Боронина Светлана
Консультация «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднен дополнительными стрессирующими факторами. Нестабильность и динамичность современной жизни требуют быстрого и адекватного реагирования.
Привыкнуть к детскому саду не так-то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из «домашнего» в «садовского». Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса. Теперь ребенка окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые совсем не похожи на его семью. Как сделать вхождение ребенка в детский сад безболезненным? Как облегчить его страдания и помочь перенести стресс из-за разлуки с близкими людьми?
Публикация «Консультация „Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
При поступлении в дошкольное учреждение происходит переход ребенка из знакомой и обычной для него семейной среды в особую микросреду, которая значительно отличается от условий семьи. Особенностями дошкольных учреждений являются, во-первых, длительное совместное пребывание большого числа детей, увеличивающее возможность перекрестного инфицирования и более сильного утомления ребенка; во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям, которые могут оказаться непривычными для ребенка и вызвать у него отрицательные эмоциональные и поведенческие реакции. Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптационного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблагоприятное влияние на состояние здоровья ребенка [7,227].
В период адаптации к условиям детского сада очень часто отмечается регресс во всем развитии ребенка: в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности.
Адаптация обычно проходит сложно, с массой негативных сдвигов в детском организме (на всех уровнях и во всех системах, что проявляется в поведении ребенка. В силу несформированности адаптационных механизмов, работы функциональных систем организма в неблагоприятном режиме у ребенка возникает стрессовая реакция — в зависимости от того, какая система наиболее заинтересована в ней.
Факторы, определяющие функциональные возможности детского организма в период его адаптации :
• Состояние здоровья и уровень развития ребенка (функциональная активность систем).
• Биологический риск и социальный анамнез.
Эмоциональный портрет ребенка характеризуется особенностями его поведения и эмоциональных проявлений:
• отрицательные эмоции являются важнейшей составляющей внутренней жизни ребенка. Поведение может быть охарактеризовано как аффективное, с волнообразной сменой активности ребенка (апатия — чрезмерная подвижность);
• страх как эмоциональное состояние сопутствует проявлению отрицательных эмоций, является пусковым механизмом стрессовых реакций ребенка;
• гнев, как правило, проявляется на фоне стресса и может возникать без видимой причины;
• положительные эмоции выступают противовесом негативных реакций, преобладание устойчивого типа позитивных эмоциональных реакций ребенка в процессе адаптационного периода является показателем благоприятной адаптации;
• коммуникабельность ребенка во многом определяет успешный исход адаптации. Содержательное общение, насыщенная деятельность благоприятствуют успешной адаптации ребенка;
• познавательная деятельность ребенка, как правило, угасает на фоне стрессовой реакции в ситуации новой обстановки. Развитие познавательной активности — одно из условий снижения стресса;
• социальные навыки ребенка: под влиянием нервно-психического напряжения угасают навыки самообслуживания, поддержание и культивирование которых помогает преодолеть трудности ребенка в процессе адаптации к новым условиям;
• речевая, двигательная активность ребенка снижается на фоне стрессовой ситуации.
• нарушения сна и аппетита сопровождают адаптационный процесс.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :
• Легкая адаптация- поведение нормализуется в течение 10-15 дней, ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения. К двадцатому дню пребывания в ДОУ у ребенка нормализуется сон, он нормально начинает есть. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающим восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Заболевания не более одного раза, сроком не больше 10 дней, без осложнений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.
• Адаптация средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, есть признаки психического стресса. Сон и аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким у ребенка - эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встречи). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованное. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Заболевания до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется, либо снижается.
• Тяжелая адаптация — длительность от 2 до 6 месяцев. Ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами, аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к детям: избегание контактов или проявление агрессии. Отказывается от участия в деятельности.
Педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит в первую очередь от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления ребенка в детский сад. Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Задача воспитателя — успокоить прежде всего взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
3. Формирование у ребенка чувства уверенности. Одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т. д. Решению этой задачи, начиная с первого дня пребывания в саду, посвящается все первое полугодие (до января).
Организация работы с родителями в адаптационный период
I этап - подготовительный
Цель этого этапа: расширить знания детей о процессе адаптации детей к условиям детского сада.
Начиная с первого родительского собрания, которое проводится за 2-3 месяца до начала поступления детей в детский сад. Выступает заведующая, старший воспитатель и психолог. Здесь мною рассказывается родителям о характере и длительности адаптационного периода, о факторах влияющих на адаптацию, так же родителям раздаются памяти и рекомендации.
Проводятся индивидуальное консультирование для будущих родителей.
С помощью анкетирования и бесед с будущими родителями мы узнаем, какие ожидания у родителей от детского сада, какие условия ожидают родители от детского сада.
II этап – основной
Цель этого этапа: помочь родителям облегчить ребенку процесс адаптации к условиям ДОУ. Ребенок приходит в детский сад. Начинается со сбора информации о ребенке (индивидуальная карта психического развития, анкета для родителей, в которой они оценивают психоэмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка преимущественно в домашних условиях, наблюдения за родителями во время приема в детский сад и когда забирают, за взаимоотношениями родителей с детьми.
На данном этапе проводится психопрофилактическая работа по решению проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. Родительские собрания, семинары, совместная деятельность родителей с детьми, папки – передвижки, стенды, публикации.
III этап – заключительный
Цель этого этапа: подвести итоги процесса адаптации ребенка в ДОУ.
На данном этапе сравниваются по идентичным параметрам характеристики состояний детей, данные родителями и воспитателями, в период адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению.
На основании данных пишется заключение по адаптации на каждого ребенка. Результаты анализируются, подводятся итоги проделанной работы.
Положительный настрой самих родителей, их уверенность в возможностях своего малыша могут сыграть большую роль в адаптации ребенка в детском саду.