Метеорология – неотъемлемая часть нашей жизни. Хоть мы порой и посмеиваемся над синоптиками и метеорологами – за не всегда точные прогнозы, однако регулярно сверяемся с ними, не правда ли? С древнейших времён люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за изменениями окружающей среды, за поведением животных и птиц, наши предки постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Пытались определить, на основе этого опыта, какой будет погода в ближайшие дни. Упорядочить эту деятельность, сделать её регулярной и задокументированной взялся...кто бы вы думали?.. Пётр I.
Начиная с 10 апреля 1722 года, по указу Петра Первого, в Санкт-Петербурге начались регулярные наблюдения за погодой. Ответственным за ежедневные сводки погоды был назначен вице-адмирал Корнелиус Крюйс (норвежского происхождения, но практически всю сознательную жизнь проведший в России). Его метеорологические сводки первых лет были похожи не на научные записи, а на мини-рассказы «в стиле Пришвина». Только в 1724 году была устроена первая в истории России метеостанция, а с 1725-го – сводки погоды стали содержать конкретную информацию, так как составлялись уже при помощи измерительных приборов.
Метеостанцию – не хуже, чем у Петра Первого, а даже богаче оснащённую – заводят в наши дни во многих детских садах и школах. Занимательная игровая работа на ней позволяет детям ежедневно проводить наблюдения за погодой в определенной последовательности и фиксировать изменения в виде записей и рисунков.
Для размещения метеостанции подойдёт любой открытый участок двора. Небольшой, на котором разместятся метеодомик. и такие традиционные приборы для наблюдения за погодой, как термометр, осадкомер, гигрометр, ветряной рукав, барометр, солнечные часы, шесты с флюгером и ветряным рукавом. Далее – некоторые подробности оснащения метеостанций, в наглядном отображении.
12 кадров МААМовской «метеорологической фотохроники»
![](/images/photos/9bec95e678705ff1e7f2dc0b200ce2dc.jpg)
Вот одна из «образцовых» метеоплощадок, на которой имеется всё вышеперечисленное оборудование. Причём – ничего нет «покупного»: только сделанные умелыми руками педагогов и родителей вещи.
![](/images/photos/2c157265a083b2659dedb70d960c5afd.jpg)
Один из важнейших элементов на любой станции – это метеодомик, закрытый, но проветриваемый. Термометр и барометр помещаются внутри домика потому, что измерения должны обязательно проводиться в тени, а не на открытом солнце.
![](/images/photos/50dc974f75c51e352d7a3dbc81825c24.jpg)
Удачное решение – украсить метеодомик подвижными элементами из фанеры. На градусник прикреплена нить-бегунок, чтобы показывать температуру. Дерево времён года собрано по принципу книжки. На другом скате крыши – также собранные в виде книжки знаки: «ясно», «облачно», «дождь» и т.п.
![](/images/photos/2c86affdb6e659ee08fe88442950991b.jpg)
Солнечные часы, по понятным причинам, «работают» только в ясную погоду. Когда есть солнышко на небе – время определяют безотказно!
![](/images/photos/581063f73c88b7197c50d280d0cea857.jpg)
Роль естественных природных гигрометров на многих метеоплощадках выполняют еловые и сосновые шишки. При изменении влажности воздуха их чешуйки то приоткрываются, то, наоборот, закрываются. Маленькие метеорологи очень любят замечать такие изменения.
![](/images/photos/0491d54fc3f1418b49fd5e7869558b17.jpg)
Приятно, когда направление ветра указывает на метеостанции вот такой самодельный флюгер «Золотой петушок»!
![](/images/photos/71813da174e3cb032550fc6250142bc4.jpg)
Измерители осадков бывают разные, но смысл их устройства одинаков: накопитель и мерный стаканчик.
![](/images/photos/21b6e5ab434350a5c1f5fa04af275152.jpg)
Стенды для наглядного фиксирования результатов наблюдений можно красиво оформить. Для малышей – например, так.
![](/images/photos/8946ba7c5f85784dc9d8bbd967ae30e6.jpg)
А для ребят постарше – вот так: с отметками, делениями и перемещающимися круглыми «фишками» - для фиксирования показаний погоды по дням недели: температура, осадки, облачность.
![](/images/photos/8ebd5e9391d90772a969b42a548f9151.jpg)
В ходе экскурсий на настоящую метеостанцию ребята могли убедиться в том, что метеодомик там установлен очень похожий на тот, что стоит у них во дворе.
![](/images/photos/653e3b0815f3ab445294f803aa2c81a5.jpg)
Хотя, конечно же, есть много другого оборудования. К примеру, в небо ежедневно запускается метеозонд.
![](/images/photos/194cde6f09d7d60112c3007644e32e82.jpg)
Открытие любой новой метеоплощадки – это важное и значимое событие, которое педагоги часто превращают в настоящий праздник!
Успехов вам в природно-климатических наблюдениях, и помните: у природы нет плохой погоды!
Предыдущие статьи:
Порадуйте знакомых и друзей новостью «10 апреля - День метеорологии на МААМ»!