Так сложилось, что июль месяц традиционно становится временем этнографических экспедиций. Учёные, преподаватели и студенты ездят по сёлам, станицам, хуторам, расположенным вдали от крупных городов. Беседуют со старожилами, записывают полузабытые предания, сказки, песни. Собирают предметы старины для музеев. 17 июля, в день рождения выдающегося путешественника и исследователя Николая Николаевича Миклухо-Маклая, с 1970-х годов в нашей стране отмечается День этнографа.
С течением времени повседневный быт и жизнь народов постепенно видоизменяется. Чтобы люди не забывали о том, как жили их предки до этих изменений, а также чтобы сохранить для будущих поколений произведения устного народного творчества, и работают этнографы. Каждую известную нам народную сказку, песню, пословицу и поговорку кто-то однажды записал со слов старой бабушки или дедушки, заботливо сохранив.
Миклухо-Маклая манили невероятно далёкие, особенно по понятиям XIX века, страны. Он увлекался изучением, описанием жизни и быта папуасов. А мы действуем в гораздо более близком, но не менее интересном направлении: рассматриваем прошлое своего родного народа и края. Лучший способ в доступной и увлекательной форме рассказать детям о жизненном укладе и быте наших предков; приобщить ребят к интересным народным обычаям и традициям – создать этнографический мини-музей или уголок. Взгляните, как с этой задачей справляются в разных детских садах.
Занятия в этнографических мини-музеях
Красиво заправленная кровать, а около неё – люлька для малыша. Вышитые рушники, домотканые дорожки – такой была обстановка крестьянской избы. И, конечно же, – традиционный плюшевый коврик с оленями на стене!
Хорошо, когда ребят встречает в этнографическом уголке вот такая замечательная хозяюшка!
Ходить по улице без головного убора в старину было не принято, поэтому все замужние женщины носили платки и косынки.
В этнографическом музее по ознакомлению с традициями и бытом башкирского народа педагогами собрано немало подлинных предметов старины. Самовар, маслобойка, ручная мельница, прялка – раньше всё это было в каждом доме.
Дети наблюдают, как в старину пряли шерсть с помощью прялки и веретена.
А это - гораздо более совершенное и производительное приспособление для прядения шерсти.
Наши бабушки и прабабушки, не полагаясь на китайскую лёгкую промышленность, шили одежду сами, используя вот такие «вечные двигатели» – швейные машинки с ручным или ножным приводом. Невероятно надёжная и долговечная техника!
Старинные приспособления для стирки и глажки смотрятся в наши дни совсем уж невероятно.
Кухонная утварь прошлого тоже была непохожей на нынешнюю.
Хорошо, что вареники готовятся точно так же, как в старину! И вкус у них не менее приятный – с творогом, вишней, малиной…
Здесь созданы отличные условия для наглядного изучения традиций и культуры, трудовой и бытовой деятельности семейских – старообрядцев, переселённых в Забайкалье в XVIII-XIX веках.
Самобытная культура коренных народов севера России тоже не остаётся без внимания педагогов.
Из картонных коробок, обмазанных глиной и клеем ПВА, выкрашенных водоэмульсионной краской, может получиться замечательный макет традиционной русской печи.
А это – украинская и кубанская хата-мазанка в разрезе. Тоже красивая и тонкая работа по созданию макета.
Все мы, даже коренные городские жители, изначально родом из деревни. Важной составляющей частью нравственно-патриотического воспитания детей является их ознакомление с этими своими истоками. Хорошо, когда оно проходит в такой наглядной и занимательной форме!
Предыдущие статьи:
Расскажите всем про «17 июля - День этнографа»!