МААМ-картинки

Конспект специально организованной деятельности «Как у нас на Дону» (4 фото)

Ольга Орехова
Конспект специально организованной деятельности «Как у нас на Дону»
▼ Скачать +Заказ

Конспект специально организованной деятельности

«Казачество» в «Жемчужинке»

В настоящее время чрезвычайно важной задачей в развитии личности дошкольника является приобщение подростающего поколения к культуре, обычаям, традициям родного края, к его духовным и нравственно - эстетическим ценностям.

Наше учреждение имеет казачий статус. Поэтому очень тщательно изучаем быт и традиции казаков. Мы познакомили ребят с казачьими заповедями,пословицами и поговорками особенностями донской одежды казаков и казачек, "вязяли" кружевную файшонку, украшали нарядные шали,"украшали" посуду семикаракорской росписью, знакомились с казачьими мазанками и хатами. Ребята узнали как по - разному воспитывали казачат: девочек и мальчиков, с какой огромной любовью казак относился к своему верному другу - коню (казак без коня, что воин без ружья).

Публикация «Конспект специально организованной деятельности „Как у нас на Дону“» размещена в разделах

Родители помогли нам создать в группе казачий уголок. Прапрабабушки и прапрадедушки наших воспитанников охотно поделились предметами казачьего быта: старинными фотографиями, мебелью, книгами донских писателей и о Донском крае. С большим интересом семьи детей делали макеты для режиссёрских игр по данной теме, изготавливали картины из природного материала.

Конспект специально организованной деятельности «Как у нас на Дону»
Фото «Как у нас на Дону»
Конспект специально организованной деятельности - фото
Фото №1 Наше учреждение имеет казачий статус

КОНСПЕКТ

Специально - организованной деятельности :

«КАК У НАС НА ДОНУ»

Составил:

воспитатель группы -семьи

«Подводное царство»

Орехова Ольга Георгиевна

Тема: «Как у нас было на Дону».

Цели: 1. Познакомить с обычаями и традициями донских казаков.

2. Развивать творческую активность обучающихся, навыки работы в группе, стремление к самообразованию.

3. Воспитывать интерес к историческому прошлому Донского края, чувство сопричастности к прошлому наших предков-казаков.

Оборудование: Картина околицы-река, ива, небо, солнце, курень, у куреня-плетень, лавочки или стульчики для детей (усланные ковриками, по краям два ватмана с написанными казачьими пословицами, казачья утварь.

Средства ТСО: Музыкальный инструмент-фортепиано, видеопроектор,DVD -диски.

Ход занятия.

Звучит в записи напевная казачья песня, дети спокойно входят в группу, их встречает педагог в казачьем костюме.

Педагог:

Добрый день ребята! Я рада встрече с вами. Сегодня я, Ольга Георгиевна, отправляюсь вместе с вами в увлекательное путешествие: «В дела давно минувших дней, в преданья старины глубокой». Проходите. Педагог становиться вместе с детьми в круг.

Обратите внимание как у нас красиво, ярко светит и улыбается нам солнышко. Давайте и мы улыбнёмся друг другу. Как нарядно и браво вы выглядите, настоящие казачата. Поэтому, мы сегодня поговорим о том: «Как у нас было на Дону», «Как жили казаки в старину».

(На фоне тихо звучащей казачьей песни)

Педагог: Начнём же наше путешествие.

Степью вольной и равнинами,

Вьётся, льётся Тихий Дон

Полон сказками, былинами

Многолетний его сон.

Славен Дон наш атаманами,

Славен конницей лихой.

И казачками румяными,

И легендой боевой.

Педагог: Степь-как много в этом слове музыки, поэзии, истории. Более 200 лет назад, на сотни вёрст вдоль и поперёк тянулась бескрайняя равнинная степь. Подует ветер и заколышется «море» ковыля, да и в небе прокричит дикая птица, да пронесётся табун диких лошадей. «Дикое поле» - так называлась наша местность, где мы сейчас с вами живем. Но, вот заговорила степь, наполнилась птичьим щебетом, ржанием лошадей, детскими голосами, стали образовываться и заселятся станицы. «Земля Донская-мать родная» - так, гласит народная мудрость. Для казаков, ребята земля на которой он родился и «батюшка Тихий Дон» являлись святыней.

Педагог: Продолжим наше путешествие. Я, снова хочу пригласить вас в наш круг, а так как мы с вами казаки, то и круг наш — казачий. Казаки ребята были люди вольные и свободолюбивые, честные и справедливые. И все жизненные вопросы они решали все вместе, сообща, собираясь на большой казачий круг. Там казаки принимали важные решения, связанные с выбором атамана, сборы в поход и на войну, решение земельных и иных вопросов связанных с личной и общественной жизнью. Одобряя какое-либо решение на Кругу, казаки кричали: «Любо», громко и дружно.

Педагог: А, вам «любо» наше путешествие!

Дети: «Любо».

Педагог: Тогда продолжим его. Проходят к следующему блоку «Казак- рождался воином».

Главной и основной обязанностью казака — была защита своего Отечества. Казаки ребята, верой и правдой служили царю и должны были защищать границы России. 25 лет они проводили в седле, участвуя в боях и походах. Каждому казаку для несения службы нужен был : боевой конь, шашка.

«Казаку честь — за Родину лечь» - гласит пословица. Тоскуя по мужьям и сыновьям, казачки всю свою любовь переносили на детей. Родился мальчик, до 3-х лет — материн сын, с 3-х лет — отцов. Поэтому и сложил народ пословицу: «Сумел родить — сумей и на коня посадить».

Педагог: Ребята, я снова приглашаю вас на казачий круг.

Казаки умели защищать свою Родину, любили её и дорожили казачьей дружбой.

- Ребята, а вы знаете пословицы, в которых говорится об этих качествах характера казаков. (Если дети не скажут, педагог должен обратить их внимание на плакаты с написанными пословицами. А я вам подскажу, давайте почитаем те пословицы, которые я вам приготовила).

- «Береги Родину и веру свою».

- «Казаку честь — за Родину лечь».

- «Чти родителей своих».

- «Хорошего седока, конь не подведёт».

- «В семье лад — будет и клад».

Педагог: Молодцы ребята, много пословиц вы знаете (если ответят сами).

А какая пословица вам больше всего понравилась?

Как вы думаете, что она означает?

Однако казаки умели не только воевать. Поселившись на землях «дикого поля», они быстро научились строить жилые дома и содержать скот. Кроме того, они ловили рыбу сетями, пахали землю и разводили сады.

Я, предлагаю вам продолжить наше путешествие в прошлое. Давайте посмотрим, где и как жили наши с вами предки. Жили они в избе, которая называлась курень. Давайте пройдём с вами в горницу, она всегда выглядела очень красиво и торжественно. Самым главным в горнице был красный угол, где располагались иконы. Казаки ребята, были люди верующие и почитающие Бога. В церковь ходили, праздники Господние почитали. Родится дитя, святым крещением его омоют, крест нательный наденут и с этим крестом, казак не расставался до самой смерти.

Также стояла горка с праздничной посудой, «комоды» где хранилось бельё, стол застеленный скатертью, стулья, на стене висело зеркало, часы, семейные фотографии. Вот как в основном жили казаки.

Педагог: Я снова приглашаю вас, дорогие казачата в наш казачий Круг. Ребята, сегодня ярко светит и улыбается нам солнышко. А, давайте представим, что пошёл ласковый, тёплый дождик, грянул гром, сверкнула молния и снова появилась радуга (игра).

Педагог: Снова засветило нам солнышко.

Продолжим наше путешествие в преданья старины глубокой. Я вам предлагаю всем присесть. В часы отдыха, в праздники собирались казаки и казачки, вместе с детьми на посиделки. Вот здесь и узнавали казачата о дальних походах, чужих странах, о войне, о казачьей отваге и свободолюбии. Здесь казачата учились петь и танцевать. А приветствовали они друг друга так:

«Здорово дневали казаки и казачки!» и получали ответ: «Слава Богу»!

Но ещё славился Дон своими песнями. Радостно было на душе, ладилось всё, пели казаки весёлые песни, беда приходила вся скорбь и тяжесть души, выражалась снова в песне.

Педагог: Ребята! А вы, петь любите?

Дети: Да (Дети поют песню "А на горке калина")

Педагог: Молодцы ребята, вы все очень старались. А теперь, послушайте казачью песню «Как на горке, на горе крутой», (исполняет педагог).

Как на горке, на горе крутой, Ой, да

гулял казак молодой. Ай, ли, люли-

да-люли, Ой, да гулял казак

молодой.

Под ним коник, коник вороной, Ой,

да весь уборчик золотой.

Ай, ли, люли-да-люли, Ой, да

весь уборчик золотой.

Серебряны стремена,

ой, да, золотые удила.

Аи, ли, люли-да-люли,

ой, да, золотые удила.

Педагог: Понравилась вам песня?

Дети: Да!

Педагог: Давайте ребята, её разлучим.

А, чтобы песня прозвучала звонко и заливисто, мне нужна ваша помощь. Поможете мне?

Дети: Да!

Педагог: (разучивает по фразам)

Молодцы ребята, песню мы разучили, а теперь давайте её обыграем. Девочки будут песню петь, а мальчики изображать.

1-й куплет: - мальчики на лошадях выстроены линией, справа и слева, пружинящими движениями идут навстречу друг другу и назад.

2-й куплет: - гладят коня, на вокализе слегка продвигаются вперёд — назад.

3-й куплет: - медленно кружатся, на вокализе слегка продвигаются вперёд-назад.

1-куплет: -повторить.

Педагог: Молодцы ребята, вы хорошо и спели, и изобразили. Казаки ребята, умели, и воевать, и работать, и отдыхать. А ещё они любили играть.

Ребята, а вы поиграть хотите?

Дети: Да!

Педагог: послушайте правила игры. В игре будут принимать участие по два мальчика. (Выходят 2-ва мальчика по желанию).

- Оседлайте коней, казаки! (мальчики выходят, берут коней, садятся верхом).

- Вот вам в руки по сабле. (На определённом расстоянии кладёт на пол по папахе).

-А девочки, с помощью игры на ложках будут изображать нам цокот копыт ваших лошадей (показывает девочкам, пробует с ними, девочки начинают отстукивать ритм вместе с педагом).

- Спасибо, казачки. Как только девочки вместе со мной начинают отстукивать ритм, мальчики — участники, скачут на своих лошадках и на скаку стараются саблей поднять папаху. Понятно?

Дети: Да!

Педагог: Итак, начали! (игра проводится 2-3 раза).

-Молодцы ребята, настоящие казаки, да казачки, такие же ловкие и умелые.

Присаживайтесь на свои места.

Педагог: Ребята, интересно жили казаки?

Дети: Да?

Педагог: А, что вы узнали о жизни казаков?

-Казаки любили свой Донской край, почитали предков, воевали, пахали, сеяли, любили петь, плясать, играть.

Педагог: Очень хорошо. Молодцы ребята. Сегодня, мы с вами узнали о Донском крае, о его просторах, о людях, души которых — бескрайние как сама степь и щедры как матушка земля. В память о нашей встрече, я хочу, чтобы осталась картина, на которую я буду смотреть и вспоминать вас, дорогие мои казачата. Давайте, на этом полотне изобразим донской пейзаж. Яркое солнце, голубое небо, бескрайнюю степь, ковыль, птиц, лошадей. Я приготовила заготовки, подходите, выбирайте детали и приклеивайте их на этот ватман. (Педагог помогает детям, смазывает клеем детали). На фоне спокойной казачьей песни, дети составляют общую картину.

Педагог: Молодцы, ребята! Я хочу, чтобы вы всегда гордились, что вы казаки и следовали казачьим заповедям.

-Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

- По тебе судят обо всём казачестве;

- Держи слово-слово казака дорого;

- Чти старших, уважай старость;

- Будь трудолюбив, не бездействуй;

- Береги семью свою. Служи ей примером.

Какая чудесная у нас получилась картина. Я её повешу у нас в группе и буду вспоминать о нашей встрече.

Ребята, заданием на дом вам будет творческий рисунок. Зарисуйте то, что вы узнали сегодня на занятии. (Может быть, это будет рисунок о том, как казаки уходили или возвращались из военного похода, как казаки сажали и убирали урожай, или о том, как казаки отдыхали).

Педагог: Ребята, вы мне очень понравились. И я тоже хочу оставить память о себе. За отличную работу на занятии, я вам приготовила вот такие медали.

.На фоне казачьей песни педагог читает стих и раздаёт угощения.

Дон широкий, Дон любимый,

Урожайный, вольный край!

Богатей, наш Дон родимый,

Алым цветом расцветай!

Мы живём в краю свободном,

Расцвела кругом земля!

Дон - красавец полноводный,

Напоил наши поля.

Публикации по теме:

Приобщение ребёнка к народной культуреПриобщение ребёнка к народной культуре Приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие.

Проект: «Приобщение дошкольников к культуре народов Югры» Актуальность темы:Культура народов Севера– достояние всего человечества, это творческое самовыражение каждого народа, его вклад в мировую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект специально организованной деятельности «Как у нас на Дону»
Опубликовано: 8 ноября 2013 в 14:29
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект специально организованной деятельности «Как у нас на Дону»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Орехова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД