Cтепанова
Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №38 «Солнышко» комбинированного вида г. Орска»
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Выполнила: воспитатель МДОАУ
«Детский сад № 38 г. Орска»
Степанова Любовь Александровна
г. Орск 2022 г
Публикация «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ» размещена в разделах
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Часто случается, что для многих родителей после того, как они отдали своего ребенка в сад, наступает пора разочарования: детские слезы, капризы, отказы идти в сад, бесконечные болезни, невысказанные претензии и обиды в адрес воспитателей.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни – это и эмоциональный, и информационный стресс, проявления которого у ребенка разнообразны: отказ от еды, сна, общения с окружающими, уход в себя, плач, болезни.
Целью:
-помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
-создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком дошкольного детства.
-создание условий для формирования у детей основ базовой культуры личности, всестороннего развития психических и физических качеств ребенка.
Задачи:
1. Создать в группе эмоционально – положительную атмосферу;
2. Внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями;
3. Создать для детей атмосферу психологического комфорта;
4. Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей.
Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.
Адаптационный период условно можно разделить на несколько этапов:
Подготовительный – подготовка родителями и воспитателями ребенка к условиям детского сада. Его следует начинать за 1-2 месяца до приема в детский сад. В процессе подготовительного этапа особое внимание я уделяла рациону питания малышей, приучала есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д. В это же время обращала внимание на формирование навыков самостоятельности. О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии.
Основной (на этом этапе в работу включается педагог) - главная задача этого этапа - создать положительный образ воспитателя. В этот период мы с родителями устанавливали доброжелательные отношения, родители рассказывали об особенностях своего ребёнка. Имея полную информацию о ребёнке, я смогла быстрее понять его и установить контакт с ребенком.
Заключительный – ребенок начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывали у него интерес. Любознательность и активность побуждала его отрываться от мамы. Ребенок уже мог находиться в группе, подходить к детям, играть рядом с ними. В случае необходимости я всегда могу прийти ему на помощь, организовать совместные игры. Ребёнок начинает посещать детский сад полный день, оставаясь на дневной сон.
Степени адаптации : легкая – 1 - 2недели.
средняя – от 2 - 3недель до 2 - 3мес.
тяжелая – от 1мес до полугода.
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду проходил более успешно, я использовала разные направления работы с детьми:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе: в процессе адаптации ребенка я использовала такие формы и методы работы как: элементы телесной терапии, звучание колыбельных песен во время дневного сна, релаксационные, песок, вода – также являются элементами релаксационных игр, музыкальные занятия и развитие движений, игровые методы взаимодействия с ребенком (игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения).
2. Формирование у ребенка чувства уверенности (познавательной осведомлённости). Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо: знакомство, сближение детей между собой; знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми; знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты); знакомство с детским садом (музыкальный зал, медкабинет и др.); знакомство с педагогами и персоналом детского сада.
3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным (формирование социальной осведомлённости). В этом направлении необходимо способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками: обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, выразившего ему сочувствие. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.
4. Охрана и укрепление здоровья детей. Дети, находящиеся в адаптационном режиме, постепенно знакомятся с мероприятиями здоровье сберегающих технологий и по мере привыкания активно участвуют во всех режимных моментах.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому для меня очень важна была совместная работа с родителями. Родители очень часто спонтанно относятся к процессу воспитания. Поэтому этому аспекту я уделяла особое внимание.
Методы работы с родителями:
Анкетирование;
Индивидуальные беседы;
Памятки для родителей;
Информации для родителей;
Гибкий график посещения дошкольного учреждения детьми.
Вывод: процесс адаптации проходит успешно, если дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакт друг с другом, со взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями, делятся игрушками, объединяются для совместных игр, сопереживают, помогают друг другу.