В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (от 29 декабря 2001 года N1756-Р п.2) отмечено, что «развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».
Сейчас перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её. Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения. Одной из таких – является проектный метод.
Чем заинтересовал меня метод проектов? Прежде всего, тем, что он связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и может использоваться в любой возрастной группе детского сада, начиная с младшего возраста. Суть личностно-ориентированного подхода заключается в постоянном обращении к субъективному опыту детей, к опыту их собственной жизнедеятельности. Самое важное при этом – признание самобытности и уникальности каждого ребенка. Педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.
Начиная с 2009 года я стала внедрять в практику данную технологию по теме «Опытно- экспериментальная деятельность дошкольников с использованием проектного метода».
Цель этой работы : «Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково - исследовательской деятельности через проектный метод».
Выделила следующие задачи:
1.Развивать у детей предпосылки диалектного мышления.
2.Формировать собственный познавательный опыт.
3.Формировать у детей основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.
4. Воспитывать гуманный, эмоционально положительный опыт, заботливое отношение к окружающей среде на основе знакомства с объектами ближайшего окружения.
5. Способствовать формированию эмоционально - нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей природе.
Данные проведенной мной диагностики показали, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Для обеспечения системы работы по данному направлению был разработан план, созданы элементы развивающей среды: уголок экспериментирования (колбы, трубочки, различные баночки и стаканчики, лупы, штативы и т.д), различные коллекции (семян, камней, ракушек, растений и т.д), тематические альбомы, подобрана познавательная литература (хрестоматии, энциклопедии), составлены модели и схемы для рассказывания и описания объектов живой и неживой природы, дидактические игры поисково- исследовательского содержания ( игры- загадки, игры- путешествия и т.п).
В течении учебного года с детьми, по данному направлению, регулярно проводятся беседы, наблюдения, составление описательных рассказов, игры, экскурсии, опыты, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание картин, рисование, аппликация и т.д.
Совместно с детьми и родителями создаются индивидуальные проекты такие как: «Что такое подсолнух и для чего его растят?», «Почему деревья теряют листья?», «Из чего сделан хлеб?», «Где живет Дед Мороз?», «Куда делись динозавры?», «Где спит солнце и почему в одном месте холодно, а в другом жарко?», «Что мы ищем под землей?». «Зачем нужна вода?» и др.
Во время работы над проектами дети, при участии родителей, узнали много нового и удивительного : о динозаврах, смене дня и ночи, смене времен года, о удивительном городе Великий Устюг- родине Деда Мороза, красоте и пользе подсолнуха .
На практике я убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
По отзывам учителей, наших воспитанников отличает высокий уровень познавательного развития, что выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.
Предыдущие статьи: