Черкасова Екатерина
Конспект занятия «Знакомство с подземным царством»
▼ Скачать + Заказать документы
«Знакомство с подземным царством»
Программное содержание: познакомить детей с почвой, её особенностями, значениями в жизни растений, с некоторыми почвенными обитателями, с ролью грибов, дождевых червей в круговороте вещества.
Оборудование: мешочки с землёй, ларец с ключом от Подземного царства, два условных знака, письмо от Боровика, листы белой бумаги.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с подземным царством“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Ход ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Старичок – Боровичок прислал нам очень ценный подарок – мешочек волшебной земли со своей тропинки. Эта волшебная земля – почва – помогает расти растениям. Я, дам, немножко землицы и вы отнесёте ее в горшочки с нашими растениями, чтобы они лучше росли.
ПИСЬМО БОРОВИЧКА.
Дорогие ребята! Надеюсь, вам понравится мой подарок – мешочек с волшебной землёй. Почему эта земля волшебная? Потому что это не просто земля – это почва! Она кормит и поит растения, а они отдают ей свои сухие листья, ветки. В почве очень много обитателей: дождевые черви, кроты, жучки, паучки. Это целое Подземное царство, которое вы не видите! Хотите с ним познакомиться? Тогда громко – громко позовите меня : «Наш любимый старичок, старичок – Боровичок! – и я появляюсь. До встречи. Хозяин тропинки – Боровичок.
Боровичок: «О, как я рад гостям! Сегодня я расскажу вам о Подземном царстве, а для этого нужно пригласить его хозяина Подземного царя, без него нам не справиться. Только он не любит, чтобы его зря беспокоили.
Воспитатель: Мы приготовили много вопросов к Подземному Царю, так что он не рассердится.
Боровичок: Для того чтобы попасть в подземное царство, нам нужно открыть особую дверцу, а для этого нужен ключ. Чтобы найти ключ, нужно на тропинке м обнаружить один знак. Под этим знаком в земле и зарыт ларец с ключом от Подземельного царства.
Дети находят знак и ключ. Рядом должна быть дверца. Боровичок предлагает детям, открыть Подземное царство.
Подземный царь : Ох, как тут у вас светло, никак не могу привыкнуть к вашему солнцу, у меня под землёй так хорошо – темно, сыро, прохладно. Люблю я свой дом, ну для чего вы меня побеспокоили?
Подземный царь :Ну и не зря я к вам пришёл теперь, и вы будете о моём царстве знать. А то многие люди ходят по крыше моего царства – почве – и даже не думают о том, что её надо беречь.
Боровичок: Дорогой царь! Давай ребят познакомим с землёй – почвой на на моей тропинке, я им обещал.
Подземный царь : Ребята скажите, что мы видим в земле, если выкопаем ямку?
Боровичок: А яма для чего? Я туда могу упасть, не копайте яму на моей тропинке.
Подземный царь : погоди Боровичок, не волнуйся! Это не просто яма, это вход в моё царство. Твоя тропинка сверху, а моя под землёй.
(подземный царь даёт детям комочки земли) дети их трогают и крошат, находят в комочках корешки растений, камешки, насекомых. Дети рассказывает о своих находках, Подземный царь обобщает.
Боровичок: Ребята! Возьмите комочек земли и нарисуйте что – нибудь на листе бумаги. Какого цвета рисунок у нас получился?
Подземный царь : Да в моём царстве немного красок – чёрные, коричневые оттенки, но и они красивые. Ребята посмотрите на эту стенку (показывает на стенку ямы, какие цвета вы тут видите? Почва похожа на слоённый пирог. Вот самая верхняя полоска – самая тёмная, в ней больше всего «еды» для растений. Чем глубже мы будем опускаться в моё царство, тем меньше будет «еды» для растений, меньше корешков и почвенных жителей.
Боровичок: Давайте подойдём к дереву, есть ли под ним земля – почва. Какая она тёплая или холодная, мягкая или твёрдая, гладкая или шершавая, сухая или влажная. Есть ли в ней корни растений?
Подземный царь : Природа настоящая волшебница. В ней так всё устроено, что ничего зря не пропадёт. Кто видел, как осенью с деревьев падают листья? А куда они потом деваются? Секрет в том, что опавшие листья, сухие ветки и пни как по волшебству превращаются в почву, которая становится богатой, в ней появляется «Еда» для растений. Земля – почва кормит растения, а потом они её.
Боровичок: Подземный царь, давай познакомим ребят с теми, кто помогает таким превращениям. Подземный царь открывает коробочку в ней дождевой червяк. Дети рассматривают его. Знаете ли вы, что он делает в земле?
Дети: Он превращает сухие листья в почву. У него очень много работы, поэтому он должен вернуться в землю.
Подземный царь : Кто из вас собирал грибы? А кто из вас топтал или просто так срывал не съедобные грибы?
Так делают многие люди, но только те, кто не знает о моём поземном царстве. Ведь грибы нужны для волшебных превращений : они помогают пням, сухим деревьям превращаться в почву. Грибы поселяются на старых деревьях. Когда – нибудь дерево состарится и умрёт, грибы помогут ему превратиться в почву.
Давайте рассмотрим гриб. Мы видим только верхнюю часть гриба, а ведь это не весь гриб. Есть и подземная часть часть. Но вообще я свои грибы все берегу – все до одного: и съедобные, и не съедобные и ядовитые. В моём царстве они все важны. Устал я, ребята, глаза от света болят, да и здоровье не позволяет долго в вашем надземном царстве находится. Пойду – ка я домой, за порядком следить, грибы выращивать да червей дождевых считать и от людей беречь.
(Дети прощаются с Подземным царём и Боровиком).