Ирина Анохина
Актуальность программы по краеведению для детей
▼ Скачать +Заказ
Актуальность программы. Называевская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Называевский район расположен в глубине Ишимо-Иртышского междуречья, в лесостепной зоне Ишимской равнины. Освоение земель, на которых теперь находится Называевский район, началось с очень давних времен. В XVIII в. стали совершаться экспедиции, делались описания, составлялись карты. В итоге, это место получило название - урочище Катай. Население района, включающее представителей разных национальностей, живет и трудится дружной семьей. О национальном составе населения области можно судить по распространению языков. Русский, татарский, украинский, казахский, немецкий, азербайджанский, и другие являются родными для многих жителей района. Озера были богаты рыбой, леса - дичью. На берегу озера Рыбное была основана деревня Рыбье. Это самое первое поселение на называевской земле. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства.
Публикация «Актуальность программы по краеведению для детей» размещена в разделах
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины. У каждого народа – свои особенности, у каждого есть чему поучиться. Краеведение один из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитание любви к нему и формирование нравственных качеств. Оно раскрывает связи родного города с Родиной.
Краеведение является важным педагогическим средством, которое способствует вовлечению дошкольников в экологические проблемы родного города, края. В настоящее время усилено внимание со стороны Правительства Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации к вопросам патриотического воспитания. Согласно Уставу и Федеральной общеобразовательной программы ГПППД одной из приоритетных задач является воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию. Литература по краеведению М. В. Кураедова "История Называевска и Называевского района", "Называевск- город на Транссибирской магистрали., Л. В. Борцовой, Е. Н. Гавриловой, М. В. Зеновой, Т. А. Чернобай и др. «Омское Прииртышье» «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования» определил «Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, гражданственность, природа».
Направленность: программа влияет на воспитание гражданско-
патриотических чувств, приобщение подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа Сибири, духовным и нравственно-эстетическим ценностям. Важно пробудить любовь ребенка к своей малой Родине, через богатый мир Сибирской природы, знакомство с историей и культурой родного края.
Экологическая проблема –одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Детство –это пора открытий. В процессе ознакомления с окружающей
действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики. Сейчас уже никого не надо убеждать в том, насколько важно экологическое воспитание дошкольника. В нашей стране сформирована общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Так как именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, базовые личностные качества ребенка. Многие отечественные и зарубежные педагоги, и психологи рекомендуют начинать знакомство детей с природным окружением с дошкольного возраста.
Как сделать, чтобы наши дети, став взрослыми, помнили свой город, край. Эта тема востребована и актуальна в наше время, поэтому необходимо, чтобы дошкольники знали историю края, в котором живут, о его достопримечательностях. Педагоги должны прививать любовь к краю детям.
Д. С. Лихачев писал: «Любовь к родному краю, знание его истории –основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней».
Отличительные особенности программы :
Программа способствует развитию познавательных способностей в области
краеведения детей. Особо важно воспитание патриотизма, любви к родному краю. Организация мини-музея «Мой край – Называевск» поможет значительно расширить кругозор воспитанников относительно традиций, предметов материальной культуры, промыслов.
Немаловажным фактором является знакомство с «Красной книгой Омской области», изучение которой позволит детям узнать о некоторых исчезающих видах животного и растительного мира округа, о необходимости беречь и охранять природу.
1.1. Цель и задачи программы.
Цель программы : Формирование у детей дошкольного возраста знаний о родном крае – Называевском районе
Задачи программы :
1. Сформировать у детей первоначальные знания о природных и культурных
особенностях жизни Называевского района 3. Развивать у детей нравственные качества личности, через ознакомление с
родным городом, районом.
4. Воспитывать интерес к природе и желание заботиться о животных и растениях нашего района.
5. Стимулировать стремление слушать сказки и другие фольклорные жанры.
6. С помощью других видов деятельности развивать логическое мышление,
внимание, память, двигательную активность.
7. Развивать интерес детей к играм народов Называевского района
1.2. Адресат программы : Программа рассчитана на 1 год обучения детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности, 1раз в неделю во вторую половину дня, продолжительностью 30 минут.
1.3. Планируемые результаты освоения детьми программы
При успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития обучающегося: Примерное содержание представлений о себе - свое имя, фамилию, возраст, половую принадлежность, индивидуальные особенности своего внешнего облика, свои вещи, в том числе предметы обихода, игрушки, свои любимые занятия.
Примерное содержание представлений о семье - имя ближайших родственников, ближайшие родственные связи, место проживания родственников, некоторые их особенности: что умеют, что любят, как общаются.
Примерное содержание представлений о детском садике – название детского сада, его традиции, как зовут сотрудников. Умеет ориентироваться в помещениях детского сада.
Примерное содержание представлений о родной стране - название своей страны, области, своего города, улицы и некоторых достопримечательностей; профессии взрослых, праздники (23 февраля, 8 Марта, День космонавтики, 9 Мая, День России, День флага,, День рождения Называевска). Должны иметь представление о символике (флаг и герб) России, Омской области, города Называевска, о национальном составе района, обычаях, играх, предметов быта, элементы национальных костюмов; наиболее важные исторические события города Называевска, творчество писателей, поэтов, художников Называевского района.
Примерное содержание представлений об особенности природы области -
характерные признаки сезонов, типичные представители животного и растительного мира, в том числе, занесённые в «Красную книгу Омской области», правила поведения в природе.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Особенности содержания Программы
Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Занятия должны увлекать ребенка. Необходимо помнить, что ведущей деятельностью дошкольников является изучение краеведения – способ познания ребенком окружающего мира. Изучение своего края является не только универсальным средством для интеллектуального развития детей, но воспитания чувство патриотизма, гражданственности, любви к родному краю Обеспечивает знания о себе, семье, растительного и животного мира Называевского района. Программой предусмотрено проведение 36 занятий в год (один раз в неделю). В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13, длительность занятия составляет 30 минут для детей 6 - 7лет.
2.2. Методы и приемы обучения
При реализации Программы используются следующие методы и приемы обучения:
• наглядный (просмотр обучающих презентаций, иллюстраций, фотографий);
• словесный (описание и объяснение действий, чтение отрывков из произведений художественной литературы.);
• игровой (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета);
• проблемный (постановка проблемы и поиск ее решения);
• практический (воспроизведение и использование на практике полученных знаний и способов деятельности);
• контрольный (оценка качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекция в процессе выполнения практических заданий).