- Детский сад
- Конспекты
- Разработки
- Сценарии
- Оформление
- Поделки
- Игры
- Школа
- 1-4 класс
- 5-9 класс
- 10-11 класс
- Поиск
- Поиск материала
- Поиск коллег
Программа – синтез в ДОУ «Неиссякаемый родник»
ПРОГРАММА – СИНТЕЗ «НЕИССЯКАЕМЫЙ РОДНИК».
РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ОБРЯДОВЫЕ ПРАЗДНИКИ.
Авторская разработка старшего воспитателя Светланы Ивановны Рыженко. МДОУ детский сад № 37 «Журавлик» г. Дрезна Орехово- Зуевскй район Московская область
Плох тот народ, который не
помнит, не ценит и не любит своей истории.
В. М.Васнецов
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Долгие годы дети в дошкольных учреждениях были изолированы от серьёзной и взрослой культуры. Лишь в последнее время в исследованиях известных педагогов и психологов (Л.Выготского, А.Запорожца, Н. Ветлугиной) было доказано, что дети дошкольного возраста способны глубоко понимать и эмоционально отзываться на произведения народной культуры и искусства. Народная культура относится, прежде всего, к общечеловеческим ценностям, отражаемым в искусстве. Она является поистине феноменом педагогического процесса, поскольку, отражает весь окружающий нас мир (природу, социальные отношения, внутренний мир человека) и выражает своеобразие национального менталитета.
Народная культура и основанная на ней народная педагогика – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, добродетели и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям.
Русский философ И.А. Ильин писал: «Судьба народа сокрыта в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего».
«Вековые опыты многих народов могут быть широко и полезно применены»,- отмечал Н.К. Рерих. Как донести до детей этот опыт? Как сделать ближе им народную культуру, возродить десятками лет сознательно забываемое?
Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности, традиции. Традиции – это сохранение, развитие и передача народной культуры, умений, мастерства новым поколениям. Народная культура не перестаёт нас удивлять и восхищать своим глубоким содержанием, к ней стали обращать взоры историки, педагоги, искусствоведы.
Обратиться к её истокам поможет фольклор – богатейший источник и побудитель высоких чувств: нравственных, духовных, интеллектуальных и эстетических. В фольклоре отражаются жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, чувства, переживания. Фольклор ставит перед ребёнком вечно волнующие человека вопросы: что такое ДОБРО и ЗЛО, КРАСОТА и ЖИЗНЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ и СОСТРАДАНИЕ; он раздвигает рамки обычной жизни, ведь именно посредством его дети впервые встречаются с такими сложными явлениями, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и прощение, измена и коварство. Форма же изображения этих явлений сказочная, доступная пониманию ребёнка.
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нём специально создано для детей и ради детей, продиктовано заботой о подрастающем поколении.
Цель программы: Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию народов России.
Задачи программы:
- приобщать детей к лучшим национальным традициям;
- воспитать человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа;
- развивать познавательный интерес, любознательность к народной культуре;
- обогащать сведения детей об истории, народном творчестве и культуре народов России;
- знакомить с фольклором, изобразительным и прикладным искусством;
- учить нравственным нормам поведения, основанным на национальных традициях уважительного отношения к людям старшего поколения как носителям мудрости, традиций и народных идеалов;
- формировать образ матери-источника жизни, хранительницы очага;
- отца как символа доблести, мужества и силы;
- воспитывать доброе, уважительное отношение к ребёнку;
- усваивать язык своего народа, нравы, обычаи через фольклор, календарные, обрядовые и семейно- бытовые праздники;
- вовлекать в возрождение народной культуры родителей, педагогов, учителей, социум.
Принципы построения программы:
- общекультурная (мировоззренческая, духовно-нравственная) направленность. Этот принцип подразумевает формирование у детей общей культуры через интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
- от общего к частному (в формировании духовно- нравственных установок). Дети более эмоционально отзывчивы на воздействия героев сказок, эпоса; могут ощущать их положительную или отрицательную позицию, т. е. находиться в действии;
- интегрированный подход (тесная связь с музыкой, театром, изодеятельностью, игрой, трудом, литературой, ознакомлением с окружающим);
- программно-действенный подход, т.е. связь с окружающим миром, с основами искусства;
- игровой принцип, - данный принцип соответствует возрастным психологическим особенностям детей, моделирует ситуации общения, позволяет чувствовать себя раскованно: говорить, смеяться, двигаться;
- принцип вариативности содержания предусматривает широкие возможности для творческого подхода, включение в материал новых модулей, например, «Двигательно-ритмический». Количество блоков (тем) может меняться в зависимости от возраста детей, условий, развивающей среды, желаний.
Программа является пропедевтической, предназначена для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Сквозная сюжетика занятий может быть интересной и для детей начального школьного возраста от 7до 10 лет.
Специфика курса в учебно-воспитательном процессе состоит не в том, чтобы научить детей исполнять или мастерить конкретные произведения народного искусства; не в том, чтобы подменять собой занятия пением, хореографией, изобразительно-прикладным искусством и т.д.
Специфика его в том, чтобы, опираясь на конкретный материал, научить понимать детей народные мировоззрение и психологию.
Место программы – в вариативной части Базисного плана и интеграцией в художественную литературу, развитие речи, музыку, изодеятельность, труд, ознакомление с окружающим.
Содержание программы
Модуль 1. Устное народное творчество.
Основеые темы: «Сказки», «Потешки», «Загадки», «Сговорки, считалки», «Пословицы. Поговорки», «Театр Петрушки», «Народные игры»
Тема 1: «Сказки».
Сказки - «умное чудо, сотворённое художественным гением народа». (В.П.Аникин). Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных. Докучные сказки. Сказки-анекдоты. Юмор, добро и зло. Любимые герои - идеал человека. Учить детей слушать, понимать, любить, рассказывать народные сказки. Сказки - утверждение нравственного закона жизни, этических и эстетических идеалов. Специфический стиль: напевность, повторы. Красочность языка сказок: певучесть, поэтичность, множество метафор и сравнений, пословиц и поговорок. Схожесть сказок разных народов.
Тема 2: «Потешки, заклички, приговорки».
Жанровое разнообразие: о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.
Прибаутки - «ходячие шутки» (Даль). Воспитывать нравственные качества.
Тема 3: «Загадки».
Жанровое разнообразие загадок: о человеке, о природе, о животных, одежде, обуви, о промыслах и т.п. Загадка как форма словесного народного творчества: образная, поэтичная, красочно- аллегоричная. Учить отгадывать, загадывать, сочинять загадки- рифмы и загадки-описания; развивать смекалку, поэтический взгляд, способность к образно- логическому мышлению.
Тема 4: «Считалки, сговорки».
Жанровое разнообразие: рифмованные, корректирующие труднопроизносимые звуки. Использование в игровой деятельности детей для выбора водящего и делении на команды.
Тема 5: «Пословицы, поговорки».
Пословицы, поговорки как мера истины, правды, нравственных правил и норм в вековой памяти народа. Жанровое разнообразие: быт, правила поведения, труд, явления природы, моральные нормы. Толкование глубокого смысла пословиц. Использование в свободной детской деятельности. Обогащать речь, словарный запас детей меткими образными высказываниями, с эмоциональной окраской, развивать воображение. Смысловое сходство русских и мировых пословиц.
Тема 6: «Театр Петрушки».
Жанровое разнообразие: быт, социальные явления, правила поведения, нравственные и этические нормы. Обогащение словарного запаса и образности языка. Народный юмор. Развитие диалогической речи. Дать представление о создании сценического образа. Учить передавать движениями характерные черты персонажей, учить импровизировать, фантазировать и разыгрывать небольшие театральные сценки.
Тема 7: «Народные игры».
Показать богатое и разнообразное содержание игр: игры-состязания в ловкости, в умении скакать на коне, меткости попадания в цель; игры-ловишки, развивающие навыки бега, прыжков; игры- прятки, игры- загадки, игры-забавы, игры-соревнования и т.п. Педагогическая ценность народных игр в воспитании ума, воли, характера, быстроты реакции, духовности и интереса к национальным играм.
Модуль 2. «Народная песня».
Основные темы: «Колыбельная песня», «Частушки», «Музыкальные инструменты», «Лирическая песня», «Песни- пожелания», «Детская песня», «Хороводы. Игровые песни», «Колядки».
Народная песня один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. Учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка. Развитие воображения, обогащения словарного запаса, познания окружающего мира и воспитания любви к Родине. Рассказ о любви народа к песням. «Песня – душа русского народа».
Тема 1: «Колыбельная песня».
Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность и варьирование как мелодии, так и текста. Употребление в ролевых играх с куклой; пение без музыкального сопровождения, с голоса. Воспитывать любовь к матери.
Тема 2: «Частушки».
Познакомить с жанровым разнообразием частушек, шуточно-плясовых, обычно четырёх строчных рифмованных песенок. Обогащать словарь детей, испытывать эмоциональное удовлетворение от исполнения и сочинения частушек.
Тема 3: «Музыкальные инструменты».
Познакомить с внешним видом и звучанием русских народных инструментов: ложками, полешком, трещотками, колокольчиком, дудочкой, рожком и т.п. Слушание народных мелодий в исполнении известных народных инструментальных оркестров. Обучить воспроизведению простейших мелодий; получать удовольствие от игры.
Тема 4: «Лирическая песня».
Расширить представление о разных жанрах песни: свадебной, солдатской, обрядовой, бытовой и т.п. Через песню усваивать поэтическую народную речь, его нравы, обычаи, черты характера. Знакомство с особенностями содержания песен. Воспитывать положительные эмоции при исполнении и слушании песен.
Тема 5: «Детская песня».
Довести до детей игровой характер детских песен, доступность, показав красивый ритмичный рисунок (чаще на трёх звуках с небольшими вариациями). Показать их весёлый, жизнерадостный ритм, задорную мелодию.
Тема 6: «Хороводные, игровые песни».
Хоровод - это жанр, в котором поэтико- музыкальное творчество тесно связано с элементами театрализованного действа и хореографии. Через хороводы знакомить детей с традициями, бытом, трудом, красотой родной природы.
Тема 7: «Колядки».
Это старинные обрядовые песни-величания в честь хозяев дома, которым желают всякого добра, и которые исполняются детьми во время обхода домов в канун празднования Нового года и Святок. «Пришла коляда – отворяй ворота». Познакомить детей с традицией колядования, разыгрывания сценок колядования, ряжения. Раскрыть яркость, напевность, импровизированность и игровой характер обряда.
Модуль 3. Народно- прикладное искусство.
Основные темы: «Русская матрешка», «Золотая хохлома», «Терема и избы», «Бабушкин кокошник», «Русский костюм», «Утварь русской избы», «Ковроделие, плетение», «История рушника и шали».
Познакомить детей с произведениями народных умельцев и современных мастеров декоративно- прикладного искусства. «У искусного мастера – руки золотые, у искусного певца- слова золотые» (татарская пословица). «Лучший клад – ремесло» (русская пословица). Воспитывать интерес, уважение к народному искусству.
Тема 1: «Русская матрёшка».
Познакомить с наиболее известными промыслами игрушечного дела (деревянная, глиняная, соломенная игрушка). Народная игрушка: яркость, красота, история возникновения. Технология изготовления игрушек, обучение детей элементарным приёмам поделок из различных материалов: ткани, кожи, соломы, бросового материала и т.п. Различать и выбирать русский орнамент в украшении национальной одежды куклы. Применение в игре.
Тема 2: «Золотая хохлома».
Познакомить с истоками русского народного декоративного творчества: хохломской, городецкой, жостовской, гжельской, дымковской росписью. Учить детей отличать декоративные предметы быта по орнаменту, палитре красок, способу обработки. Закрепить основные узоры орнамента, употребляемого при росписи посуды. Воспитывать эстетический вкус.
Тема 3: «Терема и избы».
Ознакомить детей с особенностями русского жилища, ввести в обиход слова, связанные с домом, избой. Архитектура деревни: дома строились, чтобы не заслонять друг другу солнце, окнами на улицу у слияния рек. Терема- богатые, расписные дома с башенками и куполами. Внутренний вид дома: основная изба, горница, красный угол, полати, печь, бабий кут, чулан и т. п. Рациональность надворных построек: сеновал, баня, хлев, погреб, амбар и т.п. Украшение дома: крыльцо, наличники, ворота, петух.
Тема 3: «Бабушкин кокошник».
Познакомить с историей создания женских головных уборов, расширять словарь детей их названиями. Головные уборы девушек: венцы, почелки, повязки, охватывающие лоб и закреплённые сзади лентами, бантами, оставляющие открытыми верхнюю часть головы, также украшенные самоцветами, жемчугом, золотым шитьём.
Ювелирные изделия: бусы, подвески, серьги, височные, нагрудные и поясные украшения, накосники (украшения для кос), ожерелья из янтаря, «гайтаны»- цепочки из бисера. Головные уборы замужних женщин: кокошник- род твёрдой шапочки из бархата, шёлка, парчи, орнаментированные бисером, жемчугом, перламутром, золотой нитью и т. п. разной формы; кичка, «сорока», платок.
Тема 5: «Русский национальный костюм».
Познакомить детей с историей создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда: сарафан, «душегрея», «шушун или телогрея», «шубка», передник, понева, рубаха. Обувь: лапти, чуни, валенки, сапоги.
Русская мужская одежда: подпоясанная рубаха (косоворотка), обязательно пояс, порты; зимняя: кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.
Тема 6: «Утварь русской избы».
Охарактеризовать предметы быта русской семьи: клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол: иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда: самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т.п.
Активизировать в речи детей названия предметов быта и применение в быту.
Тема 7: «Ковроделие, ткачество, плетение».
Знакомить детей с секретами ковроткачества, плетения. Пробудить интерес к народным художественным промыслам. Виды народных ремёсел для девочек и мальчиков в традициях русских.
Русское узорное ткачество на ткацком станке - кросна (без челнока), декоративность и многоцветность для украшения салфеток, скатертей, одежды, дорожек, покрывал. Плетение ковриков из ткани; лаптей, туесков из лыка и бересты.
Тема 8: «Народная вышивка, вязание».
Познакомить детей с вышивкой - одним из наиболее распространённых видов народного искусства. Орнаментация народной вышивки как одухотворение окружающей природы (солнца, птиц, воды, растений), которые являются символами счастья, плодородия, жизненной силы, благополучия.
Основные швы счётной вышивки: роспись, гладь, набор, крест.
Элементы вышивки: тамбурная вышивка, гладьевой шов, канва, двурядовая вышивка. Вязание кружев (вологодские кружева, оренбургские платки, шали)
Использование вышивки в оформлении и украшении избы: настенное панно, рушники, наволочки, скатерти, покрывала; одежда: юбки, шапочки, фартуки и т.п.
Модуль 4. Народные обрядовые праздники.
Основные темы: «Осенины». «Покров». «Кузьминки», «Юровая». «Рождество». «Святки». «Пасха». «Масленица», «Наурыз». «Праздник пастушков», «Праздник выгона скота». «Кирилл и Мефодий», «Мавра-молочница». «Троица». «Иван Купала».
Познакомить детей с частью традиционной культуры русского народа: праздниками как одной из форм духовного и национального самовыражения. Расширить представления детей о календарных сельскохозяйственных праздниках, ориентированных на трудовую деятельность в сельском хозяйстве, показать гуманитарную и экологическую направленность, ориентацию на жизненно важные проблемы народа. Вызвать интерес к бытовой истории. Показать связь прошлого и настоящего.
Тема 1: «Осенины - праздник урожая» 21 сентября».
Праздники отмечаются хождением в гости, широким хлебосольством. На Осенины собирают лук, женщины встречают осень у воды. Чествование первого снопа хлеба, собранных яблок, овощей. Знакомить детей с осенними народными приметами, песнями, хороводами, играми, исполняемыми на этих праздниках. Форма работы – развлечение.
Тема 2: «Праздник Покрова». « Покровские ярмарки».
14 октября – граница между осенью и зимою. «До Покрова – осень, за Покровом – зима идёт». Примета: снег на Покров предвещает дружную зиму и много свадеб. Последний сбор грибов. Покров- начало посиделкам, пряжа льна. С Покрова утепляют дом: конопатят пазы паклей, промазывают рамы. «Чини избу до Покрова – не то не будет тепла»
Начало Покровских ярмарок, торгов, обмена и продажа сельскохозяйственной продукцией. Активизировать в речи детей запас народных примет, пословиц, поговорок, частушек, песен, игр. Форма работы с детьми – комплексное занятие, посиделки.
Тема 3: «Юровая – праздник Иртышских рыбаков». 13 ноября.
В этот день рыбаки отправлялись за красной рыбой по Иртышу, а охотники снаряжались на зайцев и волков. Расширить кругозор детей о местных краевых промыслах – рыболовстве и охоте. Воспитывать благоговейное, бережное отношение к природе родного края, нравственно- этические нормы поведения в природе. Активизировать речевой запас детей за счёт легенд, сказов, примет, частушек, загадок и т.п. «Не накормит земля, накормит вода». Форма работы – комплексное занятие. Игры: «Рыбка-окунёчек», «Охотники и зайцы».
«Кузьминки». 14 ноября.
День Кузьмы и Демьяна – покровителей ремесленничного, кузнечного дела и женского рукоделия. Воспитывать высокие нравственные качества: бескорыстие, готовность помочь любому при ознакомлении с народными образами Кузьмы и Демьяна – бессеребряниками. «На Кузьму и Демьяна-куриная смерть»: с этого дня бьют кур на продажу. Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником. Форма работы – развлечение. «Поцелуйные игры»: «Прялица», «Подушечка». Развивать эстетический вкус детей на музыкальном песенно- танцевальном творчестве русского народа.
Тема 4: «Рождество» 7 января.
Религия как основа формирования соционациональных традиций.
В этот день родился Иисус Христос. Готовить почву для познания детьми важнейшего пласта человеческой культуры – религиозных отношений через нравственные беседы, знакомство с легендами о Христе и рождественской ёлке. Форма проведения работы – праздник, этические беседы, вертеп (кукольный народный театр), экскурсии к храмам.
Тема 5: «Святки» 6- 20 января.
Двухнедельный новогодний праздник для всех: игры, пляски, обходы домов колядовщиками, посиделки, гадания, ряженые. Почему ель украшали на Рождество (ель- символ рая). Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, примет святочного содержания. Формы работы с детьми: изготовление масок, костюмов для ряжения; сочинение загадок, чтение святочных рассказов, сказок, песенок о масках; работа с тестом по изготовлению печенья в виде разнообразных ритуальных зверюшек; святочное веселье на улице: игры, колядование, гадания, ряженые, игры, состязания.
Тема 6: «Масленица». «Наурыз» 22 марта.
Побуждать детей радоваться пробуждению природы, петь весенние песни, исполнять пляски, приводить нужные поговорки, потешки, выполнять обряды.
Масленица – конец февраля начало марта, справляется за семь недель до Пасхи. Это самый весёлый, разгульный недельный праздник. Прощаются с зимой, встречают весну, пекут блины, последний раз катаются с гор, устраивают битвы снежками, сжигают чучело Зимы. Форма работы - развлечение на улице. Каждый день недели имеет своё название:
Понедельник - встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей). Среда - лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины). Четверг - широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы). Воскресенье -– прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга).
Наурыз - праздник весеннего равноденствия у мусульманских народов, 22 марта. Главный признак обновления - набухание почек на деревьях, появление зелени. Дети начинали ходить с букетами подснежников, ирисов или тюльпанов по улицам и распевать песни, посвящённые весне. Их называют «гулгардони» (с перс.- «ношение цветов». В этот день убирают дома, люди шьют себе новые наряды, готовят праздничные угощения (есть специальное ритуальное лакомство- суманак-солодовая халва). Накрывают дастархан, на котором обязательно должно быть семь блюд, готовится специальная похлёбка-наурызкоже. В Наурыз все были доброжелательны, при встрече обнимались, чисты, по возможности надевали обновки. Устраивались игры, спортивные состязания, качели.
Тема 7: «Пасха. Велик день. Светлый день». «Курбан байрам».
Расширять представления детей об истории религии. Воспитывать общечеловеческие нравственные качества на основе заповедей христианства и мусульманства. Знакомить с духовными произведениями литературы и музыки; игровым, песенным фольклором.
Пасха приходилась на период от 22 марта по 25 апреля. Светлое Христово Воскресение - главный православный праздник года, существовал ещё до Рождества, как семейный еврейский праздник кочевого быта, носивший языческий характер с жертвоприношениями. В основе современного праздника лежит история чудесного воскресения Христа, распятого на кресте и воскресшего рано утром в воскресенье.
Приметы, обычаи, когда высшие силы на радостях готовы исполнить все желания (богатства, замужества, здоровья, красоты). Пасхальные обряды: всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей. Легенды о крашенье яиц и дарение. Пасхальные игры, колядование «волочебников». Формы проведения работы – нравственные беседы, конкурсы чтения духовных произведений поэтов 19-20 веков, расписывание пасхальных яиц, изготовление пасхальных открыток, комплексные занятия - праздники.
Курбан-байрам – праздник жертвоприношения у мусульман, отмечался через 70 дней после окончания поста-Уразы. Жертвоприношение связывалось с легендой о пророке Ибрагиме, который хотел принести в жертву богу своего сына Исмаила. Но бог послал ангела с барашком и спас ему сына. В память об этом событии каждый мусульманин обязан принести жертву (курбан) всевышнему, т.е. зарезать овцу, корову и т.п. В эти дни раздают милостыни, ходят в гости, посещают могилы умерших. Формы проведения работы - духовные беседы, конкурсы чтения духовных произведений поэтов 19-20 .
Тема 8: «Праздник пастушков. Праздник выгона скота в поле».
Знакомить с народными обычаями, обрядами, песнями, приговорами в день выгона скота в поле. Скотину выгоняли на Егория 6 мая вербой, срезанной в вербное воскресение. В поле выносили стол, зажигали свечи, служили молебен, обходили иконой всех животных, приговаривая: «Христос с тобой! Егорий храбрый (Георгий Победоносец), прими мою животину на всё полное лето и спаси её!» Юрьев (Егорин) день считался праздником пастухов, их одаривали, кормили яичницей. Пастухи обходили стадо с иконой, катали яйцо по спине коров. Яйцо осмыслялось как начало начал, как символ возрождения и обновления и жизненной силы.
Подобный обычай чествования пастухов и одаривания есть и у мусульман.
Формы работы с детьми: развлечение с поговорками, приметами, песнями, играми. Викторина: Назвать луговые (степные) дикорастущие травы? Что надо знать пастуху о травах? Какая корова бывает сытой: с хвостом или без? что сеют специально на корм скоту?
Тема 9: «День славянской культуры и письменности»
Познакомить детей с историей зарождения письменности. Духовный подвиг святых Кирилла и Мефодия в создании письменности славян, первых азбук (Кириллиц). Словарь живого великорусского языка В.И.Даля.
Форма работы – детский отчётный концерт (поэзия, духовные тексты, заповеди, предания). Знакомство с жанрами словесности. Формирование риторических умений, созидание духа. Выявление творческих поэтических способностей детей.
Для старших дошкольников провести праздник «День Наума-Грамотника». Считается, что пророк Наум способствует умственным занятиям. Считается, что в старину со дня Наума (1 декабря) начинали учить детей грамоте. Пословицы: «Наум наставит на ум». «Кто грамоте горазд, тому не пропасть». Загадки об учении, книгах. Познакомить детей, как учились в старину (сценки «Однокашники», ученики ели кашу из одного горшка, сегодня мы говорим « одноклассники»), первые школы в России открыты по указу Ивана Грозного в 1551г.
Тема 10: «Мавра-молочница» 16 мая.
Расширять представления детей о сельскохозяйственных праздниках и трудовой деятельности человека. Через обычаи, пословицы, традиции воспитывать уважение к труженику и трудолюбие. Общение человека с природой и животными. Обращение к ним ласково: землица-матушка, красно-солнышко, коровушка и т. п.
Форма проведения: показ обряда хождения ребятишек по домам с барабанами, бубном и пением «песенок-окликаний», пение детских песенок о животных, приговоров; отгадывание загадок о животных, весне, орудиях быта. Культура приготовления сметаны, варенца и других молочных продуктов.
Тема 11: «Троица».
Ознакомить с традицией празднования Троицы – начала лета, расцвета природы, помочь раскрыть творческие способности детей. Троица - это праздник берёзки - символа чистоты, света. Традиции уборки домов, приготовления угощений, «завивания» берёзы, украшения ветвями дверей, окон; плетение венков из полевых цветов и пускания их по воде. Форма: народные гуляния у реки, в поле, у берёзы с пением песен о берёзе, хороводы («Во поле берёза стояла»). Традиция завязывания узелков на берёзе – загадывания желаний. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе – источнику красоты и мудрости.
Тема 12: «Иван Купала». «Собантуй»
«Иван Купала» 7 июля - последний праздник перед сенокосом и сбором урожая. Праздник называют чистоплотным, с этого дня принято купаться. В этот день обливали всех прохожих. Главная роль в празднестве отводилась двум традиционным обрядам – купанию в воде и возжиганию ритуальных костров, которые по старинным представлениям предохраняли человека и его богатство от всякого зла, колдовства и сглаза. Костры разжигались у большинства народов Европы. Легенды о цветущем папоротнике, традиция сбора лекарственных трав и умывание росой. Приметы: «Сильная роса на Ивана – к урожаю огурцов», «Ивановские дожди лучше золотой горы». Формы работы – развлечения на улице. Проведение серии занятий: «Водичка, водичка, умой моё личико» (знакомство со свойствами воды, закаливающие процедуры); «В гостях у водяного» (легенды, сказки о водяном царстве, пение купальных песен, опера «Садко»); «Цветок папоротника» (легенды о цветке, сочинительство загадок, сказок, выполнение аппликации).
«Собантуй» – праздник мусульманских народов (особо татар, башкир), перед сенокосом, связан с традициями сбора у реки, озера, где весело обливались водой, проводили игры и состязания в скачках и борьбе, устраивали совместную трапезу, наряжались.
Модуль 5. Народные обычаи.
Основные темы: «Женские посиделки», «Укладывание в колыбель», «Первый шаг», «Посадка на коня», «Дарение подарков», «Родня», «Отец и мать», «Посидим у самовара». «Русская народная кухня».
Познакомить детей с обычаями, обрядами, духовными традициями русской семьи. «Обычай крепче закона»; «Худому обычаю подачки не давай» - о воспитательном значении обычаев говорят эти пословицы. Дать представление о национальных особенностях характера русского народа: духовности, трудолюбия, веры, нравственности, милосердия, совести, взаимопомощи, гостеприимства. Обычаи - исторически сложившаяся система обязательных ритуальных действий. Традиции – механизм передачи народной культуры от одного поколения к другому (обычаи и обряды входят в состав традиций).
Тема 1: «Моя родословная». «Что в имени моём».
Знакомить детей с традициями родственных связей. История моей семьи. Мой род, мои предки, их жизнь и судьба. Семейные узы, этикет, реликвии, традиции. Составление родословного дерева. Как узнать о прошлом (семейный альбом, летопись, дневники, сказания). Что означают моё имя и фамилия (этимология). «С именем - Иван, а без имени - болван». Крещение, имянаречение.
Тема 2: «Женские посиделки».
Ввести детей в мир русской общины с её нравственными понятиями «помочи» (помощи), трудолюбия, сочувствия слабому, неприятием лени, лжи.
Владимир Мономах поучал: «Что умеете хорошо, не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь… Добро же творя, не ленитесь,…пусть не застанет вас солнце в постели». В России принято было всем миром строить дома, мосты, рыть колодцы, очищать арыки, содержать сирот, увечных («С миру по нитке - голому рубашка»), всем миром обсуждать дела.
Девочки, девушки собирались на посиделках учились рукоделию, сравнивали свои работы, слушали сказки, пели хором песни, играли, гадали и таким образом осваивали опыт старших.
Тема 3: «Укладывание в колыбель».
Знакомить с обрядами, связанными с рождением ребёнка. При рождении девочки воду после первого купания выливали в малинник, т.к. малина у славян символизировала красоту: «Не девка - малина!». Воду после купания мальчика выливали на перекрёсток дорог – на счастье. Новорождённого принимали в отцовскую рубаху, чтобы отец любил, и клали на лохматый тулуп, чтобы был богат.
Ребёнка в колыбель (зыбку) клал отец, как бы прилюдно признавал его своим детищем. Родильнице гости дарили подарки, обычно деньгами. Мужчины варили особое пиво. «Дети - благодать божья»; «Счастлив отец в сыновьях, а мать - в дочерях». Выбор кумовьёв и их роль в обрядах (крещении) и последующем воспитании крестника было также важно.
Тема 4: «Перерезание пут».
Дать понятие об обряде «Перерезания пут», особенностях и его предназначения в жизни младенца. В народной педагогике русских важно, как ребёнок сделает первый шаг, не только в физическом аспекте, но и в жизненном: полнота и содержательность его пути. Обряд выражает пожелание долгого жизненного пути.
В русской семье, завидя, что ребёнок делает первый шаг, «перерезали» острым ножом крест на крест дорогу (пол) перед ним или в воздухе; когда ребёнок долго не ходит, путали ему ноги ситцевыми верёвочкой, как жеребёнку, а потом перерезали путы. Делала это мать, бабушка или, кто увидит, читая молитву или заговор от испуга; окружающие молчали, чтобы не напугать идущего ребёнка.
Смысл этого ритуала в том, что малыш быстро и легко научится ходить, будет лёгким на подъём, преодолеет те путы, которые будут встречаться на пути.
Тема 5: «Посадка на коня».
Познакомить детей с ролью лошади в русских хозяйствах, обобщить имеющиеся представления. Какую пользу приносит лошадь (перевоз грузов, даёт мясо, молоко, кумыс; из конского волоса делают матрасы, верёвки). Конь – друг воина. Коней любили, о них слагали песни, стихи, пословицы. Коней рисовали на прялках, вышивали на полотне, вырезали на наличниках окон, пекли пряники в форме коней, делали игрушки: каталки, свистульки и т.п. Рассказать о легенде приручения коня Прометеем. Показать обряд посадки на лошадь будущего воина с передачей в руки не только плётки, но и копья, чтобы умел бросать далеко и метко. Знакомить с народной мудростью: «У хорошего хозяина нет плохой лошади». «Конь - человеку крылья». Формы работы с детьми – «Конкурс чтецов», «Конкурс знатоков» о лошади, лепка, рисование игрушек- лошадок.
Тема 6: «Родня»
Показать пути реализации мудрой народной заповеди о сохранении и укреплении родственных уз, подготовить детей к социальной роли в семье с учётом национальных особенностей.
В русских семьях родословная велась по мужской линии; старший сын считался основным наследником. В русских семьях всегда почитали старших себя, глава семейства был родоначальник или отец. Жена, дети, родственники повиновались беспрекословно. Родословная также велась по мужской линии; старший сын считался основным наследником. «Чти отца и мать свою, да благо тебе будет» -библейская нравственная норма.
Свёкор – отец, свекровь- мать мужа; тесть, тёща – отец, мать жены; зять- муж дочери; сноха – жена сына; деверь- брат мужа; золовка – сестра мужа; шурин – брат жены; свояченица – сестра жены; примак – зять, принятый в семью жены и т.п. Своеобразны русские пословицы, дающие характеристику родства. «Свекор - гроза, а свекровь выест глаза». «Золовка хитра на уловки». «Тесть любит честь, зять любит взять, а шурин глаза щурит». «Вся семья вместе, так и душа на месте». «Русский человек без родни не живёт». Форма проведения – КВН, составление родословного дерева, выпуск семейных газет.
Тема 7: «Отец и мать»
«Чти отца и мать свою, да благо тебе будет» - библейская нравственная норма.
«Мать, что солнышко».
Тема 8: «Посидим у самовара».
Познакомить детей с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием, технологией приготовления чая, сервировкой стола. Родина чая – Китай. Легенда о появлении чайных кустов. Самовар – русское изобретение. Расширять словарь детей за счёт слов – кушаний, поговорок, загадок, песен, связанных с этой традицией.
Тема 9: «Русская кухня»
Показать особенности национальных кухонь. Наши предки не знали роскоши,
они питались тем, что давало им ведение хозяйства: просом, гречихой, молоком, рыбой. Русские люди осенью резали яловую корову, на Рождество свиней, гусей; в основном, ели солёное, вяленое мясо. Татары, башкиры традиционно резали молодого коня на согум (часто на две-четыре семьи), делая мясные деликатесы: шужук, карту, казы и. т.п.
Праздничные, традиционные, ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских. Русская традиция: встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали).
Работа с тестом: пироги, пельмени, печенье-жаворонки, блины. Напитки русской кухни: квас, сбитень, взвар, мёд. Выставка-конкурс по кулинарии.
|
Способы реализации программы |
младший возраст |
средний возраст |
старший возраст |
школьн.возраст |
1. |
Занятия, беседы, дидактические игры |
* |
* |
* |
* |
2. |
Развлечения, праздники, посиделки
|
* |
* |
* |
* |
3. |
Тематические вечера |
|
|
* |
* |
4 |
Игры-забавы. Игры, драматизации |
* |
* |
* |
|
5. |
Народные игры и игрища |
|
|
* |
* |
6. |
Собирание и описание народных игр, изготовление оборудования к играм |
|
|
* |
* |
7 |
Собирание и изготовление простейших народных музыкальных инструментов |
|
* |
* |
* |
8. |
Собирание, поиск старинных народных песен, частушек, легенд, былин. |
|
|
|
|
9 |
Запись примет, ведение народного календаря
|
|
* |
* |
* |
10 |
Работа кружков народных ремёсел, краеведческих, экологических, фольклорных |
|
|
* |
* |
11 |
Сбор произведений народного творчества (предметов быта, орудий труда, украшений, одежды и т.п.) |
* |
* |
* |
* |
12 |
Экскурсии, походы по родному краю |
|
* |
* |
* |
13 |
Создание этнографических, краеведческих музеев русской и национальных культур. |
|
* |
* |
* |
14 |
Рефераты, альбомы, газеты, рукописные сборники |
|
|
* |
* |
15 |
Создание книг об истории ДОУ, школы, села. |
|
|
* |
* |
16 |
Выставки детей по мотивам народного творчества
|
* |
* |
* |
* |
17 |
Конкурс русских красавиц в национальных костюмах |
|
* |
* |
* |
18 |
Конкурсы знатоков народных примет, традиций и обрядов. |
|
* |
* |
* |
19 |
Конкурсы, викторины, смотры, интеллектуальные марафоны. |
|
|
* |
* |
20 |
Неделя народной игры и игрушки
|
* |
* |
* |
* |
21 |
Неделя любимых сказок и произведений
|
* |
* |
* |
* |
22 |
Неделя славянской письменности и культуры
|
|
|
* |
* |
23 |
Неделя памяти богатырей русских
|
|
|
* |
* |
24 |
День трудовых династий, день семьи
|
|
|
* |
* |
25 |
Цикл бесед «Заговорившие портреты» (великие деятели: государственники, учёные, Герои труда, писатели, актёры, композиторы, художники, воины).
|
|
* |
* |
* |
Для самостоятельной исследовательской работы детям и взрослым можно предложить такие темы проектов:
- Особенности лексики, диалекта нашего села, города.
- Как говорят в нашем крае: особенности фразеологии, местного говора.
- История фамилий нашего села, города.
- Сельские прозвища, их меткость.
- Название улиц, близлежащих сёл, о чём они нам рассказывают?
- Название рек, озёр (этимология).
- История ремёсел нашего края.
- Бабушкин сундук. История рушника и шали.
- Старинные песни нашего края.
- Образ Земли и Солнца в народной культуре.
- Выдающиеся местные поэты, сказители.
- Природа в народной поэзии и творчестве писателей.
- Современная частушка и её создатели.
- Пословицы и поговорки в речи наших бабушек, родителей, соседей.
- Наши знаменитые земляки (учёные, полководцы, труженики, писатели).
Литература:
- Некрылова А.Ф. «Круглый год». М.1991.
- «Энциклопедия обрядов и обычаев». Сп.б. 1996.
- Науменко Е.«Этнография детства» М. 1999.
- Науменко Е.«Фольклорные праздники в детском саду». М. 1998.
- Уткин П. Королёва Н. «Народные художественные промыслы». М. 1992.
- Панкеев И. «Русские праздники» М. 1997.
- Петров В. Гришина Г. Короткова Л. «Осенние праздники, игры и забавы». М.1999
- «Знакомство детей с русским народным творчеством». Методическое пособие. Ярославль. 1991.
- «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания». Собрание Забылина М. М.1880
- «Месяцеслов». Собрание Сахарова. М. 1991
- «Сельская школа», журналы: № 6. 2001; № 2. 2003.
- «Здоровый ребёнок – в здоровом социуме». М. 1999.
- Мустафина Р.М. «Представления. Культы, обряды у казахов». Алматы.1992
- Энциклопедия Казахстана. Том «Культура и искусство».
Предыдущие статьи:
Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста