МААМ-картинки

Животные Африки. Занятие по развитию речи

"Животные Африки".

Программное содержание:

  • Закреплять знания детей о животных Африки (внешних особенностях, образе жизни, особенностях обитания, питания) и их детёнышах;
  • Закреплять представление детей о приспособленности животных жарких стран к определённой среде обитания;
  • Расширять и активизировать словарь детей;
  • Формировать и развивать грамматический строй речи детей;
  • Учить детей подбирать прилагательные к существительным;
  • Работать над развитием связной речи детей;
  • Развивать у детей внимание, память, образное мышление;
  • Работать над развитием у детей зрительно – моторной координации;
  • Приобщать детей к совместной деятельности, умению работать в коллективе.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

  • Иллюстрации животных Африки (слон, попугай, жираф, носорог, обезьяна, крокодил, лев, тигр, зебра, верблюд, черепаха);
  • Карточки со схематичным изображением хищных и травоядных животных;
  • Рисунок «Каких животных «спрятал» художник»;
  • Глобус;
  • 2 фланелеграфа;
  • Ширма;
  • Кукла «Медвежонок»

Раздаточный:

  • Картинки с изображением животных Африки (слон, жираф, лев, попугай, черепаха, зебра, обезьяна, носорог, верблюд, крокодил, тигр);
  • Карточки «Каких животных «спрятал» художник»;
  • Счётные палочки;
  • Карточки «Выкладывание из палочек» (животные Африки), если у детей возникнут трудности при выполнении самостоятельной работы.

Ход занятия:

1.Вступление.

Воспитатель: -Сегодня мы заканчиваем путешествие по жарким странам. Какие страны называются жаркими?

Дети: -Страны, в которых круглый год лето.

- Страны, в которых всегда жарко.

-Страны, в которых всегда светит солнце.

В: -Какой самый жаркий континент на нашей планете?

Д: -Африка.

 

2.Основная часть.

В: -В путешествие по Африке отправимся двумя командами. (Дети объединяются в команды по местоположению за столами) В первой команде – Стёпа, Ваня, Маша и Руслан. Во второй команде – Гена, Давид, Алина и Кирилл. Ребята, посоветуйтесь друг с другом и придумайте для своей команды такое название, чтобы в нём было название животного Африки. Ребята, какие названия придумали для своих команд?

Д: -«Высокие жирафы»

Д: -«Полосатые зебры»

В: -Молодцы! А теперь – внимание! Перед каждой командой стоит мольберт, разделённый на 2 части. Схематическое изображение какого животного вы видите справа? (На правой половине мольберта – контур животного, рядом с которым кость)

Д: - Это хищное животное.

В: - Какие животные называются хищными?

Д: -Животные, которые питаются мясом других животных.

В: -Схематическое изображение какого животного вы видите слева? (На левой стороне мольберта – контур животного, рядом с которым трава)

Д: -Это травоядное животное.

В: -Какие животные называются травоядными?

Д: -Животные, которые питаются травой и листьями деревьев, называются травоядными.

В: -Ребята, но ведь травоядные животные, поедая траву, наносят вред другому живому организму. Значит, их можно отнести к хищным животным.

Д: -К хищным животным травоядные не относятся, потому что, когда они едят траву или листья деревьев, корни растений не нарушаются, и трава может вырасти снова.

В: - Каждой команде я раздам карточки с изображением животных Африки. Внимательно рассмотрите животных, вспомните, какие из них травоядные, какие хищные и расположите животных на мольберте под нужной схемой. (Дети каждой команды на столах рассматривают карточки с изображениями животных Африки, вспоминают, какие из них хищные, какие травоядные, и располагают карточки на мольбертах под нужной схемой). Прежде, чем вернуться на места, проверьте правильность выполнения задания. -А теперь команды проверят друг друга. «Полосатые зебры», проверьте, правильно ли «Высокие жирафы» расположили животных?

Д: -Да, правильно.

В: -«Высокие жирафы», посмотрите, «Полосатые зебры» правильно справились с заданием?

Д: -Да, правильно.

В: -Молодцы! Каждая команда за правильно выполненное задание получает по одному очку. (За правильно выполненное задание команда зарабатывает очко: фигурку животного Африки из «Киндер – сюрприза»).

 

Стук в дверь.

В: -Кто бы это мог быть? Пойду посмотрю. (За дверью – Медвежонок, персонаж кукольного театра. Несу его к ширме, где помощник надевает куклу себе на руку и начинается диалог). -Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл. Как тебя зовут?

Медвежонок: - Мишутка.

В: - Мишутка, как ты к нам попал?

М: - Я проходил мимо и услышал, что ребята рассказывают о животных жарких стран, а я их видел только на картинках. У меня много вопросов, вы не поможете мне узнать больше об этих животных?

В.: -Я думаю, ребята с удовольствием расскажут тебе обо всём, что знают о животных жарких стран. Ребята, на вопросы Мишутки каждая команда будет отвечать по очереди. Первой будет отвечать команда «Полосатые зебры». Мишутка, задавай свои вопросы.

М.: -Как называется длинный отросток впереди головы слона?

Д.: Хобот.

М: - Для чего слону нужен хобот?

Д: - Хобот у слона – это его нос.

Д: -Хоботом слон набирает воду и пьёт, а ещё обливает себя, чтобы не было жарко.

Д: - Хобот – это «рука» слона, им слон срывает листья с деревьев, берёт корм и направляет в рот.

В.: -«Полосатые зебры» ответили правильно, поэтому зарабатывают очко. - Теперь вопрос для «Высоких жирафов». Задавай, Мишутка.

М.: - Длинная шея помогает жирафу или мешает?

Д: - Помогает тем, что жираф, благодаря длинной шее, может срывать листья с высоких деревьев, а также издалека видеть опасность.

В.: - Молодцы, «Высокие жирафы», вам очко. Вопрос для «Полосатых зебр».

М.: - Как называется растительность на голове льва?

Д: -Грива.

М: - Кто в семье львов охотится?

Д: -Охотятся львицы.

В.: - «Полосатые зебры» правильно ответили на вопросы Мишутки и зарабатывают ещё очко. Мишутка, задавай вопрос «Высоким жирафам».

М.: -Почему у попугаев клюв крючком?

Д: -Таким клювом удобно открывать семена, а также цепляться клювом за ствол дерева, когда попугай карабкается по нему.

В.: - Молодцы, «Высокие жирафы», вам очко! А теперь вопрос для «Полосатых зебр».

М.: - Как называется костяной домик черепахи?

Д: -Панцирь.

М: - Зачем черепахе панцирь?

Д: -Панцирь защищает черепаху от врагов.

В.: - «Полосатые зебры» - молодцы, зарабатываете очередное очко. «Высокие жирафы», приготовьтесь к вопросу Мишутки!

М.: - Для чего зебре такая окраска?

Д: - Полоски защищают зебру от врагов. Когда зебры в стаде, их полосы видны размытыми, и хищнику непонятно, где кто. У каждой зебры своё расположение полос. Они также отличаются, как лица у людей.

В.: - «Высокие жирафы» - правильно, вам – очко! Мишутка, спрашивай команду «Полосатые зебры».

М.: - Зачем обезьяне длинный хвост?

Д: -Хвостом обезьяна цепляется за ветки, чтобы освободить руки.

Д: -Во время прыжка с дерева на дерево хвост для обезьяны, как руль.

В.: - «Полосатые зебры» зарабатывают очко, «Высокие жирафы» готовятся к вопросу Мишутки.

М.: - За что носорог получил своё название?

Д: -У носорога на носу – рог.

М: - Почему носорогу нравится валяться в грязи?

Д: - Так носорог защищает свою кожу от солнца и насекомых.

В.: - «Высокие жирафы», молодцы, дали правильные ответы, заработали очко. «Полосатые зебры», слушайте вопрос Мишутки.

М.: - Что за холмики на спине у верблюда?

Д: -Это горбы.

М: -Зачем они верблюду?

Д: - В них находится жировая ткань, которая служит запасом пищи и воды.

В.: - Молодцы, «Полосатые зебры», вам ещё очко. Мишутка, задавай вопрос «Высоким жирафам».

