Папки-передвижки

Дидактические игры и упражнения «От А до Я»

«ОТ А ДО Я»

Детский сад – первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей.

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

 

Говорить умеют почти все. Но говорить правильно – единицы. Разговаривая с другим человеком, мы пользуемся речью, как средством для передачи своих мыслей, соображений, настроений. Мы делаем это потому, что речевое общение – одна из главных потребностей и функций человека. Она дана ему природой и отличает его от всех других представителей живого мира. Общаясь с близкими знакомыми, даже не задумываясь над тем, о чем и как мы говорим, или попросту говоря, «болтая о жизни», человек реализует себя как личность. Конечно, о человеке как личности составляют мнение не только по словам. Главное, это то, что и как он делает, что оставляет после себя. Но в начале всех дел и событий человеческой жизни всегда было и есть слово, маленькая часть речи.

 

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В первую очередь, развитая личность обладает достаточно высоким уровнем речевой культуры, т.е. владеет умениями правильно выражать свои мысли, пользоваться достаточно обширным и постоянно расширяющимся словарным запасом, умеет правильно строить предложения, взаимодействовать в разговоре с другим человеком, слушать и понимать собеседника, размышлять вслух, убеждать в своей правоте, высказывать свою точку зрения, управлять своими эмоциями в разговоре, пересказывать и обсуждать услышанное и увиденное, умеет вступать в контакт со взрослыми и сверстниками, спрашивать, отвечать на вопросы, возражать, объяснять, спорить.

 

Речь - самый простой и самый сложный способ самоутверж­дения, потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство.

Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными. Вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.

Процесс усвоения ребенком грамматического строя речи очень сложный. Он связан с когнитивным развитием ребенка. Познанием им отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах.

 

В работе по развитию лексико-грамматического строя речи можно выделить различные направления, теснейшим образом связанные между собой.

С одной стороны, это работа по обогащению словарного запаса, грамматического и интонационного строя речи детей. Она предполагает введение новой лексики, грамматических средств, а также активизацию использования детьми тех языковых средств, которые имеются в речи.

С другой стороны, эта работа по предупреждению и преодолению ошибок, связанных с нарушением норм употребления слов и их форм, норм построения предложений, норм произношения.

 

Основными задачами по формированию лексико-грамматического строя речи детей логопатов шестилеток являются:

  • - обогащение их речи разнообразными грамматическими формами и конструкциями;
  • - согласование существительных и прилагательных в роде, числе падеже;
  • - знакомство с несклоняемыми существительными;
  • - образование степеней сравнения прилагательных;
  • - образование новых слов с помощью суффиксов и приставок;
  • - образование приставочных глаголов;
  • - конструирование производных слов в условиях контекста;
  • - обогащение словарного запаса детей.

 

Трудности усвоения грамматического строя речи объясняются рядом причин: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. Многие грамматические погрешности вызваны особенностями местного говора, диалектной речью окружающих.

В дошкольном возрасте дети не изучают законы языка, они познают грамматические правила в практике живой речи. Очень правильно воспитывать привычку говорить правильно с детских лет.

 

Через специальные игры и упражнения у детей развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысла слов (береза – березка – березонька; книга – книжка – книжечка). Различение смысловых оттенков глаголов (бежал – забежал – подбежал) и прилагательных (умный –умнее – умнейший, плохой – плохонький, злой – злющий, толстый –толстенный, полный – полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания, умение догадываться о значении незнакомого слова.

 

Формирование лексико-грамматического строя речи ребенка осуществляется через систему дидактических игр и упражнений при изучении отдельно взятых звуков и букв. Материал должен быть подобран таким образом, чтобы дать ребенку широкую и по возможности полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, помочь детям на практике овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении. Они помогают лучшему усвоению традиционных грамматических форм и, прежде всего, воспитывают критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

 

При использовании игр и упражнений ребенку предоставляется возможность решать посильные речевые задачи.

Все это помогает совершенствовать звуковую сторону речи, сформировать лексико-грамматические средства языка, выработать навыки связной речи и подготовить детей к дальнейшему обучению в школе.

Все дидактические игры и упражнения должны быть расположены в определенной системе по мере изучения звуков и букв алфавита. Система упражнений ориентирует на практическое овладение детьми правильной устной речью, как средством общения, развития речевых способностей и личностных качеств.

 

Учебный материал может иметь следующий вид:

«Звук и буква «У»

 

Устала утка на пруду

Учить своих утят:

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

Ну что из них получится?!

Ребята, назовите слова их стихотворения, в которых есть звук «У».

 

 

 

 

«Скажи другому»

 

Рядом с домом – у дома

Рядом с магазином – у магазина

Рядом с садом – у сада

Рядом со стулом – у стула

 

«Кто у кого?»

 

Лосёнок у лося

Котенок у …

Утенок у …

Китенок у …

Олененок у …

Ягненок у …

Лягушонок у …

Кукушонок у …

Цыпленок у …

 

«Превращение слов»

 

Ушки

Маленькие ушки превратились в … сушки.

А потом в … пушки.

Наконец, и в мушки!

Как же слово ушки превратилось в сушки?

А теперь превратите слово ушки в ладушки, а потом в подушки.

 

«Занимательные модели»

 

_ У _ (бук, зуб, суп)
_ _ У _ (стук, круг, паук)
_ _ _ У _ (парус, арбуз, вдруг)

 

 

«Слоговое лото»

 

Составьте слова из слогов:

Лу, ла, зу, кук, ку, бу, ры, бук, ла, сы, бы, на, жа, ва

Ответ: лужа, луна, зубы, бусы, буква, куклы, куры.

Ответы наклеены на лист

 

Упражнение в составлении предложений

 

В реке плавает …(утенок).

На берегу громко крякает… (утка).

У ребенка болит… (ухо).

Маша включила электрический …(утюг).

На листке сидит…(улитка).

В лесу живет огромный …(удав).
мама чистит … (умывальник).

Договаривание начатых логопедом предложений, с обязательным использованием картинок.

 

 

 

Разработка системы подобных игр и упражнений позволит значительным образом повысить эффективность работы логопедов.

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД