Тема: « Тридцать три богатыря русского языка»
Цель:
Приобщать детей к русскому языку, показать роль речевых звуков и букв в образовании слов, упражнять в чтении. Закрепить название букв.
Материал:
Буквенный конструктор ( программа Радуга), шляпа, игрушки – киндеры, магнитная азбука, мольберт, ватман, фломастеры, листы белой бумаги на каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель держит в руках книгу, читает стихотворение:
« Остров на море лежит
Град на острове стоит
Каждый день идет там диво
Море вздуется бурливо
Закипит, поднимет вой
Хлынет на берег пустой
Расплеснется в скором беге
И окажутся на бреге
Тридцать три богатыря»
Богатыри всегда были в чести на Руси. Кто такие богатыри? (ответы детей)
Но не только богатырями – людьми сильна Русь. Есть в ней и другие богатыри. Они не носят тяжелых доспехов и не скачут на могучих конях. Они обладают другой силой. Силой – знаний. Их 33. Так что это за чудо – богатыри? В каком городе они живут? ( 33 буквы, а город называется алфавит или азбука)
Буквы
У меня в руках книга. Она называется «Русский язык». Давайте заглянем в нее. Вот первая страница. На ней написано ... ( читают дети «Бук-вы»). Вспомните какие буквы есть в алфавите. Возьмите буквенный конструктор и выложите с его помощью, перед собой на столе две любые известные вам буквы. Придумайте слова, в написании которых встречается твоя буква.
А сейчас «живая» шляпа соберет слова, в которых звучит твоя буква. Дети берут игрушку – киндер, называют слово и кладут его в шляпу.
Путаница
Читаем дальше. Страница номер 2 . На ней написано ... (читают дети «Пу – та – ни – ца»)
Буквы, буквы дай им волю,
Нашалятся буквы вволю.
Звуки встали не на свои места. Исправьте ошибки. Произнесите слово правильно.
- - Ой! – кричат вокруг хозяйки, В огород забрались майки. (зайки)
- Мишка плачет и ревет, Просит пчел, чтоб дали лед. (мед)
- Стужа, снег, метут метели, Темной ночью бродят двери. (звери)
- Подарила мама ночке (дочке) разноцветные платочки,
- Очень рада бочка (дочка) новеньким платочкам
Физминутка.
"Что делать после дождика?" - "По улицам скакать". ( Дети стоят, спина прямая, пальцы рук поочередно сжаты в щепотку и ударяем по ладошкам. Щепоткой левой руки по правой и наоборот.)
"Что делать после дождика?" - "Кораблики пускать". (Руки сложены лодочкой и делаем волнообразные движения руками).
"Что делать после дождика"? - "На радуге качаться". ( Ладони сложены одна на другую так, чтобы было видно, что это качели качаются)
"Что делать после дождика?" - "да просто улыбаться. ( Улыбаемся, делаем "шалтайчика - болтайчика")
Добавлялки
Страница номер 3... « До-бав-лял-ки»
Буквы – волшебницы. Добавляя одну букву к слову (в начало) - получаешь новое слово.
Воспитатель и дети используют магнитную азбуку. Работа на мольберте.
Роза – Гроза,
Усы – Бусы,
Мех – Смех,
Оса – Коса,
Дар - Удар
Матрешки
Страница номер 4 « Мат-реш-ки»
В русском языке есть слова похожие на матрешку. Произносишь одно – а внутри сидит другое слово. Я буду произносить слова, а вы слушайте внимательно и говорите, какое слово спрятано внутри.
Слова: Победа, бусы, тапочки, тумбочка, удочка, осадки, лукошко, резина, машина, господин, коса.
Шутка.
Прослушайте внимательно и ответьте: «Сколько слонов спряталось в этом стихотворении»?
Воспитатель читает стихотворение М.Пляцковского « Слон»
-Слонялся долго в джунглях слон
Ломая зарослей заслон,
Бедняжка утомился,
И к пальме прислонился. ( правильный ответ 4 слона)
Конец
Страница номер 5 « Ко-нец»
Вот закончилась игра
Книгу закрывать пора.
Но мы надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней.
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин,
А если ты запомнил их
Не зря твой день потрачен.
Прошу вас взять листы бумаги, красный и зеленый фломастеры, напечатать свое имя и поставить знак, оценить как ты сегодня занимался. Зеленым цветом – все получилось, понравилось, ты старался. Красным цветом – были трудности, что-то не понял.
Предыдущие статьи: