Тема: «ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ»
Программное содержание:
1. Воспитывать навык мышления.
2. Познакомить детей с понятием “с л о г”.
З. Дать понятие, что слова состоят из слогов.
4. Учить произносить слово по слогам, определяя количество и последовательность слогов в слове.
5. Закрепление формы множественного числа существительных.
6. Подбор определений к словам.
Оборудование: Большая картонная елка с игрушками, пособие “Кто поедет на поезде”, мяч, наборы полосок для слогового анализа.
Ход занятия
1. Оргмомент:
Девочки называют мужские имена, мальчики - женские.
2. Повторение:
Перед детьми елка с игрушками. Нужно назвать игрушки во множественном числе (лиса, самолет, собака, слон) « Скажи про много предметов»
Основная часть
3. Выставляются картинки, разрезанные на две или три части :сап -по-ги, са-ни, стол. Логопед предлагает детям собрать картинки из частей. Обращает внимание на то, что только сложив две или три части , мы увидели весь предмет. Слово называется по частям. А картинка, на которой «стол» не разрезана. Из скольких частей мы сложили слово са-по-ги и т. д.
4. Загадки про собаку, лису и слона:
а) Пришла из леса птичница
Кур пересчитать.
б) С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвостик колечком.
в) Очень много силы в нем,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
5. Звери едут в гости, их нужно разместить в 3 вагонах.
Поможет нам в этом волшебный молоточек. Логопед произносит слова, отстукивая слоги. Дети считают количество ударов. Находят длинное и самое короткое слово.
Вводится понятие “с л о г”.
Вывод: слог — это часть слова, чем больше слогов, тем слово длиннее.
Дети помещают зверей в три вагона.
1 — слон, 2 — лиса, З — собака.
6. Игра “Угадай, какое слово задумала’.
На доске 3 картинки: сом, сани, сапоги. Логопед отстукивает слоговой рисунок слова, а дети узнают задуманное слово.
7. Игра с мячом. Добавь слог, чтобы получилось слово:
ли — /са/, о — /са/, у — /сы/, ве — /сы/, ко— /сы/
Подвести детей к итогу, что слог не имеет смысла, сам по себе ничего не обозначает.
8. Звери едут в гости к рыбе. Название состоит из одного слога. Какая это рыба? (Сом).
Сом приготовил угощение для гостей из 2-х слогов на второе, из одного слога на первое.
с у п к а ш а.
9. Подбор определения к слову суп. (гороховый, рисовый, фасолевый).
10. Выкладывание схемы слова суп, из фишек.
11. Игра “Снимем игрушки с елки”.
Дети снимают игрушки и составляют слоговые схемы слов.
12. Упражнение. Сколько слогов в твоем имени?
Дети встают, у кого имя состоит из 2, 3, 4 (частей) слогов.
Занятие окончено.О чём сегодня мы узнали?
Дома: подобрать слова с разным количеством слогов.
Предыдущие статьи: