- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Использованию русской народной сказки и фольклора как средства воспитания любви к Родине
1. В проекте национальной доктрины образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества,включая утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки и т.д. В качестве основных задач система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений,сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Воспитание патриотов России, проявляющих национальную и религиозную терпимость,уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, т.е. развитие межэтнических отношений. Формирование культуры мира и межличностных отношений.
Универсальным механизма включения человека в мир культуры, особенно на этапе его первичной социализации, являются педагогические технологии, при работе со сказкой.
Этим обусловлена актуальность исследования сказки.
Как объект научного анализа она давно привлекает к себе внимание и лингвистов, и психологов, и философов, и антропологов, и этнографов и многих исследователей, каждый из которых находитсвой специфический срез исследования. Подобная специфичность сказки объясняетсяее общечеловеческой универсальностью, когда сюжеты, композиция и герои сказки становятся узнаваемыми для всех времен и народов.
Корни сказки как жанра устного народного творчества, исторически связаны с первобытной мифологией. Они уходят в глубь истории.
Сказка является отражением человеческой культуры.
У народной сказки большой педагогический потенциал. Она является средством влияния на развитие личности (становление психофизиологических качеств, приобщение к этнической культуре, традициям,верованиям, формирование умений, навыков, способностей и т.п.).
Своим национальным и общечеловеческим содержанием сказка приобщает детей к культуре своего народа.
2. Познавательное значение русской народной сказки
- Познавательное значение сказки проявляется прежде всего в том, что она отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представление о мировоззрении и психологии народа, о природе страны. Познавательное значение сказки увеличивается тем, что ее сюжеты и образы заключают в себе широкую типизацию, содержат обобщения явлений, жизни и характеров людей. Так образы Ивана - крестьянского сына дают представления о русском крестьянстве вообще, один образ характеризует целый социальный слой людей.
- Идейно-воспитательное значение сказки в том, что она вдохновлена стремлением к добру, защитой слабых, победой над злом.
- Сказка развивает эстетическое чувство, т.е. чувство прекрасного. для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность и выразительность.
- В русских сказках присутствует образ родной земли. Поэтически дана характеристика русской природы. Природа изображается именно русская: чистое поле, береза,калина. Мысль о привязанности человека к родному краю передается в сказке с заметным волнением, т.е. в сознании русского народа запечатлелось такое восприятие природы русской земли и ощущение того, что краше нее не бывает. Кроме того, во многих сказках отразилось сознание народа о ее необъятных просторах.
- Нарисованы картины русского народного быта и обрядов, жизненной обстановки. Но бытовая обстановка - жилье, костюм, быт и обычаи - только дополняют главное - образ русской земли и образ русского народа. В этих сказках виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и лукавый русский ум.
3. Основные задачи использования русской народной сказки и фольклора малых форм. как средства приобщения детей к русской культуре и знакомства с историей быта и народного костюма сводятся к следующему:
- заложить представление о традиционной крестьянской семье как нравственной и хозяйственной основе национального образа жизни, познакомить с семейным укладом, обычаями и обрядами, показать роль семьи в сохранении и передаче традиций;
- познакомить с понятием дом - как частью культуры, местом основных жизненных ценностей человека, единства семьи и рода, счастья, а также как образца деревянного зодчества на примере иллюстраций к сказкам, мультфильмов, экранизаций, медиаобразовательных игр.
- познакомить с основными традиционными занятиями крестьян: земледелием, животноводством,орудиями производства; показать роль природы в жизни крестьянской семьи; обогатить знаниями о высокой ремесленной культуре наших предков;
- приобщая детей к русской народной сказке и национальному фольклору, обращая особое внимание на связь устного народного творчества с трудовой, семейной, праздничной и другими сторонами жизни народа;
- освоить старинные детские игры, обогатить речь ребенка присказками пословицами,поговорками, загадками и т.д. из словаря наших предков; путем личного участия ребенка в праздниках народного календаря (Святки, Масленица, Пасха) приобщить его к истории и обычаями основных народных праздников;
- познакомить со старинными предметами быта.
- Познакомить с мифическими персонажами русских сказок и историей их возникновения.
3.Основной формой и способом реализации этих задач являются:
- Чтение сказок.
- Рассказывание сказок.
- Просмотр мультфильмов и фильмов по русским сказкам
- Занятия в групповом музее «Преданья старины глубокой»
- Дидактические и медиаобразовательные игры.
- создание и пополнение «шкатулки сказочных премудростей»( картотека игр, диски с любимыми мультфильмами и медиаобразовательными играми, присказки и поговорки, загадки по сказкам).
- Создание и пополнение «Короба сказок»
- Проведение досугов народных праздников.
- Драматизация сказок.
- игровые занятия;
- комплексные занятия;
- самостоятельная игровая деятельность детей;
- самостоятельная продуктивная деятельность детей;
- посещение кукольного и драматического театра.
- Занятия в кружке «Мастерская Ляп Лепыча» (изготовление поделок из соленого теста идругих пластических материалов по сюжетам сказок)
- Работа с родителями в форме консультаций, родительских уголков, конкурсов на лучшую поделку любимого сказочного персонажа, организация выставки книг «Бабушкины сказки» (тематическая подборка разных изданий и года выпуска одной сказки).
4.Методы и приемы
В качестве основных методов и приемов использую:
- элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры -экспериментирования с предметами и материалами;
- моделирование сказочных сюжетов;
- творческие задания;
- пластические игры и упражнения;
- элементы драматизации.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности,формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям.с помощью которых осуществляется творчество.
используемая литература:
- Грекова Л.В. «Медиаобразовательная игра как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников» // Образовательные технологии XXI века /Под ред. С.И.Гудилиной, К.М.Тихомировой, Д.Т.Рудаковой. М.: Изд-во Рос. академии образования, 2009. С. 196-199.
- Журнал"Дошкольное воспитание", №5, 2005 / «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» Зимина И. К.
- Коточигова Е.С; Травина Т.С. « Использование сказки в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками» /Ярославль/
- И. Кольцова. « Анализируя сказку» / материализ Интернета, страничка «Воспитание сказкой»/
- Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой» / Москва АСТ,2000/
- Л.А.Григорович, М.А.Ковардакова, « Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания»
- Р.Ю.Белоусова «Педагогические условия ипрограмма использования сказок в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
- В.Пропп "Исторические корни волшебной сказки".
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста