.
(игра проводится 2-3 раза)
Воспитатель: Я предлагаю нарисовать красивое панно.
Далее под спокойную музыку дети разукрашивают силуэт тигра и вырезают, за тем на большом листе рисуют среду обитания тигра (сопки, скалы). Раскрашивают фон и наклеивают фигурки тигра.
- О каком животном мы говорили на занятии?
- Что нового узнали о тигре?
- Что нужно делать людям для спасения полосатого красавца?
- Берегите и любите их.