- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Татарстан - моя республика. Занятие в подготовительной группе
Познавательное сюжетное комплексное занятие (развитие речи и рисование)(подготовительная группа)
Тема: «Татарстан – моя республика»
Суркова Надежда Ивановна, Воспитатель 1-ой категории.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень
от мощности которого зависти жизнь растения, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства
безграничной любви к Родине, уважение к прошлому»… Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок
начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир». (В.А. Сухомлинский)
Время…Как быстро оно летит!
Несколько лет назад казалось, что новый век наступит нескоро. Но он наступил. Время движется вперед, набирая темп, ставя перед нами новые цели и задачи. На многие вещи мы начинаем смотреть по-иному, что-то для себя открываем и переоцениваем заново. Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие ценности. Без прошлого нет будущего.
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируются первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития.
Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом, взрослом, мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
В своей работе со старшими дошкольниками, учитывая их возрастные особенности и руководствуясь Госстандартом по дошкольному воспитанию и образованию – раздел «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», я начала знакомить детей с историей родного края.
Поставила перед собой задачи:
1. Воспитывать у детей любовь к родному краю, к ее природе и бережное отношение к ней.
2. Вызвать у детей интерес к историческому прошлому родного края.
3. Воспитать патриотические чувства у детей, гордость и уважение к прошлому и настоящему родного края.
4. Познакомить детей с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками татарского и русского народа.
5. Познакомить с историческими памятниками и достопримечательностями Казани.
6. Познакомить с географической картой, дать первые навыки работы с ней.
7. Познакомить с достопримечательностями и историческими памятниками своего села.
Решение этих задач можно осуществить только при наличии хорошего наглядного материала. Поэтому и, прежде всего, стала собирать материалы по данной теме.
Чтобы работа была последовательной и эффективной, я составила перспективный план работы, согласно которому провожу занятия.
При подборе материала я старалась, чтобы он был интересным и доступным для детей. В усвоении детьми исторического материала важное значение имела предварительная работа. В беседах с помощью вопросов я выясняла и уточняла представление детей о тех или иных вещах и явлениях, подводила их к доступным выводам, заключениям, обобщениям. Таким образом, дети ощущали радость первых открытий, радость самостоятельного добывания новых знаний: они были не только пассивными слушателями, но и активными участниками.
Я подготовила материал о Казани, о ее настоящем и прошлом. На экскурсию мы не можем поехать в город, очень далеко, но мои дети все же знают общие сведения о нем и его достопримечательностях и памятниках.
Все темы и занятия пронизаны одной общей целью – воспитание детей в духе интернационализма, уважения к истории, культуре и искусству других народов.
Большое внимание уделяла знакомству детей с творчеством великого татарского поэта Г. Тукая и поэта – героя М. Джалиля. На занятиях дети знакомились с произведениями писателей.
Так же большое внимание уделялось фольклорному творчеству татарского народа. Фольклорный материал помогал детям еще больше узнать о быте, творчестве, характере татарского народа.
После знакомства детей с предками татар – булгарами, их обычаями и праздниками, были проведены такие праздники, как «Сабантуй», «Наруз».
Учитывая то обстоятельство, что в семье ребенок имеет больше возможностей совершить экскурсию, была проведена консультация для родителей по теме «Как познакомить детей с родным краем». Родители также приняли участие в проведении экскурсий.
Я считаю, что работа по ознакомлению с историей родного края помогла расширить и систематизировать знания детей, способствовала воспитанию у детей интернациональных чувств, любви к родному краю, интереса к его историческому прошлому.
Задачи:
- дать детям представление, что такое Родина, родной край,
- познакомить с картой и символикой Республики Татарстан,
- рассказать о природных богатствах родного края,
- воспитать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней, уважение и гордость за свой народ,
- закрепить знание детей о Казани,
- воспитать уважение к символам страны.
Цель: Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана.
Словарная работа: президент, мечеть.
Обогащать и активизировать словарь: флаги, древко, герб, знакомство с пословицами и поговорками татарского народа, художественное слово.
Предшествующая работа: Дать общее представление о татарской республике, ее городах. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме, знакомство с легендами о Казани, с географической картой, гербом, флагом, прослушивание гимна РФ, беседа о Татарстане, о его городах.
Оборудование: Географическая карта, флаги РТ и РФ, герб РТ, портреты президентов, аудиозаписи.
Материал: На каждого ребенка половина альбомного листа для рисования флага, карандаши, полоски цветной бумаги, клей, кисточки, подставки для кисточек, горох, гуашь.
Программное содержание: Воспитать у детей интернациональные чувства, развивать грамматический строй языка, эмоциональное использование стихотворений.
Воспитатель: Ребятки, мы с вами поговорим о родном крае, о его городах, о людях, живущих рядом с нами, о том, чем они занимаются, чем примечательны наши города и села. Давайте вспомним красивую и ласковую песню о родном крае, о родине.
(Дети исполняют песню…)
- То березка, то рябина, куст ракиты над рекой
- Край родной на век любимый, где найдешь еще такой?
Ребенок читает стихотворение о Родине:
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем,
И березки у дороги, по которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом и душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом!
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы, прославляющие любовь к Родине.
Дети:
«Человек без Родины своей, что без песни соловей» (тат. пословица)
«На чужой земле и весна не красна» (рус. пословица)
«Родина – краше солнца, дороже золота»
«Без Родины милой будешь птицей бескрылой» (тат. пословица)
Воспитатель: Родина, ребятки, это прежде всего самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Это ваш дом, улица, село, где вы родились и живете, это детский сад, куда вы ходите, ваши воспитатели, это природа, которая окружает вас.
Для всех нас Родина – это наша Республика Татарстан. Она у нас такая большая, что мы не можем окинуть ее одним взором и объездить ее из одного конца в другой за один день. Но где можем увидеть сразу ее границы и реки, и леса, и города?
Дети: На карте.
Воспитатель: Правильно, молодцы дети! Давайте рассмотрим карту Республики Татарстан. Граница – это красная ленточка. На что похожа территория нашей Республики?
Дети: На бегущего коня.
Воспитатель: Ребятки, наши прадеды очень любили лошадей. Они разводили большие табуны лошадей, ездили на них, воевали, пахали. Посмотрите, реки на карте изображены голубой ленточкой: Волга, Кама, Белая, Казанка. Зеленые пятна – густые леса, луга, желтые пятна – широкие поля, кружочки – города.
- Ребята, скажите, какие города Татарстана вы знаете?
Дети: Казань, Набережные Челны, Лениногорск, Елабуга, Чистополь, Альметьевск, Нижнекамск, Заинск.
Воспитатель: Дети, расскажите, чем же знамениты эти города?
Дети: В Набережных Челнах на берегу реки Камы построен автомобильный завод, который выпускает грузовые машины «Камаз».
- В Нижнекамске выпускают шины, в городах Бугульма и Альметьевск добывают нефть, а из нефти делают бензин. В Чистополе на часовом заводе делают красивые часы.
- Главное богатство нашей Республики – это нефть и газ. Татария обеспечивает нефтью всю нашу страну, все республики получают из Татарии бензин, мазут, горючее, а газом отапливаются дома.
Воспитатель: Дети, а что выращивают на полях республики?
Дети: На полях выращивают пшеницу, рожь, ячмень, овес, гречиху, горох, свеклу.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, да, Татарстан – это земледельческий край. (Воспитатель ставит на стол флаги и флажки) Дети, знаете ли вы что это?
Дети: Флаги, флажки.
Воспитатель: Вспомните, где вы могли видеть флаги и флажки?
Дети: Флаги можно увидеть на зданиях, на кораблях, на Доме Правительства, в руках спортсменов, солдат. Флажки мы использует на занятиях.
Воспитатель: У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб и гимн. Давайте вспомним из каких частей состоят флаг? Покажите, какие цвета мы видим на полотнище и что они означают?
Дети: Древко, полотнище.
Флаг разделен на три части: верхняя – зеленая, нижняя – красная, середина – узкая полоса белая.Красный цвет – цвет солнца и огня. Зеленый – символ живой природы и молодости. Белый – символ чистоты, чести и мира.
Воспитатель: Молодцы, ребятки!
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам три варианта работы с флагом. Для этого разделимся на три группы:
1 группа – разукрашивает флаги,
2 группа – делает аппликацию,
3 группа – выкладывает флаг горохом и затем разукрашивает гуашью.
(Перед тем, как начнем работать, проведем пальчиковую гимнастику)
Пальчиковая гимнастика:
Встали как-то утром в ряд - постепенно разжать кулаки
10 маленьких утят -показ 10 пальцев
Посчитались, -посчитать
Удивились - указат. и большой пальцы изображ.
удивленно раскрытые клювы
На две группы разделились. – руки в стороны, пальцы растопырены
Перышки почистили - щепотью одной руки гладим другую
Головкой повертели - в виде головок из стороны в сторону
Червячка склевали - хватат. движ. клюв – паль.
К речке побежали - побежали по столу
Методика проведения рисования:
Вместе с детьми обследовать флаг с включением движения руки по контуру предмета. Уточнить последовательность создания изображения: вначале рисуют простым карандашом основные части, потом раскрашивают. Напомнить приемы закрашивания рисунков. Сказать, что закрашивать нужно аккуратно, чтобы флаги были красивые (слева направо или сверху вниз, т.е. в одном направлении)
Воспитатель: Молодцы, ребята, я вижу все вы справились с заданием. Свои рисунки и поделки в конце занятия давайте подарим нашим гостям, хорошо?!
Дети: Давайте подарим!
Воспитатель: Давайте немного отдохнем
Физминутка:
Утром гномы в лес пошли (шаги на месте)
По дороге гриб нашли (наклоны вперед, выпрямиться, руки на пояс)
А за ним – то – раз, два, три (наклоны из стороны в сторону)
Показались еще три! (руки в стороны, затем вниз)
И пока грибы срывали (наклоны вперед, руки к полу)
Гномы в школу опоздали (руки к щекам, покачивая головой)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)
Воспитатель: А сейчас мы поиграем с вами в игру «Клубочек». Кому достанется клубочек, тот из вас будет и рассказывать, что изображено на гербе и почему.
(Показ герба)
Дети: На государственном гербе Республики Татарстан изображен белый барс, крылатый на фоне красного солнца.
Барс – это богатство, сила. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, а цветок – долгую жизнь. Крылатый белый барс – он защищает нашу республику, чтобы не было войны. Все цвета герба – напоминают цвета Государственного флага. Красное солнце несет нашему народу тепло и добро. Внутри зеленого кольца золотом вытесан татарский орнамент, это символ красоты и плодородия нашей земли. Вверху герба тюльпан – любимый элемент орнаментов татарского народа. Весь герб говорит о добре, благополучии и дружбе нашей республики.
Воспитатель: Как вы думаете, где можно увидеть государственный герб?
Дети: На пограничных столбах, которые установлены на границах России с другими странами, на важных документах, на деньгах.
Воспитатель: Молодцы, ребятки. Посмотрите наш волшебный клубочек собрал всех нас в круг, который похож на макет нашей Земли – Глобус.
Воспитатель: Ребята, в какой республике мы с вами живем?
Дети: Мы живем в республике Татарстан.
Воспитатель: Какой город называется столицей нашей республики.
Дети: Город Казань.
Воспитатель: Давайте рассмотрим стенд, на котором изображена наша столица. Какая приближается дата у города Казани?
Дети: Тысячелетие.
Концовка.
Воспитатель: Скажите, дети, а кто самый большой и главный человек в нашей Республике?
Дети: Минтимер Шаймиев.
Воспитатель: Как вы думаете, какая у него главная задача, что он должен прежде всего делать?
Дети: Чтобы в нашей республике все народы: и татары, и русские, и чуваши, и башкиры жили мирно и дружно, вместе трудились – выращивали хлеб, строили новые машины, самолеты, современные и красивые дома.
Воспитатель: А сейчас послушайте стихотворение о нашей Родине:
О, Казань, лучезарная наша столица!
Посчастливилось наш здесь родиться!
И склоняю я голову в чувстве святом
Перед каждым твоим дорогим уголком.
(Мухамет Садри)
Сегодня мы с вами поговорили о родном крае, о его городах, о людях, живущих рядом с нами, о том, чем они занимаются, чем примечательны наши города и села. Всем хватает места под небом Татарстана. Все люди стараются жить мирно, в дружбе и уважении к обычаям других народов.
Давайте вспомним красивую и ласковую песню о родном крае.
Над землей сияет солнце
Голубь кружится в синеве
Наша песня льется звонко
Слава Родина тебе!
Воспитатель:
Дорогие ребятки, сегодня вы хорошо потрудились, я рада за вас, молодцы!
Список использованной литературы:
1.Ислаев Ф.Г., Бурганова Р.А. «Ознакомление дошкольников с историей родного края», Казань, 2001 г.
2. Журналы «Ребенок в детском саду» № 3/2004, № 5/2005.
3. Бурганова Р.А. «Татарский орнамент в изобразительной деятельности», Казань, 2002 г.
4. Харисоф Л., Гарипова В. «Татарстан – моя Родина», Казань, Магариф, 1998 г.
5.Гильманов И., Мухарямов М. «История Татарской АССР», Казань, Татарское книжное издательство, 1980.
6. Фахрутдинов Р. «История татарского народа и Татарстана», Казань, Магариф, 2000.
7. Шамси С., Измайлов И. «Волжская Булгария», Казань, Магариф, 1995.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста