Гобозова Оксана Омаровна
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста как исход не корректного воспитания. Коррекция его поведения
▼ Скачать + Заказать документы
РЮО г. Цхинвал
ДОУ №2 «Золотой ключик»
Статья на тему: «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста как исход не корректного воспитания. Коррекция его поведения».
Автор: Воспитатель Гобозова О. О
Публикация «Агрессивное поведение детей дошкольного возраста как исход не корректного воспитания, Коррекция его поведения» размещена в разделах
Аннотация: В этой работе освящаются причины агрессивного поведения дошкольников, о том как реагировать на агрессивное поведение ребенка, способы коррекции и минимизация всплесков агрессии.
Ключевые слова: агрессия, реакция, дошкольники, коррекция и минимизация.
В норме эмоциональная сфера ребенка отмечается жизнеспособность радостностью, бодростью, оптимизмом. Именно такой эмоциональный фон, дает ребё нку основные постулаты взрослой жизни: ее самоуважения, уверенности, веры в свои силы, инициативности. Ребенок находящийся в подавленном и раздруженном состоянии, быстро устаёт или, наоборот, не может успокоиться, проявляет гиперреактивность, ведет себя робко, плаксиво, капризно, что не очень благоприятно влияет на эмоциональную зрелость ребенка, что влияет на развитие ребенка в обществе, как личности.
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому человеку.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Это проявление внутреннего дискомфорта ребёнка, и бурным протестом, он пытается чаще всего привлечь внимание к своей персоне.
Свою долю вносят и СМИ, кино- и видео индустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия, дети чувствуют себя «супер героем», где сделав трюк или причинив вреда, отсутствует последствие.
Дети с агрессивными свойствами личности часто теряют контроль над собой, спорят, ругаются с сверстниками и взрослыми, целенаправленно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых, часто винят других в своём «неправильном» поведении и ошибках, часто сердятся и прибегают к дракам. О ребенке, у которого в течение шести и более месяцев одновременно устойчиво проявились хотя бы четыре из вышеперечисленных признаков, можно говорить, что он обладает агрессивностью, как качеством его личности.
Выделяют следующие факторы, которые способствуют формированию детской агрессивности :
1. Семейные факторы:
- Безразличие или агрессивность со стороны родителей —тяжело бывает детям, родители которым безразлично относятся к детям.
- Отсутствие эмоциональных связей в семье —возникает когда семья в постоянных ссорах.
-Не восприятие ребёнка как личности — агрессивные реакции могут быть вызваны оскорбительными и унизительными замечаниями.
-Полный контроль или наоборот, его отсутствие — гиперопека не менее вредна, так же как и гип опека.
2. Личные факторы:
- Когда ребёнок ожидает опасность – ребёнок, часто встречающий не справедливость, будет настороженно реагировать на людей. Он чувствует себя не уверенно,
- Эмоциональная нестабильность — до 7 лет многие дети эмоционально не стабильны, которые взрослые часто называют капризами. Родитель должен понимать, что это может быть причиной плохого самочувствия или боулинга со стороны сверстников.
- Недовольство собой — Для ребенка жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования – немотивированно. Ребенок без проявления любви, со стороны родителей, чувствует себя не полноценным, думает, что он не достоин любви от родителей.
3. Ситуативные факторы:
- Переутомление — возникающие в следствии недосыпа из-за гаджетов или длительных игр до поздней ночи.
- Факторы пищевого поведения- насильственное питание, когда заставляют ребенка кушать насильно, применяя угрозы и шантаж.
- Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.
Коррекционная работа с агрессивными детьми направленна на своевременный выход ребенка из агрессивного состояния (эмоциональный катарсис, и на повышение самооценки, и на развитие коммуникативных навыков, а в большей степени на преодоление внутренней изоляции, на повышение смелости ребенка в здоровом общении.
Разработаны и используются следующие способы реагирования в случае агрессивных проявлений :
Главное, это спокойно реагировать на ребенка в случае не значительного агрессивного проявления.
В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объяснима, можно использовать следующие позитивные стратегии: полное игнорирование реакций ребенка — весьма мощный способ прекращения нежелательного поведения; выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно …», переключение внимания ребенка, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, достать посуду с верхней полки «, позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
Снижение напряжения ситуации.
Основная задача, сталкивающегося с детской агрессией — уменьшить напряжение ситуации. Не правильно со стороны взрослого: повышение голоса, изменение тона на угрожающий, демонстрация власти, насмешки, высмеивание и передразнивание, использование физической силы, втягивание в конфликт посторонних людей, непреклонное настаивание на своей правоте, нотации, сравнение ребенка с другими детьми не в его пользу – это самое страшное, по моему мнению, что может услышать ребенок, в глазах родителей, ребенок скорее всего, в глубине души, будет считать себя не полноценным.
Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него — публичное осуждение и негативная оценка. Для сохранения положительной репутации целесообразно публично минимизировать вину («Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть», но в беседе с глазу на глаз показать истину.
Обсудить проступок с глазу на глаз.
Обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наедине. Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Нужно обсудить последствия агрессивного поведения, его разрушительность не только для окружающих, но, прежде всего, для него самого.
Акцентирование внимания на поступках (поведении, а не на личности.
Проводить чёткую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, нужно обсудить с ним его поведение. Один из важных путей снижения агрессии — установление с ребёнком обратной связи. Для этого используются следующие приемы: констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»); задавание констатирующего вопроса («Ты злишься?», раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?», обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит», апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»). Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить, по меньшей мере, три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость.
Родителям и специалистам необходимо контролировать свои слова и поведение с ребенком. Когда взрослый умеет управлять собой, дети это видят, а как мы знаем, дети всегда повторяют поведение взрослых.
У нас есть два пути: любовь и миролюбие или поиск социально приемлемых форм выхода агрессии для детей. Какой из них выбрать – решать самим взрослым. Но и в том и в другом случае нужно помнить, что помогать — не значит отвечать насилием на насилие.
Подавление агрессивных импульсов, опасно для психического и физического здоровья ребенка. Поэтому нужно научить малыша выражать свои негативные чувства любым социально приемлемым способом: рукоделие, спорт, рисование; с помощью игрушек, наконец.
Один из важных методов — научить ребенка переводить чувства из действия в вербальную плоскость. Умение говорить о своих чувствах, а не сразу лезть в драку — важнейший навык. К тому же, родителям тоже будет легче, если малыш научиться объяснять на словах, почему он обижен или рассержен. Без разговора между ребенком и взрослым, эти методы не работают, должен быть «мостик доверия».
Коррекция агрессивного поведения дошкольников
Агрессивные дети в силу особенностей своего характера обладают довольно ограниченным набором реакций на неприятную ситуацию. Как правило, дети в таких ситуация придерживаются силовых моделей поведения, которые они считают обычной обороной.
Агрессивный ребенок слабо осознает собственные эмоции и игнорирует эмоции окружающих. Развитие апатии является важнейшим моментом в деле коррекции агрессивного поведения.
Важная ошибка, которую допускают во время коррекции агрессивного поведения младших школьников — это «публичные выговоры». О проступке ребенка нужно разговаривать исключительно с глазу на глаз, без участия класса или любой другой социальной группы. В беседе нужно избегать эмоционально окрашенных слов («стыдно» и тому подобные).
Ребенка нужно поощрять и не забывать хвалить. Когда ребенок реагирует должным образом, нужно закреплять это похвалой. Но не дежурным «Ты хороший мальчик», дети чувствуют фальшь. Ваша похвала, как и эмоция, должна быть искренней.
Занятия по коррекции агрессивного поведения, необходимо проводить не реже одного раза в неделю. Продолжительность занятий с дошкольниками — не более сорока минут.
Гнев происходит из слабого контроля над своими эмоциями (или полного отсутствия такого контроля, поэтому при коррекции агрессивного поведения необходимо сформировать навыки само регуляции и контролирования агрессии.
Агрессивные дети являются наиболее осуждаемыми и отвергаемыми среди взрослых. Непонимание причин детского гнева и агрессии приводят взрослых к открытой неприязни и неприятию таких детей. Но нормальный контакт со взрослым — базовое условие коррекции агрессивного поведения.
Психологами широко используется ряд упражнений на контроль гнева и коррекцию агрессивного поведения. Вот несколько из них:
- комкать и рвать бумагу; на этой бумаге, кстати, можно написать все негативные слова, которые хочется сказать;
- срывать агрессию на «подушке для битья»;
- громко орать, используя «рупор», сделанный из большого листа бумаги;
- топать ногами или пинать какую-нибудь консервную банку;
- вминать пластилин в картонку или доску;
- в домашних ситуациях можно использовать водяной пистолет или, например, надувные дубинки.
Конечно, такие упражнения — лишь методы «быстрого реагирования» и по сути достаточно поверхностны. Для того чтобы коррекция агрессивного поведения была эффективной и успешной, недостаточно использовать только эти методы. Необходимо помочь ребенку отреагировать проблемную ситуацию в целом.
Список литературы:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение, 1985. – 174 с.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2009. – 160 с.
3. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Т. А. Марковой. – М. : Просвещение, 2008. – 128 с.
4. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселово. – М., 1989. – 340 с.
5. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль: Академия развития, 2007.
6. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 192 с.
7. Общая и социальная психология – Издательство «Норма», 2018.
8. Социальная психология дошкольника - Издательство «Мозаика-Синтез», 2016.
9. Московкина А. Г., Пахомова Е. В., Абрамова А. В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей // Дефектология - № 3. - 1997, С. 38.
10. Психологические особенности профессиональной деятельности учителя /Сост. Н. А. Подымав, Л. С. Подомовая. – Курск: ГПУ, 1996. – С. 56 -57.
11. Сошниковая Н. Г. Отношение студентов педагогических вузов к проблемам специального образования // Дефектология - № 7. - 2002, С. 64.
12. ЯндоваТ. И. Психологический анализ самооценки учителя - дефектолога // Дефектология - № 5. - 2000, С. 40.
13. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми / К. Бюттер. – М. : Педагогика, 1991. – 122 с.
14. Кузнецова Л. Н. Психолого-педагогическая коррекция детской агрессивности // Начальная школа. – 1999. – N 3. – С. 24-26.
15. Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб. : Речь, 2001. – 190 с.
16. Паренс Г. Агрессия наших детей / Г. Паренс. – М. : ЮНИТИ, 1997. – 125 с.
17. Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 81-88.
18. Реан А. А. Агрессия и агрессивная личность / А. А. Реан. – СПб., 1996.
19. Семенако С. П. Пути преодоления детской агрессивности // Педагогический вестник. – 2000. – № 3. – С. 10.
20. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте. - М., 2003.