- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Дидактические игры и упражнения «От А до Я»
«ОТ А ДО Я»
Детский сад – первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.
Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений. Мы делаем это потому, что речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех других представителей живого мира. Общаясь с близкими знакомыми, даже не задумываясь над тем, о чем и как мы говорим, или попросту говоря, «болтая о жизни», человек реализует себя как личность. Конечно, о человеке как личности составляют мнение не только по словам. Главное, это то, что и как он делает, что оставляет после себя. Но в начале всех дел и событий человеческой жизни всегда было и есть слово, маленькая часть речи.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В первую очередь, развитая личность обладает достаточно высоким уровнем речевой культуры, т.е. владеет умениями правильно выражать свои мысли, пользоваться достаточно обширным и постоянно расширяющимся словарным запасом, умеет правильно строить предложения, взаимодействовать в разговоре с другим человеком, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух, убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения, управлять своими эмоциями в разговоре, пересказывать и обсуждать услышанное и увиденное, умеет вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, спрашивать, отвечать на вопросы, возражать, объяснять, спорить.
Речь - самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство.
Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными. Вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.
Процесс усвоения ребенком грамматического строя речи очень сложный. Он связан с когнитивным развитием ребенка. Познанием им отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах.
В работе по развитию лексико-грамматического строя речи можно выделить различные направления, теснейшим образом связанные между собой.
С одной стороны, это работа по обогащению словарного запаса, грамматического и интонационного строя речи детей. Она предполагает введение новой лексики, грамматических средств, а также активизацию использования детьми тех языковых средств, которые имеются в речи.
С другой стороны, эта работа по предупреждению и преодолению ошибок, связанных с нарушением норм употребления слов и их форм, норм построения предложений, норм произношения.
Основными задачами по формированию лексико-грамматического строя речи детей логопатов шестилеток являются:
- - обогащение их речи разнообразными грамматическими формами и конструкциями;
- - согласование существительных и прилагательных в роде, числе падеже;
- - знакомство с несклоняемыми существительными;
- - образование степеней сравнения прилагательных;
- - образование новых слов с помощью суффиксов и приставок;
- - образование приставочных глаголов;
- - конструирование производных слов в условиях контекста;
- - обогащение словарного запаса детей.
Трудности усвоения грамматического строя речи объясняются рядом причин: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. Многие грамматические погрешности вызваны особенностями местного говора, диалектной речью окружающих.
В дошкольном возрасте дети не изучают законы языка, они познают грамматические правила в практике живой речи. Очень правильно воспитывать привычку говорить правильно с детских лет.
Через специальные игры и упражнения у детей развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысла слов (береза – березка – березонька; книга – книжка – книжечка). Различение смысловых оттенков глаголов (бежал – забежал – подбежал) и прилагательных (умный –умнее – умнейший, плохой – плохонький, злой – злющий, толстый –толстенный, полный – полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания, умение догадываться о значении незнакомого слова.
Формирование лексико-грамматического строя речи ребенка осуществляется через систему дидактических игр и упражнений при изучении отдельно взятых звуков и букв. Материал должен быть подобран таким образом, чтобы дать ребенку широкую и по возможности полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, помочь детям на практике овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении. Они помогают лучшему усвоению традиционных грамматических форм и, прежде всего, воспитывают критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.
При использовании игр и упражнений ребенку предоставляется возможность решать посильные речевые задачи.
Все это помогает совершенствовать звуковую сторону речи, сформировать лексико-грамматические средства языка, выработать навыки связной речи и подготовить детей к дальнейшему обучению в школе.
Все дидактические игры и упражнения должны быть расположены в определенной системе по мере изучения звуков и букв алфавита. Система упражнений ориентирует на практическое овладение детьми правильной устной речью, как средством общения, развития речевых способностей и личностных качеств.
Учебный материал может иметь следующий вид:
«Звук и буква «У»
Устала утка на пруду
Учить своих утят:
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
Ну что из них получится?!
Ребята, назовите слова их стихотворения, в которых есть звук «У».
«Скажи другому»
Рядом с домом – у дома
Рядом с магазином – у магазина
Рядом с садом – у сада
Рядом со стулом – у стула
«Кто у кого?»
Лосёнок у лося
Котенок у …
Утенок у …
Китенок у …
Олененок у …
Ягненок у …
Лягушонок у …
Кукушонок у …
Цыпленок у …
«Превращение слов»
Ушки
Маленькие ушки превратились в … сушки.
А потом в … пушки.
Наконец, и в мушки!
Как же слово ушки превратилось в сушки?
А теперь превратите слово ушки в ладушки, а потом в подушки.
«Занимательные модели»
_ У _ (бук, зуб, суп)
_ _ У _ (стук, круг, паук)
_ _ _ У _ (парус, арбуз, вдруг)
«Слоговое лото»
Составьте слова из слогов:
Лу, ла, зу, кук, ку, бу, ры, бук, ла, сы, бы, на, жа, ва
Ответ: лужа, луна, зубы, бусы, буква, куклы, куры.
Ответы наклеены на лист
Упражнение в составлении предложений
В реке плавает …(утенок).
На берегу громко крякает… (утка).
У ребенка болит… (ухо).
Маша включила электрический …(утюг).
На листке сидит…(улитка).
В лесу живет огромный …(удав).
мама чистит … (умывальник).
Договаривание начатых логопедом предложений, с обязательным использованием картинок.
Разработка системы подобных игр и упражнений позволит значительным образом повысить эффективность работы логопедов.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста