ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «КТО Я?»
(для детей от 5 лет)
Разработала воспитатель ГДОУ№54 Уколова Л.Ю.
Задачи:
- Систематизировать знания детей о животных и птицах: их внешних признаках, отличительных особенностях, среде обитания, образе жизни.
- Развивать память, логическое и ассоциативное мышление, умение понимать образные сравнения, метафоры.
- Поддерживать интерес детей к загадкам, побуждать к сочинению описательных загадок.
Предварительная работа: Отгадывание загадок о домашних и диких животных и птицах, составление описательных загадок детьми, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов и энциклопедий.
Применение игры: Как часть занятий по экологии, по развитию речи, по математике, как совместная с воспитателем деятельность, для индивидуальной работы.
Игровые атрибуты: Игра построена по принципу «системный оператор».
Набор карточек с изображением животных и птиц, ассоциативные изображения их частей туловища, конечностей, характерных повадок, их врагов, среды обитания, их пищи и т.д.
Наборное полотно с 9 прозрачными кармашками по размеру карточек.
Список необходимых карточек для каждой из загадок.
Описание игры:
Воспитатель вставляет в кармашки полотна заранее приготовленные карточки с «зашифрованным» зверем или птицей.
Сразу оговаривается условие: звери или птицы, выставленные на полотне, не могут быть отгадкой, но каким-то образом с ней связаны (пища, враги, друзья).
В центральный кармашек помещается карточка с изображением среды обитания: дом, лес, болото дерево и т.д.
Например, петух. В центре полотна – дом, вокруг: забор, курица с цыплятами, сапоги со шпорами, красный гребень (расчёска), перо, краски, зерно, хор (поёт), будильник, лиса.
Детям предлагается посмотреть внимательно на картинки, подумать и сказать, кто здесь зашифрован. Воспитатель выслушивает ВСЕ предположения детей, в том числе и правильные. Затем спрашивает, каждого ответившего ребёнка: «Почему ты так думаешь?» Вместе с детьми решаем, может ли этот ответ быть правильным, как другие картинки соответствуют отгадке. Вспоминаем образные сравнения из загадок, сказок, стихов. Как правило, дети вычленяют наиболее «говорящую» подсказку, поэтому для подгруппы более сообразительных детей она используется как дополнение, если дети затрудняются с ответом. В данном случае для петуха – это будильник, сапоги со шпорами (для лошади – хомут с колокольчиком) и т.д.
Если какую-то картинку дети не отметили, воспитатель спрашивает, почему она на полотне, какое отношение имеет к отгадке. Например, какое отношение к лисе имеют метла и руль?
За правильные ответы даётся приз, чтобы поддержать интерес к игре, стимулировать желание детей думать, а не выкрикивать ответ после беглого просмотра картинок и вычленения некоторых из них.
За одну игру достаточно 2-3 загадок.
Варианты игры и использования карточек:
1. Дети одной подгруппы готовят задание для другой подгруппы: решают, кого они зашифруют, затем отбирают карточки, которые им понадобятся.
2. Вместе с воспитателем придумываем, кого мы можем ещё загадать, вспоминаем всё, что нам известно о данном объекте, какие ассоциации с ним связаны, вычленяем наиболее яркие из них, перечисляем, какие понадобятся нам картинки. Пока картинки не подобраны, дети могут их сами нарисовать и использовать в игре.
3. Использование карточек для развития памяти:
Детям предлагается перечислить все 9 картинок, выставленных на панно, а затем закрытых воспитателем.
Картинки могут быть произвольно набраны из картотеки и никак логически не связаны между собой.
4. Применение карточек для игры «Угадай, кто ты?»?»
Выбирается водящий, он садится спиной к детям и ему сзади (воспитатель или ребёнок) прикалывает карточку с изображением какого-либо животного. Задача водящего с помощью наводящих вопросов отгадать, кто изображён на карточке, т.е. ответить на вопрос «кто я?». При этом дети могут отвечать на вопрос водящего только «да» или «нет».
Например:
- Я домашнее животное?
- Нет.
- Я живу в лесу?
- Да.
- Я - травоядное?
- Нет, и т.д.
На полотне выставляются карточки-подсказки в виде коллажа, чтобы помочь водящему соблюдать очерёдность вопросов.
Смотреть все фотографии игры...
Предыдущие статьи: