В конце 60-х годов прошлого века была придумана особая методика для запоминания, творчества и организации мышления. Она получила название «ментальные карты», «диаграмма связей» или «интеллект-карта». Для ее использования не требуются никакие устройства и программы — достаточно листа бумаги и карандаша.
Придумал ментальные карты британский психолог Тони Бьюзен. Он автор популярной литературы по теме развития интеллекта, креативности, памяти и скорости чтения. Известен ещё и тем, что основал Интеллектуальную олимпиаду — Чемпионат мира по памяти, участники которого соревнуются в запоминании большого количества информации. Тони Бьюзен сам был примером креативности и нестандартного мышления — его отличал широкий круг интересов. Он увлекался танцами, сочинял музыку, писал стихи и истории про животных, сам создавал собственную одежду и мебель для своего дома.
Ментальная карта строится вокруг ключевого слова, расположенного в центре. От него отходят многочисленные ответвления, в которых для наглядности можно использовать линии, фигуры, знаки, рисунки или символы. При создании таких карт применяется ассоциативный метод мышления. Ассоциации, словно мостики, соединяют появляющуюся информацию с уже имеющейся. Ментальные карты эффективны при планировании, обучении и для решения нестандартных проблем и творческих задач.
А вот как используют ментальные карты в детских садах!
Мастер-класс для педагогов «Ментальные карты» — метод формирования у дошкольников способности планировать свои действия». Уникальность этой методики в том, что оказываются задействованы оба полушария головного мозга, тем самым в полной мере задействуется интеллектуальный потенциал.
Эту ментальную карту детсадовцы оформили для проекта «Эколята-Дошколята», организованного для формирования у дошкольников экологической культуры и культуры природолюбия.
Занятие «Ментальная карта заповедного Забайкалья». Готовые ментальные карты используются для проведения детских экскурсий, составления рассказов о животном мире заповедных мест Забайкалья.
Использование ментальной карты в работе со старшими дошкольниками. В этом виде деятельности дети получают эмоциональный подъем, проявляют находчивость, взаимопомощь, смелость, умение работать в коллективе.
Интеллект-карты в детском саду. Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, учит структурировать информацию, которую предстоит усвоить.
Инновации в детском саду: интеллект-карта на тему «Осень». Карты ума позволяют на одном листе собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом.
Ментальная карта «Зима». Эта техника активизирует память, а также помогает организовать и упорядочить информацию. Так как дошкольники еще не умеют читать, то для них удобнее составлять ментальную карту с помощью картинок.
Панно «Ментальная карта». Ментальную карту «Звук Ш» детсадовцы начали заполнять после постановки этого звука на этапе автоматизации.
Интеллект-карта «Россия». Интеллект- карта поможет создать общее видение проекта, оформить рабочий план, записать конспект, изобразить генеалогическое древо семьи или просто запомнить материал.
Использование интеллект-карты как элемента среды для развития дидактической игры. Уникальность интеллект-карты в том, что, в отличие от таких средств как тематические альбомы, вся информация не спрятана, а постоянно находится на виду и легко запоминается. А совместное создание интеллект-карты добавляет ценности в глазах детей.
Предыдущие статьи:
Расскажите всем про «26 января - День ментальных карт на МААМ»!
Поделитесь в сетях и мессенджерах: