Любовь Катаргина
Знакомство с родным городом. Патриотическое воспитание старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Катаргина Любовь Аркадьевна, Удмуртская республика, г. Глазов
ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ.
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма : любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.
Публикация «Знакомство с родным городом, Патриотическое воспитание старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Современные образовательные программы ориентируются не только на общечеловеческую культуру, но и на российские традиции.
Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова,
Е. И. Радина, С. А. Козлова, Л. В. Коломийченко и др.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т. Н. Антонова, Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова и др., осознанием ребенка самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина, восприятием детьми мира предметов (О. А. Артамонова, формированием знаний о трудовой деятельности взрослых (М. В. Крулехт).
В то же время анализ практической работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что недостаточно выявлены особенности патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным городом.
Особенности ознакомления детей старшего возраста с родным городом.
Пименова Л. В., Козлова С. А., Маханева М. Д. ставят следующие задачи по знакомству дошкольников с родным краем в зависимости от возраста и уровня развития детей:
- воспитывать интерес к истории своего края, города, села;
- способствовать развитию чувства причастности к истории родного края;
- воспитывать чувство гордости от осознания принадлежности к носителям
традиций и культуры своего края;
- вызывать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому
материалу;
- побуждать потребность в поддержании красоты, в проявлении заботы о
растительном и животном мире своего края;
- воспитывать чувство признательности, благодарности, уважения к знаменитым людям своего города, села.
В зависимости от возраста и уровня развития детей обучать способам, способствовать развитию умений, формировать навыки:
- проявления заботы о благосостоянии своего края;
- практического применения знаний о своем крае в разных видах деятельности (музыкальной, изобразительной, конструктивной, речевой, трудовой, физкультурной, коммуникативной);
- участия в традиционных событиях своего города, села;
- проявление признательности, заботы, уважения к знаменитым людям своего края, к его труженикам;
- проявления бережного, заботливого отношения к достопримечательностям города, села.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом Маханева М. Д. предлагает учитывать следующие принципы:
-«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных и двигательных нагрузок;
- деятельный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Маханева М. Д. считает, что не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет переживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Добровольность участия каждого – обязательное требование и условие данной работы. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.
4-5-летний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад, уметь рассказать об объектах, которые расположены на ближайших улицах (школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., об их назначении. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет, знакомят с народными промыслами края, народными умельцами.
Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране. Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.); везде соблюдаются традиции; Родина помнит героев, защищавших ее от врагов; повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу; есть общие профессиональные праздники и т. д.).
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому очень важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей: рассказать, люди каких национальностей живут в родном городе, как они вместе трудятся и отдыхают, заботятся о благоустройстве родного города.
Таким образом, работа по знакомству детей с родным городом должна вестись кропотливо, планомерно и систематически, последовательно усложняясь с возрастом ребенка, органично входить в разные виды детской деятельности, логично и естественно связанные друг с другом.
Описание экспериментальной работы по проблеме патриотического воспитания детей старшего возраста в процессе ознакомления с родным городом.
Исследовательская работа проводилась с детьми 5-6 лет на протяжении одного года в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент.
Для экспериментальной работы были взяты две старшие группы МДОУ детского сада № 28.
Целью констатирующего эксперимента было:
- выявление представлений и отношения детей старшего возраста к родному городу,
- выявление отношения родителей к проблеме патриотического воспитания дошкольников,
- выявление наличия системы в работе по патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ.
Использовались следующие методы исследования:
- наблюдения за играми детей,
- диагностика представлений и отношения детей к родному городу (приложение № 1,2)
- беседа с родителями,
анкетирование родителей (приложение № 3,
- беседа с воспитателями контрольной группы.
Диагностика представлений и отношения детей к родному городу проводилась по методике, аналогичной методике Кондратьевой Н. Н. изучения представлений и отношения детей к природе: детям предлагалось
6 открыток с изображением достопримечательностей города : Ледовый дворец; ДК «Россия», парк им. Горького, река Чепца, ГУМ, памятник
Т. Барамзиной, гостиница «Глазов» - и давалось задание рассказать, что изображено на открытках.
Дополнительно задавали детям следующие вопросы:
-Как называется наш город?
-Всегда ли наш город был таким, какой он сейчас?
-Как люди заботятся о городе?
-Как горожане выражают признательность, заботу, уважение к знаменитым людям, к его труженикам?
-Что можешь сделать ты, чтобы наш город стал еще лучше?
-Что ты рассказал бы гостю о своем городе?
Получили следующие результаты:
1. Смогли составить рассказ о городе в экспериментальной группе 35% детей, в контрольной группе 55 % детей, но ни один ребенок не высказал своего отношения к окружающему.
2. Имеют представление, что город со временем меняется, рассказывают, каким образом, в экспериментальной группе 15 % детей, в контрольной группе 30 % детей.
3. Имеют представление, как люди заботятся о городе, в экспериментальной группе 50 % детей («не сорят; садят деревья; красят дома, скамейки, детские дворики; садят цветы; выходят на субботники; украшают к праздникам», в контрольной группе 55% детей («украшают; убирают мусор; не сорят; делают скворечники; строят красивые здания; берегут порядок»).
4. Знают, как дети могут заботиться о городе, в экспериментальной группе 50 % детей («подметают; убирают снег; помогают взрослым; кормят зимой птиц; не сорят», в контрольной группе 65 % детей («поливать цветы; помогать взрослым; сделать игрушки на городскую елку; не ломать снежные постройки; украсить участок; сделать красивую клумбу; кормить птиц; помогать взрослым»).
5. Бережное, заботливое отношение к предметному миру и природе у 30 % детей.
Данные анкетирования родителей показали, что они признают актуальность проблемы патриотического воспитания, понимают важность и необходимость знакомства детей с родным городом («у детей возникает интерес к родным местам, желание беречь природу, появляется уважение и гордость к своему городу»).
Многие родители знакомят детей с достопримечательностями города, рассказывают о фабриках и заводах, какая продукция выпускается на этих заводах (стройкерамика, ЧМЗ, пищекомбинат, птицефабрика, мебельная фабрика, посещают вместе с детьми музеи, выставки.
Родители удовлетворены работой детского сада по знакомству детей с родным краем и воспитанию патриотических чувств. (приложение 3)
Из беседы с воспитателями контрольной группы выяснили, что работа по краеведению ведется с детьми согласно перспективных планов, которые предусматривают разные формы работы с детьми (экскурсии по городу, в музеи, библиотеки, тематические занятия, чтение художественной литературы и др.).
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
В ДОУ существует определенная система в работе по ознакомлению детей с родным городом : имеются перспективные планы, систематически проводятся с детьми экскурсии по городу, в музеи, библиотеки, тематические занятия, чтение художественной литературы. Причем в контрольной группе работа с детьми по ознакомлению с родным городом ведется углубленно. Программное содержание занятий соответствует возрасту детей. Ставятся задачи по привитию чувства любви и интереса к своему городу, по воспитанию у детей патриотических чувств, желания трудиться для себя и для других. Однако диагностика знаний и отношения детей к родному городу показала довольно низкий уровень освоения детьми получаемых знаний. Процентное соотношение уровней развития детей в экспериментальной и контрольной группах примерно одинаково. В контрольной группе представления о родном городе несколько выше, чем в экспериментальной (приложение № 6). Все дети затрудняются выразить свое отношение к родному городу и окружающему миру.
Родители знакомят детей с родным городом и хотят, чтобы дети знали о нем больше, но у них не всегда хватает времени, а также знаний о том, какую информацию давать детям, как правильно воспитывать патриотические чувства.
Цель формирующего эксперимента: формирование патриотических чувств у детей в процессе их ознакомления с родным городом.
Нами были поставлены задачи:
Разработать систему педагогических мероприятий по формированию у детей знаний о родном городе с опорой на эмоционально-эстетическое отношение к предмету освоения и разные виды детской деятельности согласно возрастных особенностей детей.
2. Проверить эффективность этой системы на практике.
При разработке системы педагогических мероприятий мы воспользовались имеющимся в ДОУ планом-программой по знакомству детей старшего возраста с родным городом (см. приложение 7, показателями развития детей Коломийченко Л. В. при освоении знаний блока «Родной город» (см. приложение 4,5, опирались на содержание программы «Детство» по данному вопросу, а также учли все данные, полученные нами в ходе констатирующего эксперимента.
Нами был составлен перспективный план работы с детьми на год, предусматривающий систему следующих педагогических мероприятий:
- специально организованные занятия с детьми 1 раз в месяц,
- досуги - 1 раз в квартал,
- труд еженедельно,
- игры дидактические -1 раз в неделю,
- настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры - ежедневно,
- продуктивные виды деятельности – 1 раз в неделю,
- экскурсии - 1 раз в месяц.
Чтобы обеспечить целостное восприятие детьми изучаемого материала, мы распределили объем знаний по темам. При отборе конкретного содержания старались учесть то, что оно должно:
- нести доступную информацию;
- вызывать эмоциональные чувства, отношения;
- побуждать к деятельности, поступкам.
Последовательность знакомства детей с определенными темами отразили в перспективном плане (см приложение 8).
Предложенная система была проверена на практике.
В экспериментальной группе работа велась одновременно по трем направлениям:
- с детьми - согласно разработанного плана,
- с родителями (пропаганда патриотического воспитания, повышение уровня знаний о родном городе, привлечение к совместной деятельности,
- обогащение предметно-развивающей среды в группе.
В течение года с детьми были изучены следующие темы: «История возникновения города», «Микрорайон, в котором мы живем», «Улицы нашего города», «Достопримечательности города Глазова», «Места отдыха в Глазове», «Труд взрослых», «Транспорт», «Памятники Глазова», «Они прославили наш город», «Герои-защитники Отечества», «Природа нашего города».
Проведено 9 занятий (см приложение 9-13, 9 экскурсий, 4 досуга (см. приложение 14-15, разучены 32 дидактические игры (см. приложение 16).
При ознакомлении детей с родным городом отдавали предпочтение тем методам и приемам, которые способствовали повышению познавательной и эмоциональной отзывчивости детей:
- каждый раз задавали детям вопросы на выражение отношения к окружающему (Любите ли вы свой город, за что? Что нравится в городе Глазове? Что бы вы хотели сделать, чтобы город стал еще лучше? и др. ,
- фантазировали и придумывали вместе с детьми маленькие рассказы: об истории родного города (например, с опорой на названия улиц родного города, каким дети хотели бы видеть город Глазов в будущем и др. ,
- постоянно любовались и восхищались красивыми природными явлениями, предметами рукотворного мира, добрыми поступками людей, необычной архитектурой строений и др. ,
- при каждом удобном случае старались вызвать у детей чувство сопереживания и сочувствия по поводу живого или неживого объекта, находящегося в неблагоприятном состоянии (разрушающийся дом, сломанная скамейка и др.)
-героями, желание быть похожими на людей смелых, таких, которые рискуют жизнью во имя спасения товарищей,
- создавали ситуации, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями,
- старались так организовать деятельность детей, чтобы у них появилась необходимость лучше узнать окружающих людей и себя,
- приглашали родителей, гостей для беседы с детьми (родителей на занятия с детьми по знакомству с трудом взрослых; родственников детей, ветеранов Великой отечественной войны, - на познавательные занятия,
- при знакомстве детей с трудом взрослых старались выбрать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. В условиях города это может быть, например, труд строителя, милиционера и др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города,
- старались организовать непосредственное общение детей с известными, знаменитыми людьми города (писательница - поэтесса Вера Салтыкова, художница – иллюстратор книг Эвелины Цегельник Светлана Антропова)
- рассказывали, чем прославились в нашем городе, в детском саду родители детей (Семья Нади участвовала на республиканском конкурсе «Под крышей дома своего». Папы Димы, Даши, Влада сделали качели на участке. Катина мама сшила интересные мягкие игрушки, Машина мама сшила куклу-шутника и рассказчика - Лапшо Педуня и домовёнка Кузю. У детей возникает чувство радости, чувство уважения к родителям, присутствует желание подражать доброму делу родителей. Они начинают уважать труд своих родителей – берегут игрушки, сделанные близкими людьми).
- посещали краеведческий музей, исторический музей «Иднакар», выставки картин, изделий народного промысла («Керамика», «Изделия из лозы»,
«Игрушки разных народов», театрализованные представления,
- разучили удмуртские, русские, татарские игры,
- посетили «Дом дружбы», где детей познакомили с играми, традициями, костюмами разных народов, живущих в нашем городе,
- по мере возможности участвовали в городских праздниках, с тем чтобы дети имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха).
Старались строить образовательную работу с учетом детских интересов. Например, после посещения краеведческого музея у мальчиков появился интерес к оружию. Пригласили родителей, которые работают в военкомате. Они рассказали об Ижевском оружейном заводе, о М. Т. Калашникове.
Подводили детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращали внимание детей на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться.