- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Животные Африки. Занятие по развитию речи
"Животные Африки".
Программное содержание:
- Закреплять знания детей о животных Африки (внешних особенностях, образе жизни, особенностях обитания, питания) и их детёнышах;
- Закреплять представление детей о приспособленности животных жарких стран к определённой среде обитания;
- Расширять и активизировать словарь детей;
- Формировать и развивать грамматический строй речи детей;
- Учить детей подбирать прилагательные к существительным;
- Работать над развитием связной речи детей;
- Развивать у детей внимание, память, образное мышление;
- Работать над развитием у детей зрительно – моторной координации;
- Приобщать детей к совместной деятельности, умению работать в коллективе.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
- Иллюстрации животных Африки (слон, попугай, жираф, носорог, обезьяна, крокодил, лев, тигр, зебра, верблюд, черепаха);
- Карточки со схематичным изображением хищных и травоядных животных;
- Рисунок «Каких животных «спрятал» художник»;
- Глобус;
- 2 фланелеграфа;
- Ширма;
- Кукла «Медвежонок»
Раздаточный:
- Картинки с изображением животных Африки (слон, жираф, лев, попугай, черепаха, зебра, обезьяна, носорог, верблюд, крокодил, тигр);
- Карточки «Каких животных «спрятал» художник»;
- Счётные палочки;
- Карточки «Выкладывание из палочек» (животные Африки), если у детей возникнут трудности при выполнении самостоятельной работы.
Ход занятия:
1.Вступление.
Воспитатель: -Сегодня мы заканчиваем путешествие по жарким странам. Какие страны называются жаркими?
Дети: -Страны, в которых круглый год лето.
- Страны, в которых всегда жарко.
-Страны, в которых всегда светит солнце.
В: -Какой самый жаркий континент на нашей планете?
Д: -Африка.
2.Основная часть.
В: -В путешествие по Африке отправимся двумя командами. (Дети объединяются в команды по местоположению за столами) В первой команде – Стёпа, Ваня, Маша и Руслан. Во второй команде – Гена, Давид, Алина и Кирилл. Ребята, посоветуйтесь друг с другом и придумайте для своей команды такое название, чтобы в нём было название животного Африки. Ребята, какие названия придумали для своих команд?
Д: -«Высокие жирафы»
Д: -«Полосатые зебры»
В: -Молодцы! А теперь – внимание! Перед каждой командой стоит мольберт, разделённый на 2 части. Схематическое изображение какого животного вы видите справа? (На правой половине мольберта – контур животного, рядом с которым кость)
Д: - Это хищное животное.
В: - Какие животные называются хищными?
Д: -Животные, которые питаются мясом других животных.
В: -Схематическое изображение какого животного вы видите слева? (На левой стороне мольберта – контур животного, рядом с которым трава)
Д: -Это травоядное животное.
В: -Какие животные называются травоядными?
Д: -Животные, которые питаются травой и листьями деревьев, называются травоядными.
В: -Ребята, но ведь травоядные животные, поедая траву, наносят вред другому живому организму. Значит, их можно отнести к хищным животным.
Д: -К хищным животным травоядные не относятся, потому что, когда они едят траву или листья деревьев, корни растений не нарушаются, и трава может вырасти снова.
В: - Каждой команде я раздам карточки с изображением животных Африки. Внимательно рассмотрите животных, вспомните, какие из них травоядные, какие хищные и расположите животных на мольберте под нужной схемой. (Дети каждой команды на столах рассматривают карточки с изображениями животных Африки, вспоминают, какие из них хищные, какие травоядные, и располагают карточки на мольбертах под нужной схемой). Прежде, чем вернуться на места, проверьте правильность выполнения задания. -А теперь команды проверят друг друга. «Полосатые зебры», проверьте, правильно ли «Высокие жирафы» расположили животных?
Д: -Да, правильно.
В: -«Высокие жирафы», посмотрите, «Полосатые зебры» правильно справились с заданием?
Д: -Да, правильно.
В: -Молодцы! Каждая команда за правильно выполненное задание получает по одному очку. (За правильно выполненное задание команда зарабатывает очко: фигурку животного Африки из «Киндер – сюрприза»).
Стук в дверь.
В: -Кто бы это мог быть? Пойду посмотрю. (За дверью – Медвежонок, персонаж кукольного театра. Несу его к ширме, где помощник надевает куклу себе на руку и начинается диалог). -Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл. Как тебя зовут?
Медвежонок: - Мишутка.
В: - Мишутка, как ты к нам попал?
М: - Я проходил мимо и услышал, что ребята рассказывают о животных жарких стран, а я их видел только на картинках. У меня много вопросов, вы не поможете мне узнать больше об этих животных?
В.: -Я думаю, ребята с удовольствием расскажут тебе обо всём, что знают о животных жарких стран. Ребята, на вопросы Мишутки каждая команда будет отвечать по очереди. Первой будет отвечать команда «Полосатые зебры». Мишутка, задавай свои вопросы.
М.: -Как называется длинный отросток впереди головы слона?
Д.: Хобот.
М: - Для чего слону нужен хобот?
Д: - Хобот у слона – это его нос.
Д: -Хоботом слон набирает воду и пьёт, а ещё обливает себя, чтобы не было жарко.
Д: - Хобот – это «рука» слона, им слон срывает листья с деревьев, берёт корм и направляет в рот.
В.: -«Полосатые зебры» ответили правильно, поэтому зарабатывают очко. - Теперь вопрос для «Высоких жирафов». Задавай, Мишутка.
М.: - Длинная шея помогает жирафу или мешает?
Д: - Помогает тем, что жираф, благодаря длинной шее, может срывать листья с высоких деревьев, а также издалека видеть опасность.
В.: - Молодцы, «Высокие жирафы», вам очко. Вопрос для «Полосатых зебр».
М.: - Как называется растительность на голове льва?
Д: -Грива.
М: - Кто в семье львов охотится?
Д: -Охотятся львицы.
В.: - «Полосатые зебры» правильно ответили на вопросы Мишутки и зарабатывают ещё очко. Мишутка, задавай вопрос «Высоким жирафам».
М.: -Почему у попугаев клюв крючком?
Д: -Таким клювом удобно открывать семена, а также цепляться клювом за ствол дерева, когда попугай карабкается по нему.
В.: - Молодцы, «Высокие жирафы», вам очко! А теперь вопрос для «Полосатых зебр».
М.: - Как называется костяной домик черепахи?
Д: -Панцирь.
М: - Зачем черепахе панцирь?
Д: -Панцирь защищает черепаху от врагов.
В.: - «Полосатые зебры» - молодцы, зарабатываете очередное очко. «Высокие жирафы», приготовьтесь к вопросу Мишутки!
М.: - Для чего зебре такая окраска?
Д: - Полоски защищают зебру от врагов. Когда зебры в стаде, их полосы видны размытыми, и хищнику непонятно, где кто. У каждой зебры своё расположение полос. Они также отличаются, как лица у людей.
В.: - «Высокие жирафы» - правильно, вам – очко! Мишутка, спрашивай команду «Полосатые зебры».
М.: - Зачем обезьяне длинный хвост?
Д: -Хвостом обезьяна цепляется за ветки, чтобы освободить руки.
Д: -Во время прыжка с дерева на дерево хвост для обезьяны, как руль.
В.: - «Полосатые зебры» зарабатывают очко, «Высокие жирафы» готовятся к вопросу Мишутки.
М.: - За что носорог получил своё название?
Д: -У носорога на носу – рог.
М: - Почему носорогу нравится валяться в грязи?
Д: - Так носорог защищает свою кожу от солнца и насекомых.
В.: - «Высокие жирафы», молодцы, дали правильные ответы, заработали очко. «Полосатые зебры», слушайте вопрос Мишутки.
М.: - Что за холмики на спине у верблюда?
Д: -Это горбы.
М: -Зачем они верблюду?
Д: - В них находится жировая ткань, которая служит запасом пищи и воды.
В.: - Молодцы, «Полосатые зебры», вам ещё очко. Мишутка, задавай вопрос «Высоким жирафам».
М.: -Как самка крокодила переносит вылупившихся детёнышей?
Д: -Самка крокодила переносит своих детёнышей в пасти.
М: - Как она успокаивает слишком резвых малышей?
Д: -Подбрасывает их вверх.
В.: - Команда «Высокие жирафы» прекрасно ответила на вопросы Мишутки и зарабатывает очко. Мишутка, что ты ещё хочешь спросить у ребят?
М.: - Ребята, большое вам спасибо! Я столько узнал нового и интересного о животных Африки. Жалко, что я никогда их не увижу…
В.: - Ребята, подскажите Мишутке, где он сможет увидеть этих животных, не уезжая из Санкт - Петербурга?
Д: - Всех этих животных можно увидеть в зоопарке.
М.: - Правда? Тогда я прямо сейчас пойду в зоопарк и познакомлюсь с ними. Спасибо вам за всё. До свидания, ребята!
В.: - До свидания, Мишутка! Я провожу тебя.(Медвежонок выносится из группы) Ребята, когда я утром пришла на работу, у дверей группы лежал конверт. В нём было письмо и рисунки. Послушайте, что написано в письме: «Дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста. Я нарисовал животных Африки, но они на рисунке все перепутались, и я не могу узнать, где какое животное нарисовано. Очень надеюсь на вашу помощь. Ваш Художник». А вот рисунки из конверта. (Каждому ребёнку даётся карточка с нарисованными на ней перепутанными контурами африканских животных (носорогом, львом, попугаем, слоном), на доске вешается аналогичная иллюстрация). Внимательно посмотрите на рисунок Художника и найдите на нём контуры животных Африки. Первое животное увидели ребята из команды «Высокие жирафы». Давид, что это за животное?
Д: -Это лев.
В: -Как ты узнал льва?
Д: - Я узнал льва по гриве и кисточке на конце хвоста.
В: - Выходи к доске, возьми указку и на иллюстрации по контуру обведи льва. Дети, сидящие за столами, возьмите счётную палочку и на своих карточках обведите по контуру льва.
В: - Какое животное жарких стран увидели ребята команды «Полосатые зебры»? Пожалуйста, Ваня.
Д: -Это носорог.
В: - Как ты узнал носорога?
Д: -Я узнал его по длинному рогу на носу.
В: - Выходи к доске, возьми указку и на иллюстрации по контуру обведи носорога. Остальные ребята счётной палочкой обведите по контуру носорога на своих карточках.
В: -Команда «Высокие жирафы», ещё какое животное спряталось на рисунке Художника? Пожалуйста, Алина.
Д: -Это попугай.
В: Как ты узнала попугая?
Д: -Попугая узнала по крючковатому клюву.
В: Выходи к доске, возьми указку и на иллюстрации по контуру обведи попугая. Ребята за столами счётной палочкой обводят по контуру попугая на своих карточках. Алина приносит своей команде ещё одно очко, молодец!
В: -Команда «Полосатые зебры», какое животное узнали вы? Пожалуйста, Маша.
Д: -Узнала слона.
В: Как ты узнала слона?
Д: -Слона узнала по хоботу.
В: Выходи к доске, возьми указку и на иллюстрации по контуру обведи слона. Ребята за столами, счётной палочкой обведите по контуру слона на своих карточках. Маша приносит своей команде очередное очко, молодец!
В: -Поработали, а теперь отдохнём.
Физкультурная минутка. (Проходит под детскую песенку «Зверобика» в исполнении В.Винокура)
В: -Отдохнули, а сейчас поиграем в игру «Что не так». Каждой команде я буду говорить предложение об африканских животных, вы найдите в моём предложении ошибку и исправьте её.
В: -Внимание, команда «Полосатые зебры»: «Крокодил и жираф – животные Севера»».
Д: -Нет, крокодил и жираф – животные Африки.
В: -Каких животных Севера знаете?
Д: - Пингвин и белый медведь – животные Севера.
В: -Молодцы, «Полосатые зебры», вам очко.
В: -Задание для команды «Высокие жирафы»: «Слонёнок – детёныш тигра».
Д: -Неправильно, слонёнок – детёныш слона.
В: -Кто детёныш тигра?
Д: - Дётёныш тигра – тигрёнок.
В: -Молодцы, ребята, зарабатываете своей команде очко.
В: -Внимание, «Высокие жирафы»: «Обезьяна живёт в воде».
Д: -Неправильно, обезьяна живёт на дереве.
В: -Кто живёт в воде?
Д: -В воде живёт крокодил.
В: -Молодцы, «Высокие жирафы», зарабатываете своей команде очко.
В: -Задание для команды «Полосатые зебры»: «Жираф медленно ползает».
Д: -Неправильно, жираф быстро бегает.
В: - Кто медленно ползает?
Д: -Медленно ползает черепаха.
В: --Молодцы, «Полосатые зебры», вам очко.
В: -«Высокие жирафы», приготовьтесь: «Детёныш льва – верблюжонок».
Д: -Неправильно, детёныш льва – львёнок.
В: -Верблюжонок чей детёныш?
Д: - Верблюжонок – детёныш верблюда.
В: -Команда «Полосатые зебры» правильно отвечает и получает ещё одно очко.
В: -Задание для команды «Полосатые зебры»: «Тигр не любит мясо».
Д: -Неправильно, тигр любит мясо.
В: -Ребята, почему тигр любит мясо?
Д: -Тигр – хищник.
В: -Молодцы, «Полосатые зебры», правильно справились с заданием и получаете ещё одно очко в копилку своей команды. Обе команды прекрасно справились с заданиями, мне не удалось вас запутать. Молодцы!
В: А сейчас я предлагаю вам из счётных палочек выложить животных Африки. Подумайте, кто какое животное хочет составить. Постарайтесь, чтобы животные не повторялись. -Алина, какое африканское животное ты хочешь выложить из счётных палочек?
Д: -Я хочу выложить из счётных палочек обезьяну.
В: -Давид?
Д: -Верблюда.
В: -Гена?
Д: -Крокодила.
В: -Кирилл?
Д: -Слона.
В: -Маша?
Д: -Черепаху.
В: -Ваня?
Д: -Жирафа.
В: -Стёпа?
Д: -Зебру.
В: -Руслан?
Д: -Тигра.
В: В процессе работы не забывайте передавать характерные особенности выбранного вами животного. (Выкладывание из палочек животных Африки проходит под музыку Ариеля Рамиреса «Паломничество», которая используется в заставке к передаче «В мире животных». Если дети испытывают трудности при выкладывании животных из палочек, им предлагаются заранее подготовленные карточки – схемы выкладывания из палочек выбранного ими животного. С окончанием музыки работа заканчивается. Дети смотрят на созданных ими животных, замечают отдельные неточности, исправляют их.)
3. Заключение.
В: -Ребята, где мы сегодня побывали?
Д: -Мы побывали в путешествии по Африке.
В: -Что мы делали во время путешествия?
Д: -Мы вспомнили, какие страны называются жаркими.
Д: -Африка – самый жаркий континент на нашей планете.
Д: -Мы вспомнили, какие животные называются хищными, а какие травоядными.
Д: -Называли животных, которые живут в Африке.
Д: -Помогли художнику найти на рисунке контуры животных.
Д: - Помогли Мишутке узнать много интересного о животных Африки.
Д: - Играли в игру «Что не так».
Д: -Отдохнули под весёлую песенку.
Д: -Выкладывали из палочек африканских животных .
Д: -Мы разделились на две команды и зарабатывали очки.
В: -Ребята, сегодня у нас было очень интересное путешествие, вам пришлось много потрудиться, но вы прекрасно справились со всеми заданиями. Вы не только сами многое узнали, но и готовы поделиться своими знаниями. Я попрошу команду «Высокие жирафы» и команду «Полосатые зебры» посчитать свои очки. «Высокие жирафы», сколько вы набрали очков?
Д: -У нас 11 фигурок животных Африки.
В: -«Высокие жирафы», сколько вы набрали очков?
Д: -У нас 11 фигурок животных Африки.
В: -Вы набрали одинаковое количество очков, это значит, что обе команды были готовы к путешествию, очень старались в пути и прекрасно его закончили. Спасибо!
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста