- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Методика стимулирования развития речи по средствам игр-забав детей первого и второго года жизни.
Методика стимулирования развития речи по средствам игр-забав детей первого и второго года жизни.
Все малыши очень любят играть со взрослыми. В течение столетий из поколения в поколение переходят игры-забавы. Эти игры не только приносят радость младенцам, но и оказывают благотворное влияние на их развитие, стимулируя у них развитие понимания речи, а ближе к году и активную речь.
«Ку-ку»
Самая первая игра, по мнению Авдеевой Н.Н[1]., в которую с удовольствием играют совсем маленькие дети — «Ку-ку». Уже трехмесячные младенцы с интересом наблюдают и веселятся, когда взрослый закроет ладонями глаза и скажет: «Ку-ку, нет меня» — и тут же открывает лицо, с улыбкой глядя на малыша: «Вот он я!». Можно спрятаться за спинку кроватки и, произнеся «Ку-ку!», выглянуть со словами «Вот где я!». Ребенок будет отыскивать взрослого, спрятавшегося в разных местах, ориентироваться на звуки его голоса и радостно вскрикивать при его появлении. Джеки Силберг[2] предлагает свой вариант этой игры, где нудно прятать маленькие игрушки (шарики, мячики) за стул, в карман (главное, чтобы их не было видно) и спрашивать у малыша: «Где мячик?» и со словами «ку-ку» доставать его. Продолжать игру нужно, постоянно меняя то место, куда вы прячете мяч.
Эта игра позволяет развивать и зрительную ориентировку в пространстве, и внимание, и речь.
«Ветерок»
Т.к. в первые месяцы вы еще не можете играть с ребенком в игрушки, то можно начать играть с его телом, тем самым, помогая малышу осознавать наличие у него различных частей тела. Для этого можно поиграть в игру «Ветерок», когда взрослый дует на ладошки ребенка и приговаривает нараспев: «Вот твои ладошки».
«Язычок-проказник»
Особое внимание в этом возрасте нужно уделить играм с мимикой, которые побуждают ребенка подражать взрослым и тем самым развивать свой артикуляционный аппарат. Например, игра «Язычок-проказник», где даже совсем маленькие дети обычно также пытаются высунуть язык.
В возрасте 3 месяцев ребенок произносит уже огромное количество чудесных звуков. Отвечая на его гуление, вы поощряете его произносить все новые и новые звуки.
Пенелопа Лич, специалист по детскому развитию, пишет: «В течении дня ваш ребенок может произносить тысячу различных звуков, но если вы будете хлопать в ладоши и улыбаться каждый раз, когда он произносит «ма-ма» или «па-па», то малыш станет повторять именно эти звуки просто потому, что они вас радуют».
В этом возрасте у ребенка появляется большой интерес к зеркалу, и здесь можно предложить игру «Кто этот малыш?».
В играх необходимо развивать у ребенка чувство ритма, что также способствует развитию речи. Для этого можно поиграть в игру «Жили у бабуси два веселых гуся», «По кочкам» или «Поехали, поехали», «Баба сеяла горох».
«Ладушки»
Всем знакомы «Ладушки». Во втором полугодии жизни ребенка в нее играют практически все дети, приговаривая свои первые слова (например, при хлопанье в ладоши произносить «ЛА»). В этой игре дети учатся и подражать взрослому, и выполнять точные движения, и понимать речь.
«Сорока-ворона»
«Сорока-ворона» способствует еще и развитию тонких движений кистей. Водите указательным пальчиком одной руки ребенка по ладошке другой и приговаривайте: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила». Вскоре малыш научится и сам воспроизводить пальчиками эти действия. А пожелав поиграть с Вами, проделает все необходимое с Вашей рукой.
К концу года очень полезны для детей речевые игры. Показывая тот или иной предмет, членораздельно произносите его название и просите малыша повторить. Не добивайтесь правильного произношения, продолжайте игру, и вскоре малыш сам станет все лучше и лучше называть предметы. Затем спрашивайте: «Где ляля?» — и пусть ребенок отыщет куклу взглядом или покажет ручкой.
«Буль, Буль, хлюп»
В этом возрасте дети очень любят купаться и здесь нужно не упустить момент и играть с ребенком в ванне. Например, игра «Буль, Буль, хлюп», предложенная Джеки Силберг, где необходимо положить в ванночку несколько губок и показать ребенку, как можно выжимать из них воду. Выжимать воду можно на руки, на плечи и другие части тела, и также в пластмассовые стаканчики, при этом издавая разные смешные звуки: буль, плюх, уу уу уу, шлеп.
«Мяу-мяу», «Гав-гав»
В этом возрасте уже можно показывать ребенку картинки в книжках. Особенно удобны для этого картонные книжечки с крупными яркими рисунками. Привлекая внимание ребенка к изображениям животных, людей, игрушек, назовите их и попросите малыша найти, где нарисован тот или иной предмет. Показывая картинки с изображениями животных, имитируйте голосом звуки, издаваемые ими. Киска говорит: «Мяу-мяу», собачка: «Гав-гав» и т.д. Подобные игры полезны и для развития слуха, и для артикуляции, и конечно же для понимания речи. Вскоре на вопрос: «Как делает лошадка (киска, собачка и т. д.)?», малыш с удовольствием воспроизведет те звуки и интонации, с которыми произносите их Вы.
В этом периоде у детей начинает происходить осознание пространственных понятий, такие как внутри, снаружи, сверху, снизу и сзади. Игры, стимулирующие это осознание, в дальнейшем окажут огромную услугу вашему ребенку в овладении пространственной ориентировкой, как в пространстве, так и на листе бумаге. Начинать лучше с понятия «внутри», «снаружи», и учить ребенка вкладывать мелкие предметы в пакеты, коробочки и т.д. При этом необходимо каждый раз говорить ребенку, что мы делает, где находится в данный момент предмет.
«Где находится?»
Стимулирование внимания, памяти и речи также проходит в игре «Где находится?», когда ребенок должен на фотографии или картинки отыскать определенный предмет или объект.
Литература:
[1] Н.Н.Авдеева. С.Ю.Мещерякова. Вы и младенец: у истоков общения. М., 1991. Стр 148-150.
[2] Силберг Дж. 125 развивающих игр для детей до 1 года / Пер. с англ. Е.А.Бакушева. Минск 2003.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста