Папки-передвижки

Интегрированный курс по развитию творческих способностей

article1040.jpg


«Мир цвета, мир звука, мир пластики, мир мысли»

Интегрированный курс 

«Нельзя вырастить полноценного

человека без воспитания в нем

чувства Прекрасного…»

Р.Тагор.

О влиянии красоты сказано и написано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония – это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни. Много воды утекло с тех пор. В разные эпохи по-разному приступали к решению проблем, объединяемых понятием эстетика.

 

В современное время все чаще вспоминается фраза Ф.М.Достоевского о красоте, которая спасет мир. И ведь мир, действительно, надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба: экологические кризисы, притаившееся с нами оружие страшной разрушительной силы, кровавые братоубийственные конфликты, бессмысленная жестокость терроризма.

 

А может быть, и вправду одна из причин всего этого – техницизм и прагматизма современного человека, его удаление от красоты, меры, гармонии? Что определяет и характеризует человека, да и общество в целом? Культура. Это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкий кругозор и сознание, образованность и просвещенность, интеллигентность и цивилизованность, внутреннюю утонченность и творческую активность. Каким будет человек? Это зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей.

 

Мы как люди, причастные к воспитанию нового поколения, особые надежды возлагаем на эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание в целом должно быть ориентировано на созидание более совершенного человека, способного жить в гармонии. Заложить базис высокой Культуры, человечности, творчества мы сможем только через высокие образы национальной и мировой культуры и творческий труд. Многие современные концепции образования признают незаменимое влияние искусства на воспитание в ребенке общечеловеческих ценностей: добра, красоты; необходимость формирования личности через объекты культуры – воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать мировые культурные ценности.

 

Не секрет, что искусство как специфическая форма познания действительности вызывает сильный эмоциональный отклик. Оно отличается тем, что рисует наш мир в образах. И образы, передаваемые в произведениях искусства, всегда метафоричны, они не копируют действительность, а передают ее через ассоциативный ряд яркими средствами выразительности.

 

Произведения искусства неизменно вызывает у ребенка радость от их восприятия, стремление любоваться ими, внимательно вслушиваться, вглядываться. Происходит это не только потому, что в основе произведений искусства лежат объекты, явления и события окружающей жизни, но и потому, что художник особой, только ему присущей манерой выражает свое отношение, мысли и чувства. Он одухотворяет изображенное. Питая разум и сердце маленького человека, мы формируем основу его мышления, что в свою очередь будет определять его чувства и поступки.

 

Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития. Оно выполняет разнообразные функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного. И начинать приобщать ребенка к искусству надо как можно раньше, причем воспитывать его не только как слушателя и созерцателя, но и как активного творца красоты, ведь с каждым из нас в этот мир приходит творец…

 

Таким образом, искусство, оказывая сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. Особое значение в связи с этим имеет свойство искусства интегрироваться или синтезироваться друг в друга и другие виды деятельности. С одной стороны, интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой художественной деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, памяти, внимания). С другой – основой интеграции применительно к предметам и содержанию служит образ, передаваемый в разных видах художественной деятельности специфическими средствами выразительности:

Литература – слово (образные представления, метафора, сравнения, ритм, определения, эпитеты);
Живопись – рисунок (форма, величина, цвет, композиция, ритм);
Музыка – мелодия, ритм, гармония, интонация.

 

Общим и уникальным является ритм звуков, слов, мазков, цветовых пятен, движений.

 

Искусство, как важнейшая составляющая часть интегрированных занятий, оказывает важнейшее значение для эстетического, духовного формирования личности ребенка-дошкольника. Исходя из вышесказанного, мы считаем, необходимым поставить в центр педагогического процесса в дошкольном учреждении эстетическое воспитание и развитие художественных способностей и одаренности у детей.

 

На протяжении нескольких лет, мы изучали подходы к реализации вопросов эстетического воспитания в современных программах, методических разработках, организовывали и проводили работу по данному направлению со старшими дошкольниками. Итог работы привел нас к созданию на базе дошкольного учреждения группы эстетического воспитания «Гармония» для детей с ФФН старшего дошкольного возраста. А приобретенный опыт дал возможность создания интегрированного курса «Мир цвета, мир звука, мир пластики, мир мысли», основанного на синтезе искусств. Методологической основой курса являются исследования Л.С.Выготского о развитии творческого начала в ребенке («Воображение и творчество»). При создании курса так же учитывались уже имеющиеся концепции и направления, личностный потенциал. Создание педагогической системы, основанной на произведениях искусства, требует решения проблемы доступности восприятию ребенка. Основным критерием доступности является соответствие эмоционального содержания произведения эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу образу.


 

Цель курса:

Дать представление о многообразии, красоте, цельности, неисчерпаемости окружающего мира, о взаимосвязи всех элементов мироздания, помочь детям в постижении тайн духовности.

Курс поможет детям постичь красоту мира в искусстве, возбудить любовь к прекрасному и стремление жить по его законам. Данная система позволяет каждому ребенку овладеть рациональными способами познания, расширяющими их интеллектуальный потенциал и побуждающими к активизации потребности в новых знаниях.

 

Методические задачи:

  • Воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных особенностей, проявлений одаренности.
  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создания условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • Формирование базисных основ личности;
  • Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей;
  • Создание модели взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в эстетическом развитии детей

 

Дидактические задачи:

  • Развитие творческой активности ребенка;
  • Развитие индивидуального восприятия произведений искусства;
  • Развитие связной речи, коммуникативной активности;
  • Развитие пластики, жеста, мимики, танцевальной активности;
  • Развитие эмоционального восприятия видов искусства в синтезе.

 

Основанный на синтезе искусств, интегрированный курс состоит из 4 направлений:

  1. Живопись;
  2. Литература;
  3. Музыка;
  4. Музыкально-сценическое искусство

 


 

Живопись.

Роль произведений живописи высока – она развивает огромные, глубокие силы, впечатляет, волнует, дает возможность развивать в ребенке умение владеть чувством композиции, цвета, линии, ритма, художественной формы.

 

Методика формирования представлений о красоте посредством живописи включает:

  • художественные наблюдения в природе и быту с установкой на возможность передачи красоты в рисунке. Общение на вербальном и невербальном уровнях;
  • знакомство через искусствоведческий рассказ педагога;
  • беседы, художественно-дидактические игры;
  • художественное творчество.

 

Для ознакомления ребенка с живописью включены занятия по ознакомлению с жанрами живописи; восприятию цвета, цветовых гамм и нюансов, его семантикой. Дети много рисуют, тонируют, составляют композиции, перенося свое видение образа, явления, свои чувства и мысли. В развитии детского художественного творчества соблюдаем принцип свободы, являющегося вообще непременным условием всякого творчества. И в результате краски в руках ребенка начинают говорить, он овладевает новым языком, углубляет свои чувственные анализаторы.

 

Литература.

Очень важна роль литературы в воспитании творческой личности. Значение ее трудно переоценить, она удовлетворяет детские потребности в эмоциях, красоте, наглядных, зрительных, слуховых впечатлениях. Произведения литературы – источник образов мира, а следовательно одна из граней культурной жизни ребенка. При отборе произведений опираемся на общепризнанный критерий: соответствие изучаемого литературного материала возрастным особенностям и интереса ребенка на данной стадии развития, учитываем характерные особенности произведений.

 

Используем следующие формы:

  • чтение и анализ произведений различных жанров;
  • знакомство через искусствоведческий рассказ педагога;
  • беседы;
  • инсценировка и театрализованные игры;
  • заучивание поэтических произведений;
  • литературное творчество.

 

Мы знакомим детей с фольклором народов мира, мифами и легендами, прозой русских и зарубежных авторов, русской лирической поэзией. Стремимся к непосредственному восприятию литературного произведения. Еще Белинский предостерегал взрослых от педагогического стремления «растолковывать ребенку прочитанное»: «Не заботьтесь о том, что дети мало поймут, но старайтесь, чтобы они как можно больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии слова, сердце переполняется чувством изящного, пусть литература действует на них прямо через сердце». Мы много заучиваем наизусть, беседуем, уделяем внимание красоте слога, работаем над выразительностью речи, сочиняем. Чтобы на начальных ступенях занятия не шли в ущерб целостному переживанию, стараемся давать интересные и увлекательные задания, ориентированные на развитие практического умения действовать с художественным материалом. Цель литературного образования достигается не мгновенно, а постепенно: ребенок перешагивает с одной ступени приобщения к искусству на другую.

 

Музыка.

Музыкальная деятельность, в силу ее эмоциональности, привлекательна для ребенка. Именно музыка, по нашему мнению, может стать эмоционально-оценочным стержнем, позволяющим формировать у ребенка эстетическое восприятие других видов искусства и окружающего мира, развивать образное мышление и воображение, эстетическое сознание.

В разработанной системе формирования основ музыкальной культуры дошкольников обеспечивается динамика развития отношения детей к музыке – от эмоционального восприятия к оценке. Формирование музыкального мышления способствует общему интеллектуальному развитию ребенка.

 

Формы работы:

  • прослушивания;
  • знакомство через искусствоведческий рассказ педагога;
  • музыкальные упражнения, этюды, минутки;
  • хореографические этюды (добавляем пластическое решение).

 

Навыки, умения, специфические знания о музыке формируются незаметно, на первый план выдвигается одна задача: развивать способность ребенка видеть, слышать, чувствовать. Основы музыкального восприятия формируются раньше, чем восприимчивость к любому другому виду искусства. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее художественной, эстетической культуры ребенка – актуальнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности искусства в процессе становления личности.

 

Музыкально-сценическое искусство.

В курс включены занятия по ознакомлению детей с музыкально-сценическим искусством. Его жанры – яркое воплощение интеграции (синтеза) видов искусства. На этих занятиях мы знакомим детей и с литературой, и с музыкой, и с живописью. Именно эти занятия позволяют расширить кругозор детей, помогают им проявить себя в разноплановом творчестве, активизируют детскую деятельность.

 

С этой целью используем следующие формы:

  • конкурсная программа;
  • театрализованное представление;
  • творческая гостиная,
  • концерт

 

Музыкальные постановки, на основе классического материала, мы показываем для детей детского сада, родителей, педагогов. С большим удовольствием наши воспитанники, не зависимо от уровня их интеллектуального и физического развития, принимают в них участие: разучивают роли, танцы, песни, придумывают с родителями костюмы и атрибуты, работают над своим образом. Особенно это положительно влияет на детей с ФФН, помогает им адаптироваться в обществе, развивает их способности к самовыражению, снимает закомплексованность и боязнь собственных движений, слов, мимики, жестов. Они получают удовлетворение от своего творчества, раскрепощаются, что способствует стабильности их психического состояния. Терапия искусством (арттерапия) одно из самых сильнейших средств воздействия на человека.

 

Использование синтеза искусств в воспитательно-образовательном процессе ДОУ ведет к формированию у дошкольников творческих начал в деятельности.

Именно о синтезе, гармонии, целостности личности мы должны сегодня думать. Так же, как хороший живописец стремится разглядеть в натуре потаенное, раскрыть заложенную природой красоту, мы ищем ракурс, который поможет высветить потенциально заложенное в ребенке. Позиции художника и педагога в этом случае сродни позиции любящего человека, который видит в любимом то, что не видят окружающие их люди. «Они видят уголь, он – алмаз, они ничего особенного – он «чудо из чудес».

 

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД