Федоренко Наталья Вячеславовна
Знакомство с природой как средство воспитания наблюдательности и мышления
▼ Скачать + Заказать документы
Придавая большое воспитательное значение знакомству детей с природой, я стремлюсь доступными детям методами обеспечить им непосредственное соприкосновение с природой.
В моей группе — дети разного возраста: от пяти до семи лет. Богатство окружающей природы даёт мне возможность вести с детьми содержательную, разнообразную работу в соответствии с „Программой дошкольного воспитания".
Публикация «Знакомство с природой как средство воспитания наблюдательности и мышления» размещена в разделах
Большое место я уделяю прогулкам и экскурсиям. Они дают детям новые впечатления, расширяют их кругозор, способствуют воспитанию любви к родному краю.
Во время прогулок в Центральном парке, а также на своём участке, в цветнике, огороде и в уголке природы я стараюсь найти интересное для детей.
Наблюдения с детьми в природе провожу во все времена года, обращая особое внимание детей на характерные, яркие признаки данного сезона.
Зимой знакомлю детей со свойством снега.
В результате наблюдений за свойством снега в разную погоду дети сделали вывод: в морозные дни снег бывает сухой, рассыпчатый, из него лепить нельзя, а в тёплые дни снег мягкий, из него можно хорошо лепить.
Во время прогулок дети наблюдали на свежем снегу следы людей, животных и птиц, отгадывали, чьи это следы, и часто играли в следопытов.
Мы систематически ведём наблюдение за зимующими птицами, со старшими детьми на участке подвешиваем к деревьям кормушки и по необходимости выносим корм. Воробьи прилетают целыми стайками. Все дети любят наблюдать, как они клюют.
Большую радость детям доставлял снегопад. Во время прогулок дети бегали по глубокому снегу, это доставляло им большое удовольствие. Мы наблюдали постепенное таяние снега, появление проталин.
С большим интересом дети наблюдали за прилётом птиц : грачей, скворцов. Они сравнивали их по внешнему виду с другими птицами: галкой, вороной. Я рассказала детям, какую пользу приносят эти птицы.
Ранней весной мы с детьми принесли с прогулки в уголок природы ветки ивы и берёзы. Дети с интересом наблюдали за набуханием почек, меняли воду в банке и нетерпеливо ждали, когда развернутся листочки.
Большое внимание, я уделяла уходу и наблюдению за растениями. Благодаря этому, в уголке природы весной, летом и осенью всё время цветут растения.
Осенью дети наблюдали за листопадом, любовались красивыми оттенками листьев ивы, рябины, берёзы, засушивали их, украшали ими актовый зал.
Во время одной из прогулок по парку, я обратила внимание детей на сов, сидящих на большой сосне. Дети долго любовались ими. А совы сидели и смотрели вниз на детей. Это произвело большое впечатление.
Мы беседовали с детьми, зачем птицы улетают осенью на юг, какие птицы остаются у нас. Дети называли зимующих птиц. Я предложила им вспомнить, чем питались снегири, воробьи, которые прошлой зимой прилетали к нам к кормушке. Дети правильно перечислили конопляное семя, овёс, пшено и другие зёрна.
Во время прогулок я обращаю внимание детей на красоту природы, и дети начинают её чувствовать. Я использую описания природы, встречающиеся в рассказах, стихах, загадках, подбираю песенки о природе. Провожу разные дидактические игры с природным материалом (цветами, семенами, шишками, листочками, гальками, ракушками).
Таким образом, я стремлюсь заинтересовать детей окружающей природой, показать им новое, занимательное в ней, связать этот интерес с длительными наблюдениями.
В результате проведённой работы у детей моей группы заметно развилась наблюдательность и любознательность, появилось более устойчивое внимание, интерес к природе, их запас слов систематически пополняется.
Ухаживая за растениями, дети привязываются к ним, у них возникает желание выращивать цветы, ухаживать за ними, воспитывается активное отношение к природе, понимание той пользы, какую растения приносят человеку.
Использование природы оказало большое воздействие на развитие наблюдательности и мышления детей, помогло мне воспитать в них бережное отношение к животным и растениям. Проведённая работа имела большое значение для всестороннего развития и воспитания ребёнка.