Ирина Подсвирова
Конспект урока по знакомству со строчной буквой «н» и упражнения в ее написании
Тема: Знакомство со строчной буквой «н» и упражнения в ее написании.
Цель: формирование у детей четкого зрительного образа строчной буквы «н» и формирование умений писать эту букву по двигательным элементам и в заданной последовательности.
Задачи:
• совершенствовать слоговой и звукобуквенный анализ;
• развивать речь, мышление, внимание;
• воспитывать аккуратность при выполнении работ в тетрадях.
Тип урока : изучение нового материала.
Оборудование: компьютер; презентация.
Публикация «Конспект урока по знакомству со строчной буквой „н“ и упражнения в ее написании» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ход урока:
I. Организационный момент. Слайд 2
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке -
Ручка, книжка и тетрадки.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти.
- Добрый день, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями. Тихо присядьте!
II. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня на уроке русского языка мы отправимся с вами в путешествие за новыми знаниями. Познакомимся с написанием новой буквы, а какой - вы узнаете чуть позже.
III. Повторение изученного материала.
- А на чем мы отправимся в путь, вам надо догадаться. Послушайте внимательно загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
- Ребята, догадались на чем мы отправимся путешествовать? (На поезде). Слайд 3
- Верно, на поезде. (Поезд и карта маршрута). Слайд 4
- Что такое маршрут? (Путь).
- Правильно, маршрут - это путь, по которому мы будем двигаться, путешествовать.
- Кто управляет поездом? (Машинист).
- Кто будет машинистом нашего поезда, вы узнаете, отгадав загадку:
Этот мальчишка пришел к нам из книжки.
Он большой-большой зазнайка,
А зовут его…. (Незнайка). Слайд 5
- Кто будет машинистом? (Незнайка).
- Верно, Незнайка.
- Давайте разделим слово «Незнайка» на слоги. Сколько слогов в слове? (Три).
- Молодцы, ребята. Что должен купить пассажир, чтобы попасть в поезд? (Билет).
- Правильно. Незнайка приготовил для вас билеты. Вот они. (Показываю схему предложения). Слайд 6
- Что вы видите на билете? (Схему предложения).
- Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении три слова).
- Составьте предложение о билете. (Мы купили билет). Слайд 6 (щелчок)
- Что на схеме обозначает уголок? (Начало предложения).
- Что обозначает точка? (Конец предложения).
- С заданием вы справились, молодцы! Теперь можно отправляться в путь. Все готовы? Начнем наше путешествие!
IV. Пальчиковая гимнастика.
(Дети сидят за партами. Имитируют движение поезда при помощи пальцев).
Паровоз кричит: «Ду - ду,
Я иду, иду, иду».
А колеса стучат,
А колеса говорят:
«Так, так, так!»
- Наш поезд прибыл на первую станцию «Разминайкино». Давайте разомнем наши пальчики, подготовим их к работе. Слайд 7
- Наши пальчики проснулись. (Руки вверх, локти на столе, пальцы широко разведены в стороны, напряжены).
- С добрым утром! (Пальцы рук переплести).
- Потянулись, потянулись, потянулись. (Не разжимая пальцев, руки вверх, потянуться).
- Стали дружно умываться. (Ладошки имитируют намыливание).
- Полотенцем вытираться. (Поочередные скользящие движения руками от основания тыльной стороны кисти к кончикам пальцев).
- Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем. (Каждый пальчик массируется - имитируется процесс вытирания рук).
- Дружно делаем зарядку! (Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями вперед и назад. Пальцы расслаблены, взмахи кистями).
- Пришли в школу, на урок русского языка. (Руки на парту, согнуты в локтях).
- И уселись за тетрадку.
V. Повторение написания изученных букв.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо подготовили ваши пальчики к работе. Давайте продолжим наше путешествие. Чтобы нам не скучно было в пути, возьмем с собой своих друзей - звуки. (Показываю матрешку в красном платье).
Слайд 8
- Какие звуки взяли с собой? (Гласные).
- Почему вы так решили? (У матрешки платье красного цвета).
- Какие звуки называют гласными? (Звуки, которые тянутся, поются).
- Какие гласные звуки и буквы мы уже изучили? (А, о, у, ы).
- Пока мы с вами беседовали, наш поезд прибыл на следующую станцию - «Повторяйкино». Слайд 9
- Откройте тетради. Давайте вспомним как пишутся, буквы, которые мы с вами изучили. Пишем строчные буквы : а, о, у, ы.
- Какие звуки мы обозначаем с помощью этих матрешек? (Показываю матрешку в синем платье). (Согласные).
- Почему вы так решили? (У матрешки синее платье).
- Какие звуки называют согласными? (Звуки, которые не поются).
- Какие согласные звуки и буквы мы изучили? (М, с, х, ш, л).
- Давайте вспомним, как они пишутся.
- Пишем строчные буквы м, с, х, ш, л.
- Что вы записали в тетрадь? (Буквы).
- Какие буквы? Прочтите их.
- Молодцы! Незнайка и я рады за вас. Все старались и выполнили задание верно.
VI. Физминутка.
- Наш поезд подошел к следующей станции, которая называется «Зарядкино». Тихонечко встали. Слайд 10
Наши ручки маленьки: ки-ки-ки. (Вытягивают руки вперед).
Наши ручки чистеньки: ки-ки-ки. (Показывают ладошки).
Мы сожмем их в кулачок, чок-чок-чок.
И поставим на бочок: чок-чок-чок.
Мы хлопаем в ладошки: ки-ки-ки.
Пусть попляшут наши ножки: ки-ки-ки.
Мы попрыгаем немножко: ко-ко-ко.
И отправимся в дорожку: ку-ку-ку.
Наклониться - три, четыре, ре-ре-ре.
И на месте поскакать: ать-ать-ать.
На носок, потом на пятку. Ку-ку-ку.
Вот и сделали зарядку, ку-ку-ку.
VII. Изучение нового материала.
- Наш поезд подходит к следующей станции «Узнавайкино». Слайд 11. Незнайка приготовил вам задание - загадку. Отгадайте ее:
Инструмент бывалый
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет. (Ножницы). Слайд 12
- Что это? (Ножницы).
- Как мы можем с вами графически записать это слово - отгадку, покажите? (Полоской синего цвета).
- Разделите слово на слоги. (Под полоской синего цвета дети выкладывают маленькие прямоугольники зеленого цвета).
- Сколько слогов в слове «ножницы»? (Три).
- Прочтите первый слог, второй, третий.
- Повторите хором слово-отгадку.
- Назовите первый звук в слове «ножницы».
- В каком домике живет этот звук? (Синем).
- Почему в синем? (Не поется).
- Найдите букву в кассе букв. Прочтите ее.
- Ребята, кто из вас догадался, какую букву сегодня на уроке вы будем учиться писать?
- Верно, сегодня вы будете учиться писать строчную букву «н». Слайд 13
- На что похожа буква? (На доске образец написания буквы).
На букве «Н» я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
- Посмотрите внимательно, из каких элементов состоит буква «н»? (Прямой строчной линии, крючка и плавно изогнутой вниз дополнительной линии - «ниточки»).
- Сколько элементов вам понадобится, чтобы сконструировать букву? (Три).
- Сконструируйте букву.
- Какую букву вы сконструировали? («н»).
- Запомните последовательность написания буквы. (Показываю и объясняю).
- Начинаем писать с верхней линии рабочей строки. Пишу сверху вниз прямую линию и довожу ее до нижней линии рабочей строки, делаем повтор вверх до середины строки, ведем плавную линию вправо, выгибая вниз, плавно поднимаем к верхней линейке. Вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки, закругляем вправо, коснувшись нижней линейки. (Письмо элементов пальцем в воздухе, на парте, мелом на доске).
- Запишите букву «н» самостоятельно в тетрадях целую строку.
VIII. Физминутка.
- Пока вы писали, наш поезд прибыл на следующую станцию «Отдыхайкино». Слайд 14
- Тихонечко встаньте. Сейчас я буду читать вам стихотворение. А вы, если услышите слово со звуком «н» и «нь», будете приседать. Приготовились, начнем.
Надо, можно и нельзя -
Всем знакомые слова.
Надо маме помогать.
Можно с другом погулять.
Но нельзя без разрешенья
Нам из дома убегать.
- Назовите слова со звуками «н» и «нь».
- Чего нельзя делать в школе?
- А дома?
- Молодцы!
IX. Составление, анализ, чтение и письмо слогов с буквой «н».
- Наш поезд продолжает свой путь. И вот он подходит к следующей станции, которая называется «Слогайкино». ( Картинка: паровоз с буквой «н» и вагончики с буквами : а, о, у, ы). Слайд 15
- Ребята, Незнайка просит помочь ему собрать поезд. Соедините паровозик с вагончиками. (Ребенок у доски берет вагончик и присоединяет его к паровозику, издается сигнал - гудок, соответствующий слогу).
- Сколько звуков в слога «на»? (2).
- Какие это звуки?
- Сколько букв понадобится, чтобы записать слог?
- Назовите первую букву, вторую.
- Посмотрите, как пишется этот слог. Запишите его в тетрадь.
- Какой еще слог можно составить из этих букв?
- Какой слог получится?
- Сколько звуков в слоге «ан»?
- Какие это звуки?
- Прочтите первую букву. Вторую.
- Посмотрите, как пишется этот слог: выписываю букву «а», «подаю руку» для буквы «н», пишу букву «н».
- Что я записала на доске?
- Верно, слог «ан». Запишите слог в тетрадь. Не забывайте правильно «подавать руку» второй букве.
- Молодцы! Вы правильно выполнили задание Незнайки. Все старались, красиво писали. (Проводится аналогичная работа с другими слогами).
X. Итог урока.
- Ну вот, ребята, мы с вами прибыли к конечному пункту нашего пути. Кто это встречает нас на перроне?
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? (Буратино). Слайд 16
- Верно, это Буратино. В слове «Буратино» есть звук «н»?
- В гостях у Буратино мы побываем с вами на следующем уроке. А сейчас закройте глазки на минутку и вспомните все. Что было на уроке.
- Что мы делали в начале урока?
- Какую букву учились писать?
- Сколько элементов в букве «н»?
- Напишите эту букву пальчиком на парте, а теперь в воздухе.
- Какие задания вам больше всего понравилось выполнять?
- Спасибо вам за работу. Урок окончен. Слайд 17