М.: -Как самка крокодила переносит вылупившихся детёнышей?

Д: -Самка крокодила переносит своих детёнышей в пасти.

М: - Как она успокаивает слишком резвых малышей?

Д: -Подбрасывает их вверх.

В.: - Команда «Высокие жирафы» прекрасно ответила на вопросы Мишутки и зарабатывает очко. Мишутка, что ты ещё хочешь спросить у ребят?

М.: - Ребята, большое вам спасибо! Я столько узнал нового и интересного о животных Африки. Жалко, что я никогда их не увижу…

В.: - Ребята, подскажите Мишутке, где он сможет увидеть этих животных, не уезжая из Санкт - Петербурга?

Д: - Всех этих животных можно увидеть в зоопарке.

М.: - Правда? Тогда я прямо сейчас пойду в зоопарк и познакомлюсь с ними. Спасибо вам за всё. До свидания, ребята!

 

В.: - До свидания, Мишутка! Я провожу тебя.(Медвежонок выносится из группы) Ребята, когда я утром пришла на работу, у дверей группы лежал конверт. В нём было письмо и рисунки. Послушайте, что написано в письме: «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста. Я нарисовал животных Африки, но они на рисунке все перепутались, и я не могу узнать, где какое животное нарисовано. Очень надеюсь на вашу помощь. Ваш Художник». А вот рисунки из конверта. (Каждому ребёнку даётся карточка с нарисованными на ней перепутанными контурами африканских животных (носорогом, львом, попугаем, слоном), на доске вешается аналогичная иллюстрация). Внимательно посмотрите на рисунок Художника и найдите на нём контуры животных Африки. Первое животное увидели ребята из команды «Высокие жирафы». Давид, что это за животное?

Д: -Это лев.

В: -Как ты узнал льва?

Д: - Я узнал льва по гриве и кисточке на конце хвоста.

В: - Выходи к доске, возьми указку и на иллюстрации по контуру обведи льва. Дети, сидящие за столами, возьмите счётную палочку и на своих карточках обведите по контуру льва.

В: - Какое животное жарких стран увидели ребята команды «Полосатые зебры»? Пожалуйста, Ваня.

Д: -Это носорог.

В: - Как ты узнал носорога?

Д: -Я узнал его по длинному рогу на носу.

В: - Выходи к доске, возьми указку и на иллюстрации по контуру обведи носорога. Остальные ребята счётной палочкой обведите по контуру носорога на своих карточках.

В: -Команда «Высокие жирафы», ещё какое животное спряталось на рисунке Художника? Пожалуйста, Алина.

Д: -Это попугай.

В: Как ты узнала попугая?

Д: -Попугая узнала по крючковатому клюву.

В: Выходи к доске, возьми указку и на иллюстрации по контуру обведи попугая. Ребята за столами счётной палочкой обводят по контуру попугая на своих карточках. Алина приносит своей команде ещё одно очко, молодец!

В: -Команда «Полосатые зебры», какое животное узнали вы? Пожалуйста, Маша.

Д: -Узнала слона.

В: Как ты узнала слона?

Д: -Слона узнала по хоботу.

В: Выходи к доске, возьми указку и на иллюстрации по контуру обведи слона. Ребята за столами, счётной палочкой обведите по контуру слона на своих карточках. Маша приносит своей команде очередное очко, молодец!

В: -Поработали, а теперь отдохнём.

Физкультурная минутка. (Проходит под детскую песенку «Зверобика» в исполнении В.Винокура)

В: -Отдохнули, а сейчас поиграем в игру «Что не так». Каждой команде я буду говорить предложение об африканских животных, вы найдите в моём предложении ошибку и исправьте её.

В: -Внимание, команда «Полосатые зебры»: «Крокодил и жираф – животные Севера»».

Д: -Нет, крокодил и жираф – животные Африки.

В: -Каких животных Севера знаете?

Д: - Пингвин и белый медведь – животные Севера.

В: -Молодцы, «Полосатые зебры», вам очко.

В: -Задание для команды «Высокие жирафы»: «Слонёнок – детёныш тигра».

Д: -Неправильно, слонёнок – детёныш слона.

В: -Кто детёныш тигра?

Д: - Дётёныш тигра – тигрёнок.

В: -Молодцы, ребята, зарабатываете своей команде очко.

В: -Внимание, «Высокие жирафы»: «Обезьяна живёт в воде».

Д: -Неправильно, обезьяна живёт на дереве.

В: -Кто живёт в воде?

Д: -В воде живёт крокодил.

В: -Молодцы, «Высокие жирафы», зарабатываете своей команде очко.

В: -Задание для команды «Полосатые зебры»: «Жираф медленно ползает».

Д: -Неправильно, жираф быстро бегает.

В: - Кто медленно ползает?

Д: -Медленно ползает черепаха.

В: --Молодцы, «Полосатые зебры», вам очко.

В: -«Высокие жирафы», приготовьтесь: «Детёныш льва – верблюжонок».

Д: -Неправильно, детёныш льва – львёнок.

В: -Верблюжонок чей детёныш?

Д: - Верблюжонок – детёныш верблюда.

В: -Команда «Полосатые зебры» правильно отвечает и получает ещё одно очко.

В: -Задание для команды «Полосатые зебры»: «Тигр не любит мясо».

Д: -Неправильно, тигр любит мясо.

В: -Ребята, почему тигр любит мясо?

Д: -Тигр – хищник.

В: -Молодцы, «Полосатые зебры», правильно справились с заданием и получаете ещё одно очко в копилку своей команды. Обе команды прекрасно справились с заданиями, мне не удалось вас запутать. Молодцы!

В: А сейчас я предлагаю вам из счётных палочек выложить животных Африки. Подумайте, кто какое животное хочет составить. Постарайтесь, чтобы животные не повторялись. -Алина, какое африканское животное ты хочешь выложить из счётных палочек?

Д: -Я хочу выложить из счётных палочек обезьяну.

В: -Давид?

Д: -Верблюда.

В: -Гена?

Д: -Крокодила.

В: -Кирилл?

Д: -Слона.

В: -Маша?

Д: -Черепаху.

В: -Ваня?

Д: -Жирафа.

В: -Стёпа?

Д: -Зебру.

В: -Руслан?

Д: -Тигра.

В: В процессе работы не забывайте передавать характерные особенности выбранного вами животного. (Выкладывание из палочек животных Африки проходит под музыку Ариеля Рамиреса «Паломничество», которая используется в заставке к передаче «В мире животных». Если дети испытывают трудности при выкладывании животных из палочек, им предлагаются заранее подготовленные карточки – схемы выкладывания из палочек выбранного ими животного. С окончанием музыки работа заканчивается. Дети смотрят на созданных ими животных, замечают отдельные неточности, исправляют их.)

 

3. Заключение.

В: -Ребята, где мы сегодня побывали?

Д: -Мы побывали в путешествии по Африке.

В: -Что мы делали во время путешествия?

Д: -Мы вспомнили, какие страны называются жаркими.

Д: -Африка – самый жаркий континент на нашей планете.

Д: -Мы вспомнили, какие животные называются хищными, а какие травоядными.

Д: -Называли животных, которые живут в Африке.

Д: -Помогли художнику найти на рисунке контуры животных.

Д: - Помогли Мишутке узнать много интересного о животных Африки.

Д: - Играли в игру «Что не так».

Д: -Отдохнули под весёлую песенку.

Д: -Выкладывали из палочек африканских животных .

Д: -Мы разделились на две команды и зарабатывали очки.

В: -Ребята, сегодня у нас было очень интересное путешествие, вам пришлось много потрудиться, но вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не только сами многое узнали, но и готовы поделиться своими знаниями. Я попрошу команду «Высокие жирафы» и команду «Полосатые зебры» посчитать свои очки. «Высокие жирафы», сколько вы набрали очков?

Д: -У нас 11 фигурок животных Африки.

В: -«Высокие жирафы», сколько вы набрали очков?

Д: -У нас 11 фигурок животных Африки.

В: -Вы набрали одинаковое количество очков, это значит, что обе команды были готовы к путешествию, очень старались в пути и прекрасно его закончили. Спасибо!

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД