Елена Мерцалова
Консультация для педагогов «Актуальность использования ИКТ в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему :
«Актуальность использования ИКТ в ДОУ»
В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных технологий. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С. Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).
Публикация «Консультация для педагогов „Актуальность использования ИКТ в ДОУ“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка наиболее интенсивно развиваются до 6–7 лет. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога (воспитателя, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата. 80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения. По мнению большинства психологов, мозг ребёнка наиболее активно развивается в первые 7-7,5 лет. Если упустить возможности этого периода, то в дальнейшем для развития интеллекта или физических качеств ребёнка надо будет потратить гораздо больше усилий.
В настоящее время использование ИКТ в практику ДОУ в основном заключается в следующем:
подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации);
подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
обмен опытом, наработками других педагогов;
создание презентаций в программе PowerPoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.
создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей, создание электронной почты, ведение сайта.
использование компьютера в создании различных баз данных.
Практическое занятие для взрослых
Создание презентации в программе PowerPoint для повышения эффективности занятий по развитию познавательных процессов (по темам «Конструирование» «Четвертый лишний») у детей 5-7 лет.
Подготовительная работа
при разработке занятий с применением ММП
Работа с ММП очень часто начинается с того, что перед педагогом встает проблема : как улучшить усвоение материала детьми по какой-либо теме. В данном случае – это проблема усвоения материала и обогащение словаря темам «Фрукты и овощи» «Животные» «Одежда» и т. д. с детьми старшей группы (5-6 лет).
Далее необходимо подобрать необходимый дидактический и наглядный материал для занятий. Помимо разнообразного картинного материала на помощь педагогам приходит мультимедийная презентация. Такие презентации создаются в программе PowerPoint.
Преимущества ММП можно отметить такие:
- Презентация несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам (так как преобладает наглядно-образный тип мышления);
- творческое преображение персонажей в презентации, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей ( как известно у детей с ОНР довольно часто страдают психические процессы: восприятие, внимание, память);
-как известно ведущая деятельность у старших дошкольников- это игра. Игра обладает удивительными свойствами: в игре дети, незаметно для себя, познают окружающий мир, осваивают новые виды деятельности. Иными словами, все обучение дошкольников происходит в игровой форме. Игра повышает интерес, мотивацию на занятиях. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес (в презентациях можно придумать разнообразные сюжетные красочные задания в виде игр).
Далее подбирается наглядный материал в электронной форме. Источником обычно выступает интернет: можно подобрать картинки и анимационные картинки из интернета. Но помимо этого, можно отсканировать любой наглядный материал. Детям очень нравятся анимационные картинки. Такие картинки умеют двигаться на экране (мониторе, выполнять какое-либо действие. Например, подмигивать глазами, перелистывать книгу, зевать, махать руками и т. д. Они очень оживляют презентацию, делают её красочной, «живой», создают впечатление настоящей сказки.
Структура работы над ММП
В первую очередь необходимо ориентироваться и опираться на конспект занятия, на план. Не стоит забывать, что презентация используется лишь как помощь педагогу, но не заменяет самого педагога на занятии.
Презентация состоит из отдельных слайдов, которые сменяют друг друга на экране в строгой, заранее подготовленной последовательности. Но слайды должны по смыслу быть связаны друг с другом. Единая сюжетная линия должна просматриваться во всех слайдах.
Смена слайдов на экране обязательно должна соотноситься с ходом занятия. Пока не проработано задание предъявленного слайда, этот слайд должен находиться на экране. Если беседа на заданную тему незапланированно затянулась, новый слайд ни в коем случае не должен появляться перед детьми.
Каждый слайд должен быть оформлен картинками, которые несут в себе смысловую функциональную нагрузку (соответствующую плану занятия). Это могут быть как обычные картинки, так и анимированные. Картинки должны быть реалистичными (цвет, форма, размер) и хорошего электронного качества. Количество картинок на каждом слайде должно быть тщательно продумано. Слайд не должен быть перегружен картинками. Это помешает детям сосредоточиться на задании и быстро утомит их.
Для внесения некоторой изюминки в занятие при работе с картинками используются анимированные действия и гиперссылки. Это позволяет объёмную информацию уместить на одном слайде, и более точно, структурированно и красочно донести её до детей (вход и выход картинок на слайд во время проработки задания, выделение необходимой картинки дополнительным движением, использование звукового эффекта, возможность у детей ответить и увидеть правильный ответ дан или нет и т. д.). Но качество и траекторию анимированных действий также необходимо продумать. На экране не должно быть хаотично передвигающихся картинок. Если анимированные действия необходимо использовать на одном слайде многократно, то они не должны резко отличаться друг от друга (например, по траектории) – это отвлекает детей, утомляет зрительное восприятие.
Если занятие с использованием презентации длится более 10 минут, то приблизительно в середине работы необходимо проводит физминутку, гимнастику для глаз.