- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Театральное представление. Сюжетно-ролевая игра в подготовительной группе
В качестве примера применнения на практике навыков коммуникативного общения, приводится краткий описательный анализ игры «Театральное представление», проведённой мной в подготовительной группе.
После семейной поездки в театр Даша предлагает группе детей из 5 человек поиграть в игру «Театр». Дети обращаются к воспитателю за помощью в организации процесса сюжетно-ролевой игры. Воспитатель уточняет , какой вид театральной деятельности интересен детям. Выясняет, что это - драматизация, по мотивам недавно прочитанной в детском саду книги «Волшебник изумрудного города» А. Волкова.
Воспитатель вместе с детьми выбирает место для игры. Подбирает атрибуты: шапочки, маски, парики, и. т.д. Дети обговаривают эпизод для драматизации. Это встреча героев сказки. Даша распределяет роли и успешно договаривается с детьми: Элли – это Алина, Аня – лев, Максим –Дровосек, Лера –Татошка, Ярослав – Страшила, Костя – Людоед, а себе Даша отводит роль режиссера. Дети обговаривают ход спектакля и реплики.
В это время воспитатель предлагает остальным ребятам принять участие в игре «Театр», рассказывает, что есть роли:
-театрального билетера (им пожелала быть Полина. Уточняется, что билетер проверяет наличие билета и провожает на зрительские места)
-кассира (тот, кто продает билеты) им вызвался быть Тигран.
-гардеробщика (тот, кто принимает вещи на хранение) им согласился быть Андрей.
-буфетчика (предлагающего чай, кофе, сок ,фрукты)
-декораторов (они выкладывают напольные игровые коврики, имитируя дорожку из желтого кирпича) вызвались Настя С. и Даня Г.
- костюмера (помогает актёрам одеть костюмы) Настя Т.
- звукорежиссёра (выбирает музыку из музыкальной коллекции дисков группы)
Воспитателю отводится роль администратора театра. Вместе с детьми он обустраивает зрительный зал, расставляет стулья (стулья промаркированы от 1-28). Воспитатель вместе с билетером Полиной изготавливает билеты для продажи (листочки с номерами от 1-28). Отводится место для гардероба, где номерками служат фишки из лото. Андрей занимает свое игровое место в гардеробе. Тигран - кассир получает билеты и занимает свое игровое место в кассе театра. Неподалеку работает буфет, где Алеша предлагает чай, кофе, сок.
Деньгами служат фишки от домино.
Воспитатель, как администратор, предлагает всем детям стать зрителями. Дети подходят к кассе, покупают билеты, кассир в качестве платы за билет просит рассказать любую пословицу или поговорку, кто не помнит, предлагает рассказать любой стишок. Некоторые дети подходят к кассе с куклами, они покупают и детский билет.
Дети, которые купили билеты, подходят к Полине, она проверяет билет и показывает, где их место в зрительном зале. Дети проходят к стульям, рассаживают кукол. Звукорежиссер Егор включает музыку. Артисты начинают представление. Алеша, Андрей, Тигран и Полина тоже присоединяются к зрителям.
У Эли (Алина М.) в руках корзиночка, она идет по дорожке с Тотошкой (Лера) и видят Страшилу ( Ярослав).
Ярослав – Добрый день!
Алина – Ты умеешь говорить?
Ярослав – Да, я тут спорил с одной вороной и научился разговаривать.
Алина - Хорошо. А у тебя есть заветное желание?
Ярослав - Да у меня их так много, целая куча этих желаний, мне нужны новые сапоги, новая шляпа…
Алина - А какое самое заветное желание у тебя?
Ярослав - Я хочу получить мозги, чтобы не быть глупым и все знать.
Алина - Пошли со мной к Гудвину по этой дороге из желтого кирпича. (Идут втроем по дорожке)
Появляется Дровосек Максим (в руках вместо топора клюшка от детского гольфа), выходит и замирает с поднятыми руками, после чего начинает мычать.
Алина - Посмотри, Страшила, какой-то железный человек с топором, но он весь заржавел.
Ярослав - Его надо помазать маслом и он будет двигаться.
Алина достает чайничек из корзинки, все смазывают дровосека и Максим опускает руки
Максим - Спасибо (басом) вам. Меня заколдовала злая волшебница Гингема и сделала меня железным. Поэтому я стоял ржавый, но вы меня спасли.
Алина - Пошли с нами к Великому Гудвину.
Идут по дорожке, Собачка (Лера) изредка лает. Выходит людоед (Костя) тянет к себе Алину.
Костя - Ай, ай как вкусно. Я съем тебя девочка.
Ее спасают Страшила и Дровосек. Костя убегает. Появляется лев (Аня) и рычит, еще раз рычит, но ее никто не боится.
Аня - Ну, вот меня ни кто не боится, и мне так нужно смелости.
Алина - Пошли с нами к волшебнику.
Все идут по дорожке. Звучит песенка «Вместе весело шагать».
Дети выстраиваются вдоль дорожки, поворачиваются к зрителям. Выходит Даша говорит, что продолжение можно посмотреть в следующем спектакле. Артисты кланяются, зрители хлопают. Исполнителям ролей Элли, Страшилы и Дровосека ребята подарили искусственные цветы. Зрители покидают театр.
Все герои игры убирают на место реквизит, остальные ребята помогают расставить стульчики по местам.
Игра основана на личном опыте детей, знаниях о театре, впечатлениях о прочитанном произведении и собственном понимании характеров персонажей. Воспитатель помогает организовать игру, подсказывает какие игрушки, атрибуты и предметы - заменители можно использовать. Игра проходит в спальне, где достаточно места для проведения игры. Дети сами выбрали декорации, костюмы для драматизации.
В игре дети отображают взаимодействие и общение сказочных героев. Все игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу.
Игровые задачи дети ставят самостоятельно, после коллективного совещания между участниками игры. При выполнении ролей используют разнообразные ролевые действия, передают характер действий эмоционально и серьёзно. Дети легко вступают в ролевую беседу с взрослыми и сверстниками. Игра, с момента предложения поиграть до завершения длится 40-45 минут. На протяжении этого времени игра проходит с равной степенью заинтересованности для всех её участников, каждый из которых относится ответственно к своей роли.
Воспитатель, посредствам многочисленных бесед, развивает и закрепляет у детей разносторонние знания и представления о театре, выполняя при этом роль посредника и наставника.
Игровая ситуация способствовала возникновению объединений групп детей по интересам. Дети договорились друг с другом, мирно распределили роли и разрешили проблемные ситуации в приемлемой форме. Поведение детей в игре произвольное, не зажатое. Знания умело использованы на протяжении всей игры. Игровые замыслы реализованы в полном объеме. Все участники процесса испытывают психологический и эмоциональный комфорт. На основе полученного опыта в дальнейшем строится множество сходных игровых ситуаций, помогающих ребятам выстраивать новые взаимодействия в коллективе.
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста