Тема занятия: «Дифференциация звуков т – д ».
Конспект занятия по произношению в старшей группе.
Цель:
1. Закрепление правильного произношения звуков т, д.
2. Сравнение звуков т, д, их дифференциация.
3. Словарная работа по теме «Дом».
4. Закрепление навыка анализа односложных слов.
5. Составление предложений с предлогами.
Оборудование: доска, наборное полотно, наборы для схем, игрушка телефон, макет дома, кукла, игрушка обезьянка.
Конспект занятия
I. Оргмомент.
У детей картинки, начинающиеся на гласные звуки. Садятся по инструкции. Сначала те, у кого в слове первый звук а, у, и, о, э.
Повторяется термин «гласный звук».
II. Основная часть.
1. Постановка цели.
Логопед показывает макет дома, спрашивает, что это? (Это дом) Дети хором и по одному произносят слово дом. Определяют первый звук в слове дом – д. Далее показывает детям обезьянку и говорит, что ее кличка Том. Дети проговаривают это слово, определяют первый звук. Логопед сообщает, что сегодня будем говорить про звуки т, д.
2. Сравнение звуков т, д.
Дети называют эти звуки, вспоминают, что их петь нельзя. Эти звуки - согласные. Звук т – глухой, звук д – звонкий ( проверяют, что делает голосок, звенит или спит).
Игра «Испорченный телефон» (преобразование слогов). Логопед говорит детям, что в нашем доме провели телефон, только он путает звуки т, д, показывает, как работает телефон. Затем дети сами преобразуют слоги та-ту-то-ты в слоги да- ду-до-ды .
3. Называние слов со звуками т, д.
Игра «Волшебный кубик».
На наборном полотне 4 окошка красного, зеленого, желтого и синего цвета. Вызванный ребенок подбрасывает кубик и открывает окошко того же цвета, что и верх у подброшенного кубика. При этом составляет фразу (я открываю красное окошко). Достает картинку, определяет, какой звук есть в слове (т или д) и ставит ее на нужную полочку. (На первой полочке картинка дом, на второй обезьянка Том).
4. Анализ слова Том.
Работа по звуковой линейке.
Логопед произносит слово, открывая при этом окошечки – звуки на линейке.
Дети определяют, что открылось и загорелось три окошка, значит в слове Том 3 звука. Окошки надо заполнить кружочками – звуками.
Какой первый звук? (Т) Какой это звук? (согласный) Каким кружком будем обозначать звук т? (синим) Поставим синий кружок в первое окошко.
Какой звук слышится в конце слова? (м) Какой это звук? (согласный) Каким кружком будем обозначать? (синим)
Два окошка заполнили, осталось одно в середине. Смотрите внимательно на мой рот, он вам подскажет. (Т-о-о-о-м) Какой звук показали мои губы? (о) Да, губки круглые при звуке о, значит второй звук о.
Сколько всего звуков? (три: гласных-1, согласных-2)
5. Логопед обращает внимание на дом и предлагает поиграть в игру «Кто больше знает частей дома»
Дети соревнуются, называя окна, стены, потолок, двери, полы…
6. Заучивание стихотворения «Тома».
Логопед обращает внимание на девочку, дети придумывают ей имя (имя начинается со звука т – Тоня, Таня, Тома)
Дома баба, дома дед
Только Томы дома нет
Где же наша Тома?
- Она стоит у дома.
7. Составление предложений с предлогами «Где Тома?»
Логопед ставит куклу за домом, в доме, перед домом, около дома, а дети составляют предложения. (Тома стоит около дома)
8. Соревнование команд «Кто больше знает слов со звуками т, д».
Сначала дети по очереди придумывают слова со звуком т, затем д. Слова не повторять. За каждое слово – фант. Побеждает команда, больше назвавшая слов на оба звука.
9. Дома дети придумывают слова со звуками т, д.
Предыдущие статьи: