Варвара Петровская
Адаптация ребенка к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Наступает осень и пора идти в детский сад. Взрослые задумываются,отдавать в детский сад своего малыша или продолжать воспитывать его дома. Мы понимаем и хотим чтоб ребенок общался со сверстниками, но знакомые и родственники советуют не торопиться отдавать ребенка в детский сад, подождать чтоб малыш подрос,окреп. Конечно-же пугают еще и разговоры, что дети часто болеют и плачут в детском саду.
Публикация «Адаптация ребенка к условиям ДОУ» размещена в разделах
Исследования ученых (Э. Торндайк,И. П. Павлов,В. Штерн) доказали,что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения, называемый период адаптации, в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду.
Ребенок окруженный доброжелательным вниманием, лаской, становится более общительным,быстрее начинает знакомиться с группой, разговаривать с детьми.
Н. Д. Ватутина
Психологические особенности детей раннего возраста в период адаптации.
Адаптация-это приспособление организма к новым социально значимым условиям жизни.
• Состояние здоровья и уровень развития ребенка.
Здоровый и хорошо развитый ребенок обладает функциональной активностью всех систем организма, в том числе и системы адаптационных механизмов. Ребенок легче справляется с любыми трудностями.
Для совершенствования системы адаптационных механизмов имеет значение уровень адаптационных возможностей организма в перестройке форм поведения в зависимости от изменяющихся социальных условий. Это качество не формируется само по себе,оно требует определенной тренировки, которая с возрастом усложняется,но не следует превышать возрастные возможности ребенка. Малыш не должен приходить в состояние стресса при каких-то необычных социальных ситуациях. Это умение формируется паралельно с развитием психики.
Ребенка надо ставить в такие условия,когда ему необходимо менять формы поведения.
С начало это проявляется в мелочах: нельзя кричать на улице, некрасиво капризничать в гостях. Именно в этом зрелость,именуемая обобщенным термином «социальная зрелость»(сюда включаются и возможности к социальной адаптации).
На протяжении первого года жизни и всего дошкольного возраста социальная адаптация проявляется во взаимоотношении ребенка со взрослым и сверстниками. На втором году жизни –у ребенка проявляется желание общаться не только с близкими ему людьми,но и с чужими. На третьем году жизни у ребенка формируется умение общаться со сверстниками и взрослыми.
•
Развитие ребенка поступающего в ДОУ.
По навыкам ребенка можно судить насколько готов он к детскому саду.
В 1 год и 6 месяцев ребенок умеет кушать и держать ложку при помощи взрослого ;пить из чашки; обращать внимание на неопрятный вид ;спокойно относиться к умыванию ;проситься на горшок.
В1 год и 9 месяцев уже самостоятельно есть пищу с хлебом ;самостоятельно снимать шапку и обувь; частично одеваться; обращать внимание на грязное лицо и руки; контролировать физиологические потребности (заранее сообщать взрослому);проявлять желание к самостоятельности; знать где находятся личные вещи и игрушки.
В2 года кушать аккуратно при этом наклоняться над тарелкой ;умывать лицо,рот,вытираться полотенцем при помощи взрослого;самостоятельно одевать носки,шапку,обувь (частично раздеваться);знать места хранения своей одежды и игрушек;пользоваться носовым платком при напоминание взрослого;контролировать физиологические потребности.
В 3 года ребенок может одеваться с помощью взрослого;раздеваться самостоятельно;складывать вещи на стульчике;застегивать несколько пуговиц;выполнять поручения такие как,отнеси,принеси,поставь;замечать беспорядок в своей одежде,пользоваться носовым платком;регулировать свои физиологические потребности,аккуратно есть,правильно держать ложку,пользоваться салфеткой;говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.
•
Особенности адаптации ребенка к социальным условиям.
Три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям.
• Период дезадаптации -это когда у ребенка меняются привычные ему до этого условия и требования к новой микросоциальной среде. В это время ребенок меняет свое отношение к взрослым и сверстникам,к речевой активности,к игре,также имеются изменения в нервной системе ребенка.
• Адаптация (приспособление)-ребенок активно начинает осваивать новую среду,показывая соответствующую ей форму своего поведения. Постепенно ребенок начинает привыкать,у ребенка в первую очередь проявляется аппетит, но сон и эмоциональное состояние ребенка нарушены, речь и игра развиваются медленнее.
• Адаптивность-нормализуется все показатели ребенка в норму.
Поэтому при адаптационном периоде есть определенные сроки нормализации поведения,ребенок часто и долго болеет,появляются невротические реакции на ту или иную причину.
• Легкая адаптация детей раннего возраста нормализуется в течение месяца,у дошкольников за 10-15 дней,и у тех детей которых подготовили родители-в первую очередь они учат детей самостоятельности,ребенок может сам снять одежду, сесть на горшок,сам держать ложку-кушать ею,пить из чашки. Выходя с ребенком на улицу объясняла что надо играть со всеми детками и делиться своими игрушками. Весь труд мамы не пройдет зря,это в дальнейшем скажется на благосостоянии ее ребенка,и легкой адаптации к дошкольному учреждению.
• Средняя адаптация-это когда поведение ребенка выражается более ярко. Нарушение сна и аппетита нормализуются в течении 20-40 дней. Эмоциональное состояние не устойчиво в течение месяца. В это время у взаимоотношение со взрослым не нарушается,речь восстанавливается на 30-40 день,двигательная активность ребенка на протяжении 35 дней. Функциональные изменения выражены отчетливо,особенно в дни когда ребенок заболевает (в виде респираторной инфекции,протекающей без осложнений).Течение такой адаптации бывает у детей от девяти месяцев до полутора лет,у детей дошкольного возраста,имеющих отклонения в состоянии здоровья,или педагогически запущенных.
• Тяжелая адаптация –таких детей намного меньше,они адаптируются к дошкольному учреждению в течение 2месяцев,а иногда и пол года надо ребенку чтоб он привык. Дети от 1,5 до 2 лет повторно заболевают,неблагоприятно отражается физическое и нервно-психическое состояние ребенка. Этот вид адаптации у детей имеющих отклонения в здоровье последствия токсикоза беременности матери и т. д. Так-же характеризуется проявление неадекватного поведения с невротическим состоянием.
Дети избегаю контакта со сверстниками, проявляют агрессию,к взрослым относятся осмотрительно. При тяжелой адаптации нервно-психическое развитие ребенка замедляется. Игровая деятельность и развитие речи отстают,в период от 3 лет наиболее активно формируются личностные качества ребенка:психика становится бурной и ранимой, чувствительной к отягощающим обстоятельствам.
Тяжелая адаптация сказывается неблагоприятно на ребенка,его здоровье нормализуется в течении нескольких лет.
Легкое привыкание ребенка зависит от эмоционального состояния.
Период адаптации завершается в течении 3 месяцев,если в течении 6 месяцев ребенок не адаптировался к социальным условиям существует угроза его здоровью. В таком случае
требуется помощь других специалистов.
Адаптация.
Дети во время адаптации часто болеют,поэтому с первого дня пребывания ребенка в доу мед. персоналом и педагогами проводятся мероприятия оздоровительного комплекса. Это закаливание,игровые методы взаимодействия. Также соблюдается режимные моменты в течении дня,во время режимных моментов педагог создает положительную обстановку,читает потешки рассказывает сказки, поет песенки. Создает дружелюбную атмосферу среди детей и взрослыми.
В первую неделю педагоги и психологи рекомендуют приводить ребенка на 2 часа,и желательно не с утра когда воспитатель не может уделить большего внимания вновь поступившему ребенку,а на час позже, ребенка обязательно надо покормить потому что многие дети отказываются от пищи в детском саду. Мама или другой близкий человек может находиться с ребенком в группе для того чтоб ребенок быстрее освоился и привык к режиму и условиям ДОУ. Во вторую неделю ребенка уже оставляют без мамы,но так же на 2-3 часа,малыш уже знаком с окружающими и ему намного легче переносить разлуку с близкими. На третью неделю ребенка оставляют до обеда,ну а на четвертую неделю ребенок остается на сон час. Так постепенно в течении месяца ребенок приспосабливается к новым социально значимым условиям.
Предлагаем вашему вниманию примерный режим дня,закаливающие процедуры, игровые взаимодействия во время адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
•
Закаливающие процедуры в детском саду.
В течение года под руководством медицинского персонала, учитывая здоровье детей и местные условия, осуществлять комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Приучать детей находиться в помещении в облегченной одежде. Обеспечивать длительность их пребывания на воздухе в соответствии с режимом дня.
При проведении закаливающих мероприятий осуществлять дифференцированный подход к детям с учетом состояния их здоровья.
Специальные закаливающие процедуры проводить по решению администрации и медицинского персонала дошкольного учреждения, принимая во внимание пожелания родителей.
•
Примерный режим дня в детском саду.
Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим дня составлен с расчетом на 12-часовое пребывание ребенка в детском саду.
Дома:подъем,утренний туалет – 6.30-7.30
В дошкольном учреждении: прием, 7.00-8.10
осмотр,игры,утренняя гимнастика
Подготовка к завтраку,завтрак 8.10-8.30
Игры,самостоятельная деятельность 8.30-9.00
Непосредственно образовательная 9.00-9.35
деятельность
Подготовка к прогулке,прогулка 9.35-11.20
(игры,наблюдение,труд)
Возвращение с прогулки,игры 11.20-11.40
Подготовка к обеду,обед 11.40-12.20
Подготовка ко сну,дневной сон 12.20-15.00
Постепенный подъем,воздушные и
водные процедуры 15.00-15.30
Организованная образовательная
деятельность 15.30-16.00
Чтение худ. лит. ,игры,самостоятельная 16.00-16.30
деятельность детей,совместная
деятельность педагога с детьми
Подготовка к ужину,ужин 16.30-17.00
Подготовка к прогулке,прогулка. 17.00-19.00
Самостоятельная деятельность детей.
Уход детей домой.
•
Правила проведения развивающих игр с детьми в адаптационный период
Правило 1
Первое, и самое важное, правило – добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять правило 2.
Правило 2
Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли: участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.
Правило 3
Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять правило 4.
Правило 4
Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т. д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным. И последнее, но отнюдь не маловажное правило 5.
Правило 5
Взрослый не должен оценивать действия ребенка. Слова типа: «Неверно,
не так» или «Молодец, правильно» в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это!
Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения.
Игры и занятия во время адаптационного периода.
1. Игры с тестом.
2. Игра "Пластилиновые узоры
3. Игра в прятки
4. Разрывание бумаги
5. Фотоальбом
6. "Игры с ручками", игры с пальчиками
7. "Солнышко и дождик".
8. "Кто в кулачке?"
9. "Иди ко мне"
• Потешки.
Список использованной литературы и интернет сайтов:
1. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие/ м. : Айрис-пресс, 2006.
3. Севостьянова Е. О. Дружная семейка : Программа адаптации детей к ДОУ. -М. :ТЦ Сфера,2005.-128с (Ранний возраст)
4. Фольклор как средство развития речи детей. : http://logoportal.ru/
5. Картинки с https://www.google.ru/webhp?hl=ru&tab=ii;. http://razvivaemdetei.ru/;.ivona.bigmir.net , www.livemaster.ru, katella.ru.