Ганшина Ирина Олеговна
Конспект занятия по экспериментированию «Знакомство с песком и глиной»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1 Обучающие: Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, чем отличаются, определить, как свойства этих веществ, проявляются в повседневной жизни (сочетание экспериментирования и наблюдений).
2 Развивающие: развивать знания, умения и навыки детей в экспериментировании с песком и глиной.
3 Воспитательные: воспитывать чувство любви к окружающему миру.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию „Знакомство с песком и глиной“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Материалы и оборудование: Стаканчики или другие емкости с песком и глиной на каждого ребенка (для удобства работы можно наклеить на стаканчики с песком желтые кружочки, а на стаканчики с глиной коричневые кружочки); трехлитровая банка со шлангом и песком; стаканчики с водой, листы бумаги, ложечки, лупы, палочки, пластилин, дощечки.
Игровая обучающая ситуация:
Дети к нам в детский сад по почте пришло письмо. Пишет нам Незнайка: ребята я хочу построить себе дом, но не знаю из какого строительного материала можно построить дом. Педагог задает вопрос: Как вы думаете, из каких строительных материалов можно построить дом? (из глины, кирпича, песка, дерева и т. д.).
Сегодня мы проведем несколько опытов с песком и глиной, узнаем их свойства, и напишем Незнайке письмо о данных материалах.
Опыт 1. Возьмите стаканчик с песком и аккуратно насыпьте немного песка на лист бумаги. Легко ли, сыплется песок? (Легко). А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Что легче высыпать – песок или глину? (Песок). Потому и говорят, что песок - сыпучий. Глина слипается комочками, ее нельзя так легко высыпать из стаканчика.
Вывод: песок – рыхлый, в отличие от глины.
Опыт 2. Давайте с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из песчинок). Как выглядят песчинки? (они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, это крохотные камешки). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем они похожи, чем отличаются? Рассмотрите таким же образом комочек глины. Видны ли такие же песчинки в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим «соседкам». А в глине – слипшиеся, очень мелкие частички, из которых получаются комочки. Дети глина чем-то похожа на пластилин?
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина – из мелких частичек, которые как будто крепко взялись за руки и прилипли друг к другу.
Опыт 3. Дети посмотрите у меня в руках банка с песком и глиной. Возьмите по трубочке и подуйте в банку с песком и глиной, посмотрите, что происходит с песчинками? (Они легко двигаются, сдуваются). А что происходит с комочками глины?
Кусочки глины, могут двигаться так же быстро, легко, как песчинки? (Нет, они сдуваются труднее или совсем не двигаются).
Вывод: песчинки легко сдуваются, убегают от ветра, а слипшиеся частички глины – нет.
Опыт 4. Возьмите палочки и попробуйте «посадить» ее по очереди в стаканчики с песком и глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче, его поместить? (Сухая глина твердая, палочку в нее воткнуть трудно, а вот в песке палочка расталкивает песчинки, которые не держатся друг за друга, и поэтому ее воткнуть легче).
Вывод: воткнуть палочку легче в песок, потому что он рыхлый.
Опыт 5. Дети давайте аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Потрогайте песок, каким он стал? (влажным, мокрым). А куда исчезла вода? (она забралась в песок и уютно устроилась между песчинками). Возьмите палочку и попробуйте посадить ее в мокрый песок. В какой песок она легче входит – в сухой или мокрый? А теперь налейте воду в стаканчик с глиной. Следите, как водичка впитывается: быстро или медленно? (медленно, медленнее, чем в песок, часть воды остается сверху). Возьмите палочку и посадите ее во влажную глину. В какую глину легче сажать палочку в сухую или мокрую?
Ребята давайте с вами вспомним: когда человек весной сажает растения на грядках или деревья в парках, садах, он поливает землю, если она сухая?
Вывод: во влажную землю (глину) легче сажать растения.
Опыт 6. А теперь давайте, слепим из влажной глины длинную колбаску, шарики. Представьте, что мы делаем дождевых червячков. Затем попробуем создать таких же червячков и шарики из влажного песка. Что получается? (из песка колбаску – червячка слепить нельзя, а шарики получаются непрочные). Если все таки получились, аккуратно сложите их на дощечке и оставьте высыхать. Как вы думаете, что с ними произойдет при высыхании? (песчаные шарики распадутся, а глиняные станут сухими и крепкими). Дети, а что можно сделать из влажного песка? Вспомните, когда вы играете в песочнице, вы делаете куличи. А из какого песка получается кулич – из сухого или мокрого?
Вывод: глина лепится хорошо, а песок – нет.
После опытов проводится игра «Песок и глина».
1 Дети вы будете песчинками? (каждый из вас стоит отдельно, не прикасаясь к другому). Подул ветер – что случится с песчинками? (дети бегают).
2 Дети вы будете изображать частички глины (вы будете стоять группами, взявшись за руки). Налетел ветер – что происходит с кусочками глины? Они остались на месте. Если ветер сильный, комочки глины медленно перемещаются (дети медленно передвигаются группами, но при этом руки не разжимают).
3 Дети поделитесь на две команды: одна команда - песчинки, другая - комочки глины. Дует ветер, дети передвигаются по группе по разному.
Ребята вы молодцы, были настоящими учеными, которые проводили опыты с песком и глиной. Для того чтобы дети запомнили, что происходит с глиной и песком можно использовать картинки – пазлы для закрепления этого материала, раздать им после занятия и использовать в повседневной жизни.