Людмила Архипова
Знаковая символика
▼ Скачать + Заказать документы
В интеллектуальном развитии ребенка, в обогащении его творческих способностей большую роль играет использование в учебном процессе символической аналогии, позволяющей переводить освоение учебного материала в игру, в такие доступные для дошкольника виды деятельности, как рисование, конструирование, лепка. Занимаясь ими, ребенок постепенно овладевает умением построения особого вида знаков — наглядно-пространственных моделей.
В деятельности взрослых людей наглядно-пространственные модели выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков и т. д. У детей такими моделями служат создаваемые ими конструкции, аппликации и рисунки.
Публикация «Знаковая символика» размещена в разделах
Исследователи давно обратили внимание на то, что детский рисунок в большинстве случаев представляет собой схему, в которой передается, главным образом, связь основных частей изображаемого предмета, но отсутствуют его индивидуальные черты. Восприимчивость к наглядному пространственному моделированию проявляется в построении пространственных образов и их использовании. Ребята обычно легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими.
Игра и рисование являются своего рода упражнением в символическом представлении заместителей реальных предметов. В игре ребенок открывает знаковый смысл предмета-заместителя, а в рисовании — знаковый смысл графических построений.
Дошкольный возраст характеризуется высокой способностью к запоминанию и воспроизведению, память в основном носит непроизвольный характер.
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение – единственная форма работы памяти Малыш еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-ни- будь. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают проявляться в среднем дошкольном возрасте и существенно прогрессируют у старших дошкольников. Приемы запоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме ему подсказывают взрослые.
Так, когда взрослый, например, дает ребенку поручение, то тут же предлагает его повторить. Спрашивая о чем-нибудь, направляет припоминание вопросами: «А что было потом?» и т. д. Малыш постепенно учит- ся повторять, осмысливать, связывать материал, чтобы запомнить его. В конце концов дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением применять вспомогательные средства.
Например, был проведен такой эксперимент: ребят учили использовать картинки в качестве опоры для запоминания словесного материала путем соотнесения каждого слова с рисунком, наиболее подходящим по смыслу.
Обучение детей мнемоническим приемам запоминания привело к тому, что они стали более отчетливо осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала. При этом включались в работу не только слуховые, но и зрительные ана-лизаторы. Так, Лена П. (6 лет) сообщила: «Я сначала вспоминаю картинки, а потом припоминаю слова. Слова легко вспоминать тогда, когда вспоминаются картинки». Запоминая материал по картинкам, дети пяти-шести лет соотносят их со словом как по признаку сходства, так и по контрасту. В то же время большинство старших дошкольников уже стремится к припоминанию слов без называния опорных изображений.
Однако затруднение при припоминании нередко вынуждало детей снова обращаться к картинкам. Так, Игорь П. (7 лет, припомнив три слова из общего числа заданных, сказал: «Я забыл, какие слова еще были, а по картинкам знаю. Можно вспомнить по картинкам?» Андрюша 3. (7 лет) : «Я сначала думал, какие слова названы были, вспомнил их, но не все. Затем стал думать про картинки. Вспомнил картинки, а по картинкам вспомнил слова».
Обучающий эксперимент показал, что дошкольники способны овладеть опосредованными способами запоминания. Но усвоенные действия произвольного запоминания не являются определяющими, в дошкольном возрасте все-таки доминирует непроизвольное запоминание. (По материалам 3. М. Истоминой.)
Так, те дети, которые раскладывали картинки по группам изображенных предметов для сада, для кухни и т. д. без цели запоминания, удерживали их в памяти гораздо лучше, чем те, кто рассматривал эти картинки с задачей запомнить их.
Учитывая вышеуказанные возрастные особенности дошкольников, можно прийти к выводу, что использование символической аналогии при пересказе, заучивании наизусть облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики».
Маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, но порой на занятиях бывает трудно удержать его внимание — карточки с символикой вызывают интерес и помогают решить проблему.
Что же такое символическая аналогия? Это обобщенный, абстрактный, своеобразный словесный или графический образ объекта. С символической аналогией мы постоянно сталкиваемся в жизни. Речь человека записывается буквами — символами звуков; количество — цифрами, символами числа и т. д.
Итак, символическая аналогия может быть словесной и графической. Остановимся на последней.
Графическая аналогия — это обозначение каким-либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам.