- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Конспект занятия по математике с использованием приёмов ТРИЗ
{БАННЕР=banner3}
«Горшочек мёда»
Итоговое годовое открытое занятие с использованием приёмов ТРИЗ для детей 6(7)лет
Автор-составитель: педагог дополнительного образования 1 к.к. Центра Развития ребёнка «Сказка» МОУ ДОД «Дом детского творчества ОАО г. Омска» Дудакова Н.В.
Основное в ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер) - это методы и приёмы, с помощью которых можно обучать детей мыслить и действовать конструктивно, созидающе и творчески. Я использую приёмы, описанные в программе «Росток» (программа по ТРИЗ - РТВ для детей дошкольного возраста), автор - Страунинг А.М.. Элементы ТРИЗ помогают мне осуществлять эвристическое обучение, развивать в детях активность, создавать ситуации успеха, открытия, активизировать мыслительные процессы.
Предмет: математика
Тип урока: урок- путешествие, направленный на обобщение, закрепление опыта
Цель: Развитие математических представлений ребёнка
Задачи:
- Обучающие: Соотносить пример с ответом, составлять объект из частей, ориентироваться в пространстве, знать способ вычисления «больше- меньше на…», знать приём присчитывания по 1, уметь играть в игру «Да- нетка», уметь использовать для сравнения знак
- Развивающие: Уметь высказываться, используя математические понятия, уметь аргументировать свой ответ
- Воспитательные: уметь работать самостоятельно, с раздаточным листом.
- Развивать навыки самопроверки.
Оборудование и материалы:
- Наглядность: изображение Винни-Пуха, изображение ослика Иа, изображение дерева, изображение 2 разных пчёлок, изображение улья, изображение горшочка, 4 картинки- изображение домика Пятачка в разное время года
- мел красного цвета,
- Шары с примерами на сложение и вычитание, размещена на доске
- Корзина для шаров с цифрами, размещена на доске
- раздаточные листы с заданиями - «Числовая цепочка», «Собери горшочек из частей», «Где прячется улей ?» «Продолжи узор на горшочке »
Методы: Практический, словесный, наглядный, Приёмы и методы ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер): приём «сужения поиска», « дробление- объединение», приём «наоборот»
Формы работы - индивидуальная, фронтальная, групповая (работа в парах)
Количество детей - не более 12,
Время – 30 мин.
Ход занятия .
1. Организационно- мотивационный этап (5 мин.)
-Здравствуйте, ребята .
Мотивационная речёвка, настраивающая на занятие.
-5-4-3- звонок,
Начинается урок.
Буду я считать учиться,
буду думать - не лениться.
С математикой, друзья, подружусь, конечно, я! (Автор - Дудакова Н.В.)
-Сегодня необычное занятие, мы будем помогать одному знакомому вам герою, а вот кому и зачем- вы отгадайте сами. Какая игра поможет нам в этом?( «Да- нетка»)
Индивидуальная работа - игра «Да- нетка»- ТРИЗ, приём сужения поиска
Каждый ребёнок по очереди задаёт вопросы, касающиеся героя
-Правильно, это Винни-пух, а к кому же он идёт в гости?
(к ослику ИА- на доске закрепить героев)
2. Основной этап (17 мин.)
И что же он будет дарить ? (мёд).Чтобы найти мёд, Винни необходимо решить много задач, а мы с вами поможем ему в этом.
Готовы? Нам понадобятся все наши умения.
-Итак, наша сказка начинается так… Однажды, летним днём все узнали, что у Иа день рождения, и Винни тоже решил поздравить своего друга. Что он подарит? (мёд) Правильно!
-Где Винни возьмёт мёд? (у пчёл на дереве).
-Вспомните, на чём Винни добрался к пчёлам?(на шарике)
-Где нам взять шарик? (у Пятачка).
Групповая работа у доски.
1.-Верно, найдём дом Пятачка, где же он , какой из четырёх- домик Пятачка?
(третий, потому что вначале я сказала- однажды летним днём, а на этом рисунке как раз лето- дети называют признаки лета , изображённые на на картинке ).
2.-Винни попросил у Пятачка шарик, а тот ему сказал: «Конечно, я дам тебе шарик, только помоги мне привязать и другие шарики, которые от ветра разлетелись по всему домику»
-Винни- пух не умеет считать, поможем привязать шарики к корзине?(надо соединить пример с ответом, устный счёт +1 ,- 1)
-Как вы думаете, какой шарик дал Винни- пуху Пятачок? (решите арифметическую цепочку, и узнаете номер шарика (развитие внимательности , счётного навыка)
Проверка - какой цвет у шарика? (синий)
(для тех, кто выполнит быстрее других- раскрасьте квадрат с ответом ,соответствующим цвету шарика)
-Взял Винни синий шарик, поблагодарил Пятачка, и отправился за мёдом к дереву (показ дерева)
-Как называют домик пчёл? ( улей), показать улей.
3. «Где прячется улей ?» (коричневый круг) .Улей находится справа от ствола, между 2 и 3 веткой. Вспомните, откуда начинаем счёт этажей.
Один из детей расположит улей на доске.
4.Под деревом слева нарисовать цветы, их будет на один больше, чем ульев.
-Запишите пример, который помог вам узнать, сколько цветов под деревом.
Физминутка- пальчиковая гимнастика «Птичка» (Винни поднялся вверх как птица)
5.-Поднялся Винни к пчёлам, а они спорят, кто же из них старше, и так жужжат, что даже не слышат просьбу Винни- пуха угостить его мёдом. Давайте поможем Винни.
-Жёлтая пчела говорит- я старше, мне 5 дней, а рыжая пчела отвечает нет, я старше, мне 7 дней.
- Кто же прав, ребята, и на сколько дней одна пчёлка старше другой? (ответы детей- коричневая старше на два дня) Жизнь пчёл длится около 30 дней, и наши пчёлки маленькие или уже взрослые? (ещё маленькие)
Индивидуальная работа - один ребёнок у доски ставит знак «больше»(старше)
-Винни сказал- вы обе очень замечательные, и старшая, и младшая, очень весёлые и красивые и пчёлки перестали ссориться, и угостили Пуха мёдом.
- Винни- пух стал спускаться вниз, и неожиданно выронил горшочек, и он раскололся на кусочки. –Это произошло потому , что Винни был… (ответы детей- тяжёлый, неуклюжий)
-Давайте поможем Винни- пуху собрать горшочек , и если все сделаем правильно, то Винни склеит его волшебным составом, и он станет ещё лучше, чем прежде- вот с таким узором (работа с раздаточным листом- раскрась части горшочка коричневым карандашом, но там есть и лишние кусочки) приём триз « дробление- объединение»)
3. Заключительный этап
- Молодцы, ребята, помогли мы Винни- пуху, и горшочек стал как новый,
-Как вы думаете, можно его как- тоукрасить?( Узором , или раскрасить)
-«Продолжи узор на горшочке» (домашнее задание, поможем Винни украсить горшочек с мёдом)
4. Рефлексия
-Как вы думаете, понравится Иа подарок Винни?(Да!)
- А вам понравилось помогать Винни- пуху?(Да!)
- Что было самым трудным? А самым интересным? (Ответы детей)
Спасибо за занятие, ребята, занятие закончилось.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста