Любовь мискевич
Опыт работы «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
г. Москва
2023 г.
Содержание
1. Введение…. ….…. …. ….….
2. Организация процесса адаптации…. ….…
3. Теоретическая база опыта…. … …. …
4. Организация деятельности с детьми…. ….
5. Организация предметно- развивающего пространства…. …
6. Работа с родителями….
Заключение….
Литература….….
Приложение
1. Введение
Публикация «Опыт работы „Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Период привыкания детей – неизменно сложный процесс. В настоящее время существенную помощь в решении данной проблемы оказывают научно-практические разработки психологов, которые вооружают знаниями о ведущей роли взрослого в развитии ребенка раннего возраста, об особенностях его психического развития, уровнях общения со взрослыми. Характер и длительность адаптационного периода зависят от ряда объективных обстоятельств и множества субъективных причин.
Различают три варианта протекания адаптации : легкую, среднюю и тяжелую.
Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.
Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.
Тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Цель моей работы : создать максимально благоприятные условия для адаптации детей в детском саду.
Задачи: - способствовать возникновению чувства привязанности и доверия, симпатии к взрослым, которые заботятся о ребенке;
- изучить психофизиологические особенности детей;
- разработать индивидуальную карту адаптации детей применительно к современным условиям детского сада;
- привлечь родителей к реализации этого плана работы;
-создать в группе эмоционально – положительную атмосферу, обеспечить комфорт, защищенность, эмоциональное и психологическое благополучие каждому ребенку.
2. Организация процесса адаптации
Чтобы успешно организовать процесс адаптации в группе раннего возраста
необходимо выделить две группы условий :
1. Создание пространственной предметно-развивающей среды.
Зона познавательной деятельности– способствует ознакомлению малыша с окружающим, математика, развитие речи: поделки-подарки из различных материалов, «сокровищницы» - чудесные мешочки, коробочки; дидактические игры, предметы из разнообразных конусовых основ из 4-5 колец, книжный уголок, материал для элементарной экспериментальной деятельности и др.
Требование: материал, представленный в этой зоне должен быть функциональным, простым в изготовлении и быть легкодоступным для детей. Максимальный уровень размещения материала - рост ребенка, приподнятая рука.
Зона для художественного творчества - изобразительная деятельность, ручной труд: материалы для занятий рисованием (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, кисточки, подручный материал для нетрадиционного рисования); материал для лепки (тычки, пластилин или глина).
Конструктивно-игровая зона - конструирование, игра: все виды конструкторов «Строитель», мягкие модули, дуги для пролезания, столы и стулья, коробки большие и маленькие, ящички, детские полиэтиленовые тазики для стирки, бросовый материал.
Требования: для расположения материала необходимо удобное место и большое пространство.
2. Вторая группа условий характеризует требования к профессиональной компетентности педагога:
• хорошо знать особенности развития ребенка раннего возраста;
• учитывать социальную ситуацию развития каждого малыша;
• ориентироваться на имеющийся опыт организации процесса адаптации детей, существующий в детском саду.
3. Теоретическая база опыта
Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям детского сада, в семье необходимо готовить его к поступлению в ДОУ. Детский сад является тем учреждением, которое может и должно дать родителям рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. К сожалению, родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят ребенка в группу. В условиях воспитания детей раннего возраста в детском саду индивидуальный подход к ребенку обуславливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья.
С другой стороны, воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша. Не все дети, приходя в первый раз в группу, плачут. Многие дети идут в группу без боязни. Им все интересно. Они рассматривают окружающее, сами подходят к заинтересовавшей их игрушке. Другие делают это с меньшей уверенностью, но тоже без беспокойства, проходят в группу. Они внимательно наблюдают за действиями, выполняют просьбу. И те, и другие дети спокойно отпускают родителей.
Есть дети, которые быстро осваиваются в новой обстановке, находят сами себе занятие. И только при необходимости обращаются воспитателю. У этих детей заметна растерянность и беспокойство лишь в первые дни.
Бывает дети, приходя первый раз в детский сад, не хотят расставаться с мамой, в такой ситуации мама остается в группе на какое-то время. Ребенок чувствует себя спокойно и начинает обращать внимание на окружающее. После небольшого наблюдения, берет понравившуюся игрушку. С мамой он чувствует защищенность, опору. Все приходящие дети ведут себя по-разному. Особенности их поведения определяются теми потребностями, которые сложились к моменту прихода в группу.
Можно выделить три группы детей :
Первая группа – это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, ожидая от них внимания, ласки.
Вторая группа – это дети, у которых сформировалась потребность в общении со взрослыми.
Третья группа – это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях.
Плач при уходе близкого человека, отрицательное отношение к взрослым, к детям и бурная радость при встрече с мамой являются ярким показателем того, что у ребенка не развита потребность общения с посторонними.
Дети глубоко переживают расставание с близкими, так как нет опыта общения с посторонними. Чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптация ребенка к детскому саду.
Дети, отнесенные ко второй группе, до поступления в ДОУ приобрели опыт общения со взрослыми, не являющимися членами семьи. Придя в группу, пока рядом воспитатель, ребенок спокоен, но он держится на расстоянии с другими детьми. Такие дети, в случае невнимания со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности.
У детей третьей группы выявляется потребность в активных самостоятельных действиях при общении со взрослыми.
Изменение содержания потребности в общении в период привыкания протекает в рамках трех этапов:
Первый этап – потребность в общении с близкими взрослыми, как потребность в получении от них ласки, внимания.
Второй этап - потребность в общении со взрослыми, как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем.
Третий этап - потребность в общении со взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.
Дети первой группы должны пройти все три этапа. Их потребность в ласке, внимании, просьбе взять их на руки т. д. Адаптация таких детей длительная, с осложнениями (20 дней до 2-3 месяцев.)
Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10-20 дней).
Дети третьей подгруппы – конечный этап является первым, они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10 дней)
Если для поступившего ребенка будет правильно организована игровая деятельность и правильное общение с ним, привыкание его не только не задержится, но и не осложниться. Вот почему необходимо воспитателю знать не только характерные особенности детей, но и этапы их привыкания.
4. Организация деятельности с детьми
Приём вновь поступающих детей проводится поэтапно, по графику, согласованному с родителями. Принимается в группу не более 2-3 детей в неделю, так чтобы каждому малышу можно было уделить максимум внимания.
Первое посещение ребёнком детского сада длится 30-40 минут. Цель посещения - формирование у малыша положительного образа воспитателя. В утреннее и вечернее время он вместе с мамой приходит на участок детского сада и наблюдает за деятельностью воспитателя. С этого момента и маме, и малышу предлагается включиться в интересную для всех деятельность: игру с песком и водой, полив цветов, украшение веранды и т. п. Как только ребёнок начинает чувствовать себя спокойно, переходим к следующему шагу – посещению группы. Посещение позволяет малышу в спокойной обстановке познакомиться с воспитателем и «совершить экскурсию» в новые для него помещения. Ребёнок может рассмотреть свой шкафчик для верхней одежды, кроватку. В ходе первой встречи происходит знакомство ребёнка с Гномиком– символом нашей группы.
Первую неделю родителям рекомендуется приводить ребёнка в детский сад накормленным, с любимой домашней игрушкой и остаться в группе в течение 1-2 часов, если необходимо в присутствии мамы, учитывая эмоциональную связь ребёнка и мамы. В основе данного подхода лежит теория эмоциональной привязанности ребёнка к матери. Если ребёнок в хорошем настроении, активен, легко отпускает родителей, предлагается родителям оставить его в группе на 1-2 часа, постепенно увеличивая время пребывания ребёнка в группе в последующие дни.
Главной фигурой и центром внимания для детей раннего возраста остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Основной задачей взаимодействия с детьми в период привыкания к дошкольному учреждению является формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Малыш должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнёра в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых доверительным тоном, добрым взглядом, ободряющей улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
В своей работе использую потешки для создания положительного эмоционального отношения детей к проведению режимных моментов:
-Утро («Солнышко», «Утром», «С добрым утром», «Просыпайся глазок», «Оля- Олюшка»).
-Умывание («Кран откройся», «Умывалочка», «Ладушки», «Мыло», «Уши», «Умываемся»).
-Кормление («Просто объедение», «Ешь собачка!», «Игрушки кормили», «Кто скорее допьет?», «Маша и каша», «Про веселый пирожок», «Ай, да суп!»).
- Одевание («Научи обуваться и братца», «Одеваем малыша», «Я одеться сам могу»).
Сон («Спать пора», «Баю-баю», «Тихий час», «Баиньки»). -Расчесывание («Петушок», «Петин гребешок», «Поленился утром Вова»).
Во время утреннего приёма детей организуются встреча родителей и малыша, беседа с родителями, рекомендуется попрощаться с ребёнком ласково, уверенно и весело, показывая, что страха нет. Оказывается, помощь ребёнку во время раздевания, проявляется забота о нём.
Используются элементы телесной терапии: берут малыша на руки, обнимают, поглаживают, приглашают пройти в группу. Если малыш принёс 14 с собой игрушку, то обращается на неё внимание, предлагается малышу назвать её и показать, как он ей играет. Если ребёнок плачет, предлагается ему умыться и попить водички. Установлено, что в психически напряжённой стрессовой ситуации помогает переключение на пищевую реакцию, которая затормаживает возникшие отрицательные эмоции. В группе вода находится в одном месте, что бы малыш мог показать, что хочет пить.
Когда приём детей закончен, организуется эмоционально- стимулирующая гимнастика. Она позволяет обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. По своей структуре она проста и доступна детям. Игра с движениями доставляют им удовольствие, к тому же не требуют сложного оборудования.
В каждом комплексе имеются упражнения на дыхание. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, способствует умению управлять собой. Глубокий медленный выдох помогает ребёнку расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. В заключительной части гимнастики используются особые упражнения – это релаксация, которая даёт возможность расслабить мышцы ног, рук и туловища. Она позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение. Чтобы гимнастика была эффективной и дала результаты, выполняются следующие условия : - играя с ребёнком, педагоги чувствуют себя партнёром, участником игры, радуясь вместе с ним, незаметно помогая ему при затруднениях; - сопровождают движения стихотворным текстом, так как ритм, рифма не только воспитывают слуховое внимание и восприятие, но и организует ритм и темп движения; - текст произносят чётко, эмоционально, с повторениями.
Во время приёма пищи дети приглашаются к столу, учатся правильно садиться за стол, пользоваться приборами, совершенствуются навыки самообслуживания. Во время еды называются блюда, обращается внимание на аромат и вкус еды, формируется привычка спокойно и с аппетитом съедать положенную порцию, положительно относиться к новым видам блюд.
Совместная игра – та деятельность, которая сближает ребёнка и взрослого. Инициатором игр в период адаптации всегда выступает взрослый. Игры выбираются с уч том игровых возможностей детей, места проведения. Дети начинают проявлять активный интерес к своим сверстникам. Двухлетний ребёнок сначала предпочитает оставаться в роли наблюдателя. Наблюдая со стороны, ребёнок подражает малышу, который успешно справляется с постройкой башни из кубиков. Он может подражать агрессивному поведению ребёнка, который отнимает игрушки у других детей. Малыш делает вывод о том, что, подражая «успешному» поведению детей он может добиться желаемой цели.
Оптимальной формой организации детей считаются совместные игры и занятия, основные задачи которых заключаются в следующем: - привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действия партнёров; - налаживать гуманные, доброжелательные отношения между детьми; - способствовать развитию познавательных процессов детей; - обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями. Эти задачи решаются в процессе проведения разнообразных игр, среди которых наиболее эффективными являются: пальчиковые игры, адаптационные игры, дидактические игры, игры с водой и песком, игры- драматизации (совместное проигрывание сказок, простые сюжетно-ролевые игры, совместные танцы и игра на музыкальных инструментах.
Чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием, используются фронтальные игры. В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние поднять, настроение можно пальчиковыми играми. Они не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребёнку. Ежедневно организуются в группе адаптационные игры, способствующие сближению детей, воспитывающие доверительное отношение к сверстникам, дающие заряд положительных эмоций. В этих играх дети выступают как равноправные участники и совершают вместе одинаковые действия. Адаптационные игры можно разделить на 3 группы: спокойные коллективные игры, объединяющие подвижные игры, хороводные игры.
Дидактические игры постепенно развивают в детях умение действовать в среде сверстников. Сначала ребёнок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушки и не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности. Зарождается интерес к действиям другого ребёнка, радость общих переживаний. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры. Разработаны, изготовлены и систематизированы следующие дидактические пособия:
1. Игры, способствующие развитию восприятия цвета.
2. Игры, развивающие элементарные представления о форме предметов.
3. Игры на развитие восприятия величины.
4. Игры для ознакомления с окружающим миром. Настольно – печатные игры – интересное для ребят занятие. Они разнообразны по видам и по требуемым действиям. Организуются словесные игры, развивающие речевую активность детей, умение соотносить действие со словом потешки, стихотворения, понимание ими значения слов, правильного их произношения. Малыши любят рифмованную речь, они испытывают огромное удовольствие, когда чтение потешки или стихотворения сопровождается эмоциональными жестами, мимикой, изменяющейся интонацией. Словесные игры, используемые в период адаптации.
5. Игра с водой и песком завораживают детей, заставляют сосредоточиться, вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности. Для игр с песком в группе представлены совочки, разнообразные формочки, некрупные игрушки для закапывания (шарики, кубики, кольца и другие геометрические формы цветов и размеров, палочки, грабельки. Для игр с водой – набор резиновых и пластиковых игрушек (фигурки рыбок, черепашек, лягушек, кораблики и др. сачок, разноцветные пластиковые мячи, набор игрушек из разных материалов, набор цветных камешков, ракушек. Предлагаемые детям разнообразные игры с песком и водой представлены в игротеке.
6. Организуются небольшие театральные постановки, используя возможности кукольного, пальчикового, плоскостного театров, театра деревянных фигурок.
7. Простые сюжетно – ролевые игры. К концу второго года жизни у ребёнка появляется игра с элементами замысла. Игра перестаёт быть простой манипуляцией с предметами, становится более содержательной, ребёнок начинает воспроизводить в ней наиболее интересные и значимые для него события. Малыш продумывает тематику игры, удерживает её в памяти и может спланировать свои последующие действия. Ребё нок имитирует действия взрослых: как они разговаривают по телефону, обедают, идут в магазин. Кроме того, ребёнок может ввести в игру вместо себя игрушку, например, куклу, которая будет говорить по телефону, пить чай, ходить в гости.
Эти игры непродолжительны, но они необходимы ребёнку для накопления опыта социального взаимодействия. В играх с образными игрушками у малышей формируется заботливое отношение к партнёру по игре – кукле или игрушке, которое переносится затем на сверстников.
Для выплеска эмоций и снятия напряжения каждый день организуются танцы и игра на музыкальных инструментах. Малыши учатся выполнять танцевально-ритмические движения, танцевать парами, водить хоровод, менять темы движения под музыку – двигаясь то медленно, то, ускоряя темп движения. Разучиваются с ребятами танцы «Кнопочка», «Ай, да!», «Неваляшки», «Чебурашка», «Весёлая карусель». В группе находится магнитофон и аудиокассеты с песенками и танцевальными мелодиями. Организуется совместный музыкальный оркестр, где малыши играют на погремушках, колокольчиках, бубнах, трещотках, барабанах.
Занятия с детьми раннего возраста в период адаптации организуются с октября. К этому времени малыши активно включаются в совместную деятельность со взрослым, в игры и самостоятельную деятельность. Основной целью является становление психологической автономности ребёнка, преодолении ощущений дискомфорта, развитие надёжный и безопасной привязанности. Занятия организуются в наиболее оптимальное время утром, когда младший воспитатель свободен от других режимных моментов, и дети находятся в хорошем эмоциональном состоянии, по подгруппам. За детьми, не занятыми на занятии присматривает младший воспитатель, она читает им сказку или организует спокойные игры.
На занятии используются следующие методы и приё мы: сюрпризный момент, элементы психогимнастики, игровые упражнения, проблемные ситуации, рассматривание, художественное слово, беседы, рассказ, объяснение, показ, игры–инсценировки, элементы сюжетно – ролевых игр, пальчиковые, словесные, дидактические, подвижные игры, проблемные ситуации и вопросы, помогающие ребёнку размышлять, устанавливать элементарные причинно-следственные связи и отношения.