МБДОУ ДС № 84, Селихова Н.Ю.
Развитие речи детей через обучение рассказыванию по картине и серии сюжетных картинок
Я работаю в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи. В детский сад в младшую группу дети приходят в основном не говорящие, с такими диагнозами, как алалия, дизартрия и общее недоразвитие речи. Проблема связной речи у детей хорошо известна. А речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у ребенка формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, даёт возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе. Главной задачей развития связной речи ребенка в подготовительной к школе группе является совершенствование монологической речи.
Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ,составление описательных рассказов о предметах, явлениях природы, создание разных творческих рассказов, а так же сочинение творческих рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Меня заинтересовало последнее: сочинение творческих рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Для реализации этой задачи,я подобрала картины и сюжетные картинки, составила перспективный план работы на учебный год, а так же подобрала дидактические игры, развивающие игры и упражнения, которые способствуют развитию внимания, памяти, обогащению и развития словаря, формированию грамматического строя речи.
Применяя такие игры и задания, подобранные в соответствии с тематикой занятия повышают результативность. Такие игры можно назвать «тренировочными» упражнениями. В процессе выполнения задания по придумыванию рассказов детям выдвигалось определенное требование строить свой рассказ в соответствии с правилами сюжетного повествования: описание объектов, времени и действий, причина события, развитие события, окончание. Для этого я очень много использовала таких игр, как «Подбери слово», «Кто, что умеет делать», «Послушай и запомни»,«Веселые рифмы» и так далее, очень много использовала методы и приемы ТРИЗа и РТВ (развитие творческого воображения). Такие как «Если бы у меня была…», «Если вдруг…», «Пинг-понг», «Волшебная цепочка», «Системный оператор».
Умения и навыки по составлению рассказов, полученные в детском саду,закрепляются в совместной деятельности воспитателя с детьми в индивидуальной работе, а также в ходе сотрудничества с родителями воспитанников. Для этого я подготовила «игротеку в кругу семьи», где указала название игр и их описание. Благодаря,целенаправленной работе совместно с родителями, дети стали намного наблюдательнее и внимательнее, рассказы ребят приобрели более разнообразный характер.В речи дети стали употреблять разные типы предложений, насыщенные различными эпитетами и сравнениями. В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам удалось решить воспитательные задачи. Почти все дети научились слушать рассказы своих товарищей, помогать им, замечать речевые ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретенные навыки дети использовали в общении между собой в различных видах самостоятельной деятельности.
Предыдущие статьи: