Получи документы

Активное слушание музыки как форма современной технологии в музыкальном образовании дошкольников с использованием ИКТ

Ирина Дунаева
Активное слушание музыки как форма современной технологии в музыкальном образовании дошкольников с использованием ИКТ

Мастер-класс «Активное слушание музыки как форма современной развивающей технологии в музыкальном образовании дошкольников» с использованием ИКТ

Одной из важных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкального восприятия.

Публикация «Активное слушание музыки как форма современной технологии в музыкальном образовании дошкольников с использованием ИКТ» размещена в разделах

Музыкальное восприятие является частью эстетического восприятия. Оно обладает свойствами, характеризующими восприятие искусства в целом, а так же имеет некоторые особенности, обусловленные спецификой музыкального искусства. Существует четыре вида восприятия музыки :

- Образность

В процессе восприятия музыкального произведения у ребёнка создаётся его образ на основе имеющихся у него представлений о музыке в целом. Совокупность средств музыкальной выразительности, используемых композитором для передачи содержания произведения, и есть музыкальный образ.

- Целостность

Ребёнок воспринимает музыкальное произведение как единое целое, но в тоже время на основе восприятия выразительности отдельных элементов музыкальной речи : мелодии, ритма, тембра.

- Эмоциональность

Под эстетической эмоциональностью мы понимаем переживание красоты музыкального образа, настроения, которые пробуждает в нас музыка. Эстетическая эмоциональность является основным свойством полноценного музыкального восприятия. Музыка способна оказывать влияние на эмоциональную сферу человека. Эмоциональность – неотъемлемая черта эстетического восприятия музыки.

- Осознанность

Восприятие невозможно без осознания воспринимаемого, т. к. восприятие тесно связано с мышлением. Поэтому, одним из основных принципов музыкальной педагогики является единство эмоционального и сознательного в восприятии музыки.

Музыкальное восприятие развивается во всех видах музыкальной деятельности ребё нка: пении, музыкально - ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Наряду с этим, музыкальное восприятие выступает как самостоятельный вид музыкальной деятельности, который реализуется посредством раздела слушание в ДОУ.

Именно слушание музыки является одним из наиболее развивающих видов музыкальной деятельности, дети учатся слушать и слышать музыку, анализировать её. Воспитанию музыкальной культуры, развитию творческих проявлений детей способствует методически правильно организованное слушание музыки в ДОУ.

Развитие музыкального восприятия у детей проходит несколько стадий:

1 стадия возникает при первом прослушивании музыкального произведения. На этой стадии ребёнок получает лишь общее впечатление о музыкальном образе. Часто, на начальном этапе знакомства с музыкальным произведением у дошкольников возникает непосредственный эмоциональный отклик на музыку. У ребёнка рождаются определенные ассоциации, музыка волнует его, пробуждает воображение. Главное, чтобы дети прочувствовали характер и настроение музыки, восприняли музыкальный образ. На этой стадии развития музыкального восприятия дошкольники достаточно точно выражают характер музыки в мимике, жестах, моторно-двигательных проявлениях, и в словесных оценках. Задача педагога – помочь ребёнку понять, какие чувства вызывает у него эта музыка, выразить своё отношение к прослушанному.

2 стадия представляет собой процесс повторного восприятия и углубления в содержание произведения. У детей формируется способность вслушиваться, выделять яркие особенности, осознавать выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Этот процесс происходит при повторном слушании. Ребёнок получает новые положительные впечатления от музыки. При повторном слушании возникает привыкание к музыкальному произведению. И если при первом прослушивании ребёнок остался равнодушным, то при повторном слушании ситуация может измениться в положительную сторону. Музыкальному руководителю следует учитывать это, и при организации слушания, можно посвятить ещё несколько занятий данному произведению. Таким образом, у детей накопится запас любимых произведений. А это – залог формирования музыкального вкуса.

3 стадия – узнавание и осознанное восприятие хорошо изученного музыкального произведения, которое обогащено новыми музыкально-слуховыми представлениями. На этой стадии активно взаимодействуют целостные эмоциональные впечатления от музыкального произведения и осмысленное его восприятие, которое связано с анализом средств музыкальной выразительности. Ребёнок слушает музыкальное произведение и передаёт музыкальный образ в игре, пении, танце. На этой стадии важно дать ребёнку возможность проявить элементы творчества.

Детство является периодом наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.

Как же сделать процесс слушания музыки интересным для дошкольников? И тут на помощь приходит такая форма работы, как активное слушание. Наблюдения за детьми показали, что многие из них невнимательно слушают музыку, быстро теряют интерес к происходящему, не запоминают музыкальные произведения. Зная потребность ребенка в движении (а музыка, её различные виды и жанры являются регулятором, побудителем двигательных проявлений) поставили цель:

- добиться эмоционально - образного восприятия музыки детьми через музыкально – двигательные импровизации.

В соответствии с этой целью были поставлены следующие задачи:

1. Знакомство детей с доступными для их восприятия современными, классическими произведениями, а также с народным музыкальным творчеством, дифференциация их по жанрам, видам.

2. Формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам.

3. Развитие способности запоминать музыкальные произведения, их содержание, характер, средства музыкальной выразительности; постепенное формирование представлений о музыке.

4. Воспитание оценочного отношения к музыке и ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса.

5. Формирование навыка слушания музыки.

Активное восприятие музыки – это ряд методов и приемов, активизирующих процесс слушания музыки, делающих процесс слушания более интересным, разнообразным, познавательным, игровым, творческим.

Творческое слушание – это понятие данное О. П. Радыновой, которое она описала в своей программе по слушанию классической музыки «Музыкальные шедевры».

Чтобы сделать процесс слушания музыки ненавязчивым, интересным, на разных этапах применяю как стандартные, так и нетрадиционные педагогические методы, среди которых:

- Проблемный (поисковый) метод, в результате чего ребенок начинает сам чувствовать потребность в получении новых знаний, начинает думать и находить пути решения поставленных перед ним задач. Ребенок должен «сделать открытие». Для эффективного развития у детей музыкального восприятия нужно побуждать детей к творчеству и активной деятельности. Метод этот – уподобление характеру музыки способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, побуждает к осмыслению ее выразительных средств в активной творческой деятельности, детям дается творческое задание.

Виды деятельности по активному слушанию классической музыки :

- Пластическое интонирование - это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.

Б. М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия музыки двигательными реакциями (вокализациями, мелкими движениями пальцев и т. д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приемов, активизирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения (плавного, четкого, отрывистого, средств музыкальной выразительности (акцентов, динамики, взлетов и падений мелодии, темпа, ритмического рисунка и т. д.) Эти свойства музыки можно моделировать с помощью движений рук (что доступно уже детям младшего возраста, танцевальных и образных движений. Работу с пластическим интонированием лучше всего начинать с очень яркой, образной музыки, которая детям понятна, не требует большого объяснения. Таким произведением, например, является зоологическая фантазия Камиля Сен-Санса «Карнавал животных». Дети без труда угадывают животных, с легкостью им подражают, фантазируют о том, какое оно и что может делать под эту музыку.

Натягиваете большое полотно голубой ткани (размер ткани определяется количеством детей, чем оно больше, тем эффект волн ярче) и под музыку Римского-Корсакова «Океан – море синее», ребята имитируют плеск волн. Под впечатлением игры дети могут хаотично делать волнообразные движения, но нужно добиться от них полного соответствия волн с музыкой.

Лео Делиб Пиццикато из балета Сильвия – восприятие музыкального произведения, развитие мелкой моторики, чувства ритма, здоровьесберегающие технологии.

Еще одной «музыкальной находкой» стала музыка Равеля «Игра воды» -стаканчики с водой, трубочки (здоровьесберегающие технологии – упражнение на дыхание).

- Музыкально-дидактические игры

Игра «Бабочки и Шмель» (музыка И. Штрауса «Полька Анна» и музыка «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова) Дети делятся (бабочки и шмель). Детям дается задание показать образы бабочек и шмеля под музыку, и двигаться под нее в соответствии с характером музыкального произведения. Придумать, что делают насекомые, как двигаются, танцуют (например, бабочки перелетают с цветка на цветок, собирают пыльцу и т. д.).

- Рисование под музыку

Предлагается прослушать музыку и нарисовать то, о чем она рассказывает. Музыкальные произведения, которые используются в работе с дошкольниками, должны содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного. Это цветок, который заколдовала Баба Яга (П. И. Чайковский «Баба Яга», золотые рыбки (Сен-Санс «Аквариум»)

Игра «Музыкальная мозаика»

Цель игры: активизировать у детей творческие ассоциативные способности, вызвать в них интерес к музыке, развить мелкую моторику рук.

Оборудование: комплект цветной мозаики (на каждого игрока по комплекту, музыкальные записи.

Ход игры. Взрослый говорит о том, что музыку можно не только исполнять, слушать, но и рисовать и даже выкладывать при помощи мозаики, чем сейчас и займутся игроки. Дети устраиваются каждый за своим столом или располагаются на ковре — кому как удобно. Каждый из них получает по комплекту обычной игровой мозаики. После ознакомления с условиями дети приступают к игре. Перед игроками ставится задача: в течение того времени, пока звучит музыкальное произведение, выложить мозаикой любые фигуры, используя те цвета, которые «подсказаны» музыкой.

Примечание. В качестве музыкального репертуара рекомендуется использовать произведения П. Чайковского (из «Детского альбома», С. Прокофьева, Д. Кабалевского и других композиторов. Произведения могут звучать в записи или в живом исполнении.

- Чтение стихотворений под классическую музыку

Д. Кабалевский «Кавалерийская» (отрывок стихотворения С. Маршака)

Как в бою, в лихой погоне

Раздается стук копыт.

Это кони, кони, кони,

Наша конница летит!

П. Чайковский «Песня жаворонка»

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

- Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!

- Оркестровка или элементарное музицирование под классическую музыку

Оркестровать произведение — значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры музыкальных инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Этот прием способствует дифференцировке восприятия, выделению наиболее ярких, выразительных средств музыки : интонаций, регистра, динамики, тембра, артикуляции, акцентов, изобразительных моментов.

Игра «Звуки природы» (осени, зимы, весны, лета)

Цель: развитие творческого восприятия.

Ход игры: любые музыкальные инструменты : шумовые, ударные, клавишные и другие; любые предметы: металлические, стеклянные, бумажные, пластиковые и т. п.

Ход игры: Дети договариваются изобразить звуки любого времени года, вспоминают, какими могут быть эти звуки и на чем можно их изобразить.

Например: Звуки лета: комарик пищит, пчелы жужжат, колокольчик звенит…

Звуки осени: листья шуршат, филин кричит, зайчик прыгает и т. п.

Звуки зимы: ветер воет, деревья скрипят, сани едут и т. п.

Звуки весны: ручеек звенит, капель капает, птицы кричат и т. п.

- Образно - пластические этюды

«Деревья в зимнем лесу» взаимодействие в пространстве (модель О. Коневой)

Звучит музыка П. И. Чайковского «Зимнее утро»

Педагог: Вот мы и в лесу, как кругом красиво! Снежинки летят, бережно и нежно касаются деревьев. Каждое дерево по-своему встречает снегопад. Ели протягивают навстречу снежинкам кончики лап. Рябинки подставляют грудь: пожалуйста, сыпни. У березки опущены гибкие ветви. Летит снег белый мимо белых стволов, не шелохнутся березы. Шепот. Шорохи. Снежинки летят. Бережно и нежно опускаются снежинки. Посмотрите, разыгралась метелица. Встряхнула покрывало Госпожа Метелица и поднялись, полетели легкие крохотные снежинки.

- Игры - драматизации

Это образно - игровой вид активного восприятия. Дети могут сочинить сказку или сюжет, распределить роли, и осуществить задуманное под выбранную классическую музыку.

Таким образом, восприятие музыки требует различных методических приемов, активизирующих переживания детей и развивающих понимание особенностей музыкального языка. Эффективность результатов организации слушания музыки достигается выразительным исполнением музыкальных произведений, взаимодействием словесных и наглядных методов, последовательной постановкой разнообразных заданий, активизирующих детское восприятие.

Публикации по теме:

Центр музыки и центр физического развития в музыкальном зале ДОУЦентр музыки и центр физического развития в музыкальном зале ДОУ Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной.

Фотоотчёт о музыкальном развлечении «Три Чуда» ко Дню МузыкиФотоотчёт о музыкальном развлечении «Три Чуда» ко Дню Музыки Музыкальное развлечение ко Дню Музыки «Три Чуда» по мотивам произведения А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активное слушание музыки как форма современной технологии в музыкальном образовании дошкольников с использованием ИКТ
Опубликовано: 21 сентября 2024 в 08:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активное слушание музыки как форма современной технологии в музыкальном образовании дошкольников с использованием ИКТ» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Дунаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

29 сентября. Ленд-арт фестиваль. Передвижка «Осеннее творчество»

 Игры с детьми на прогулке важны в любое время года, но можно не просто гулять, а заниматься творчеством. Все, что нужно для занятий в стиле «лэнд-арт», можно найти буквально у себя под ногами....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД