Получи документы

Оборудование развивающей среды по обучению грамоте и развитию речи детей.

article1621.jpg

Оборудование развивающей среды по обучению грамоте и развитию речи детей, целесообразность и рациональность ее содержания

В условиях внедрения в практику работы образовательных учреждений вариативных образовательных программ, реализующих различные подходы к образованию и развитию ребенка, проблема преемственности между дошкольной и начальной ступенями образования стала более острой. На современном этапе решение данной проблемы рассматривается как одно из условий непрерывного образования ребенка.

Известно, что успешное обучение ребёнка в школе может осуществляться на основе определенного уровня готовности, который предполагает наличие у детей физических, умственных и нравственных качеств, общую психологическую и социальную подготовку. Для обучения в школе необходимы достаточно высокий уровень ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ребенка, наличие у него соответствующих мотивов учения, умственной активности, любознательности, достаточной произвольности, управляемости поведения.

При существующей вариативности содержания программ дошкольного образования необходимо сохранить направленность педагогической деятельности на постановку тех приоритетных задач, обозначенных в Концепции непрерывного образования, решение которых повлечет за собой именно изменения в физическом, познавательном, художественно-эстетическом и социально-личностном развитии ребенка (т.е. приведет к формированию значимых новообразований дошкольного возраста), а не типичную подготовку к школе, превратившуюся в "натаскивание" ребенка по различным предметным областям.

В настоящее время существует множество вариативных программ по подготовке детей к школе и программ начального обучения. Их содержание постоянно обновляется и уточняется с учетом требований времени и новейших достижений в области научных исследований. Меняются требования к организации и содержанию развивающей среды.

Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно быть:

  • Логичным и удобным (например: библиотеку, литературный центр, печатные игры уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где есть столик, стулья, диван).
  • Отвечать возрастным особенностям и потребностям.
  • Расположение мебели, игрового оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности.
  • Отвечать санитарно – гигиеническим требованиям (рост ребенка, световой режим).
  • Отвечать эстетическим требованиям.

Все развивающие центры должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим:

  • Программным требованиям.
  • Возрастным возможностям.
  • Поддерживать интерес на пройденный материал.

В каждой возрастной группе рекомендуется создать 3 центра:

  1. «Звукоград»
  2. «Наша библиотека»
  3. « Играем в театр»

«Звукоград»

  • Картотека предметных картинок для автоматизации и дифференциации звуков.
  • Цветовые сигналы для звукового анализа слов (черные, красные, синие, зеленые, серые)
  • Материалы для звукового, слогового анализа слов, анализа предложений.
  • Светофоры для определения места звука в слове.
  • Дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков, звукового анализа («Комары и жуки» - средняя группа, «Звуковая дорожка» - старшая группа, «Кубигород» подготовительная группа.)
  • Дидактические игры на ориентировку в звуковой и буквенной системе языка («Ребус», «Кто внимательней?»)
  • Книги для чтения
  • Кассы с буквами
  •  Тетради с ручками
  •  Указки

«Наша библиотека»

  • Детские книги по программе и любимые книги детей.
  • Два или три детских журнала.
  • Детские энциклопедии.
  • Книги по интересам о достижениях в различных областях.
  • Книги, знакомящие с культурой русского народа: сказки, загадки, потешки, игры.
  •  Выставка одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников (Г.Х. Андерсен «Снежная королева»)
  • Альбомы или подборка иллюстраций по темам (домашние животные, птицы).
  • Лото, домино по изучаемым лексическим темам, комплекты дидактических и настольных игр.
  • Пособия для развития мелкой моторики: шнуровки, пальчиковые игры, султанчики, вертушки.
  • Книги раскраски по изучаемым темам.
  • Аудио кассеты с литературными произведениями.
  • Слайды на тематику.
  • Пособия по краеведению: символика родного края, страны, карта, открытки.
  • Портреты поэтов, писателей.
  • Поделки (книжки – малышки, книжки – игрушки, книжки – самоделки), рисунки детей.
  • Мнемотаблицы для составления рассказов.
  • Репродукция картин, иллюстрации.

« Играем в театр»

  • Большая и маленькая ширмы.
  • Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.
  • Куклы и игрушки для различных видов театра (кукольный, настольный).

От того как воспитатель сумеет правильно подобрать необходимые материалы и пособия, с учетом возраста детей, правильно и удобно расположить их в групповой комнате, создать определенную атмосферу, во многом зависит проявление у детей интереса к самостоятельной речевой деятельности.

Предыдущие статьи:

Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД