Получи документы

Сказка помогает развивать речь детей.

Сказка помогает развивать речь детей.

Общеизвестно воздействие сказки на умственное и эстетическое развитие ребенка. Огромно ее воспитательное значение, она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоциями, учит слушать и понимать, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Вот описание нескольких игр и упражнений, которые помогут развивать вышеназванные качества.

Придумай много красивых слов

Цель: обогатить речь детей прилагательными, научить строить предложения с однородными членами.

Описание. После рассказывания русских народных сказок о животных «Кот, петух и лиса», «Хвосты», «Лиса и журавль», «Лиса и рак» малышам предложите рассказать о лисе, помогите им вопросом: «Какая лиса?» Слова, которые будут придумывать дети, обозначайте кружками. Ответ на вопрос посоветуйте начинать со слова лиса. Детям постарше предложите рассказать о волке из сказки « Лисичка- сестричка и Серый волк». Ребятам старшего дошкольного возраста можно предложить придумать сложные слова, но предварительно объясните, как эти слова образуются. Например: Если у лисы черный нос, то она черноносая. В этой игре побеждает тот, кто придумает последнее слово.

Отгадай загадки

Цель: учить детей правильно строить предложения с использованием союза потому что.

Описание. Предложите детям отгадать загадку и объяснить отгадку.

А дорога далека, А корзина нелегка!Сесть бы на пенек,Съесть бы пирожок!

Красна девица грустна, Ей не нравится весна,  Ей на солнце тяжко,   Слезы льет бедняжка!

Ах, ты, Петя- простота,   Сплоховал немножко,Не послушался кота, Выглянул в окошко!

Свой ответ посоветуйте начать со слов: Это сказка называется …, потому что …

Побеждает тот, кто лучше всех объяснит загадку.

Расскажи сказку

Цель: развитие связной речи.

Описание. После чтения небольших по содержанию сказок « Пузырь, соломинка и лапоть» или « Крылатый, мохнатый да масляный» предварительно побеседовав о сказке, преложите детям пересказать ее. К рассказу сказки можно совместно с ребенком подготовить модели геометрических фигур, которые помогут детям в пересказе. Пусть Пузырь будет голубой круг, Соломинка – коричневая полоска, Лапоть – желтый овал. В сказке « Крылатый, мохнатый да масляный»: Воробей – коричневый треугольник, Мышонок – серый круг, а Блин – большой желтый круг. Побеждает тот, чей пересказ больше понравится.

Используя сказку, поиграйте с детьми в речевые упражнения, способствующие и интеллектуальному развитию.

«Повтори названия всех героев по порядку» из сказок «Теремок», «Лесные хоромы», «Рукавичка», «Колобок». Многократно слушая эти сказки, ребенок привыкает к тому, что герои появляются всегда в строго определенном порядке. Идея упорядоченной последовательности чрезвычайно важна для усвоения абстрактного представления о числовой последовательности.

« Объясни пословицы из сказок»: у страха глаза велики, крепкую дружбу и топором не разрубишь, не плюй в колодец - пригодится воды напиться. Рассуждая о пословицах, ребенок учиться понимать иносказательность языка, следовательно, у него развивается логика.

«Скажи наоборот». Медведь тяжелый, а комар…; лиса умная, а волк …; Хаврошечка трудолюбивая, а сестры …; Василиса Премудрая красивая, а баба Яга …; Кощей Бессмертный злой, а Иван – царевич …; Заяц робкий, а Петушок … Это упражнение в игровой форме знакомит детей с антонимами.

« Вспомни вежливые, старинные слова из сказок» (сынки любезные, батюшка, хитра, красна девица; здравствуй, добрый молодец) Данное упражнение знакомит детей с правилами вежливости, с отношением говорящего эти слова к герою, что способствует формированию социально – культурного стереотипа речевого общения.

«Объясни выражения»: голову повесил; утро вечера мудренее; пошел, куда глаза глядят; залился горькими слезами.

Сравни героев

Цель: учить понимать нравственный образ героя, идеалы мужского и женского поведения, воплощенные в главных героях сказок.

Описание. Предложите сравнить детям образ бабы Яги из сказки «Царевна – лягушка» и «Гуси – лебеди». Нарисуйте ее вместе с детьми, вспомните ее описание в сказках. «На печи, на девятом кирпиче, лежит баба Яга – костяная нога, зубы – на полке, а нос в потолок врос». Вот наглядный образ бабушки. Но, обсуждая ее характер в разных сказках, помогите детям понять, что не везде баба Яга злая, она еще и помощница, и гостеприимная хозяйка. Подведите детей к пониманию того, что люди бывают разные, а внешность обманчива.

Рассмотрите женские образы в сказках. Дети, а особенно девочки, с удовольствием нарисуют Елену Прекрасную, Василису Премудрую, Хаврошечку.

Поговорите с детьми об этих сказочных образах. И у детей сложится представление о женском поведении и внешнем виде, принятом на Руси. Девушка должна быть красивая, умная, мудрая, уметь показать себя в обществе, трудолюбивая.

Противоречивы мужские образы в русских сказках. Детям можно предложить рассмотреть образ Ивана – царевича. Отметить его смелость, терпение, упорство, умение добиваться заданной цели.

В этом задании не стоит искать победителей, так как герои сказок вызывают разную оценку.

Пантомимика

Цель: изображение отдельных эмоциональных состояний.

Описание. Восприятие сказки развивает воображение ребенка, обогащает его эмоции, поэтому предложите элементы психогимнастики по содержанию сказки, разыграйте вместе с ребенком пантомимические этюды на изображение отдельных эмоциональных состояний, черт характера персонажей: как обхитрила лиса зайца в сказке «Заюшкина избушка», как прощалась с коровой Хаврошечка.Знакомство со сказкой приводит к тому, что дети с большим желанием начинают играть в сказку, драматизируют ее с использованием различных видов театра. У детей развивается активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, связная речь, в игре дети учатся общаться, происходит их социально - личностное развитие.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД