МАГОМАДОВА ЭЛИЗА РИЗАУДИНОВНА
Знакомство с основными правилами дорожного движения. Формирование у детей навыков безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по проблеме:
«Знакомство с основными правилами дорожного движения. Формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города»
Воспитатель: Э. Р. Магомадова
Обобщение опыта работы по проблеме:
«Знакомство с основными правилами дорожного движения. Формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города».
Публикация «Знакомство с основными правилами дорожного движения, Формирование у детей навыков безопасности» размещена в разделах
Дети являются будущим любого общества, но остаются наиболее уязвимой социальной группой. В числе проблем, порождённых избыточным числом автомобилей, на первом месте стоит аварийность и дорожно-транспортный травматизм, поэтому обучению детей правила дорожного движения я уделяю особое внимание. Эта проблема является очень важной и актуальной, поэтому мною выбрана тема: «Знакомство с основными правилами дорожного движения. Формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах города». Работа над данной проблемой ведется мною по трем направлениям : с детьми, родителями, с сотрудниками. Ребенок осваивает роль пешехода, пассажира, велосипедиста сначала вместе с взрослыми, а затем включается в этот процесс самостоятельно. Однако у них, в отличие от нас, взрослых, еще нет ничего кроме внутреннего потенциала. Нет знаний, умений, навыков. Для того чтобы научить своих воспитанников жить и действовать в этом мире, сообразуясь с его законами и правилами мною был разработан план по самообразованию «Правила дорожного движения»
Цель: создание в группе и в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения воспитанников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города. Взявшись за решение этой проблемы, яиспользую в работе следующие принципы образовательного процесса:
Последовательности- любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем.
Наглядности – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Деятельности - включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Интеграции – интегративность всех видов детской деятельности, реализуется в образовательном процессе.
Дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Возрастной адресованности – одно и тоже содержание используется для работы в разных возрастных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Преемственности – взаимодействия с ребенком в условиях образовательного учреждения и семьи – ничто не убеждает лучше примера родителей.
В своей работе я использую следующие методы активизации родителей: обсуждение различных точек зрения, решение проблемных задач семейного воспитания, ролевое проигрывание ситуаций и анализ родителями и педагогами поведения ребенка, обращение к опыту родителей.
Таким образом, хотелось бы отметить, что использование данной темы способствовало повышению активности родителей в вопросах обеспечения безопасности дорожного движения среди детей. Благодаря совместной работе воспитателей, родителей воспитанников и сотрудников ГИБДД, дети овладели определенным объемом знаний и элементарными навыками поведения на улице. Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения – составная часть моей работы по обучению их основам безопасности жизнедеятельности. Наиболее эффективно обучение детей «дорожной азбуке» происходит на основе интеграции различных видов детской деятельности. Поэтому процесс овладения детьми правилам дорожного движения представляется мне как система действий когнитивного, коммуникативного, конструктивного, двигательного, рефлексивного, моделирующего и игрового характера, способствующая знаковому преобразованию действительности, прежде всего социальной.
Чтобы грамотно и интересно построить работу по обучению детей безопасному поведению на улице, а так же привлечь к данной проблеме родителей мною был создана предметно-пространственная среда
«Красный, жёлтый, зелёный».
Цель которого: создать условия в группе для обучения детей правилам дорожного движения на улицах, дорогах, в транспорте. Сформировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно-игровую деятельность детей.
Результатом проектной деятельности стало: накопление информационной базы, обогащение предметной среды группы, организация и проведение игровой и продуктивной видов деятельности по правилам дорожного движения, что способствовало повышению уровня знаний детей их, культура поведения на улице и в общественном транспорте, а так же повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах обучения детей правилам дорожного движения. Для осуществления обучения детей правилам дорожного движения большое значение имеет специально организованное образовательное пространство. Используемое мною предметно-игровое оборудование и материалы позволяют детям многократно воспроизводить в игровой и учебной деятельности реальные ситуации поведения пешехода, пассажира, велосипедиста на проезжей части улицы, на тротуаре и т. п. Реалистичность, соответствие действующим правилам дорожного движения – обязательное условие для игрового и учебного материала. Поэтому в группе мною был создан «Красный, желтый и зеленый», в котором подобраны дидактические игры по ПДД, имеется игротека по ПДД, изготовлен настольный макет микрорайона (совместно с детьми и родителями) с дорожными знаками, светофорами, транспортными средствами; имеется напольное покрытие с изображением улицы, различные виды наземного транспорта, наборы дорожных знаков; изготовлены атрибуты и костюмы к сюжетно-ролевым играм по данной тематике, создана мини-библиотека, в которой подобраны литературные произведения, рассказывающие об истории транспортных средств, о поведении детей на улице, о правилах дорожного движения. Совместно с родителями был создан «видео - уголок», где собраны мультфильмы, обучающие презентации, видео передачи для детей по изучению и закреплению ПДД. Для закрепления у детей практических навыков поведения на дороге, совместно с родителями и инспектором по пропаганде дорожно-транспортного травматизма на территории ДОУ были изготовлены макеты «Наша улица», дорожных знаков, макетов домов. Важное место в нашей пространственной среде занимают детские рисунки, аппликации, поделки и стенгазеты, изготовленные совместно с детьми и родителями. Таким образом, пространственная среда для формирования у моих воспитанников представлений о ПДД становится многофункциональной. Она соотносится с возрастом детей, задачами дошкольного образования. С одной стороны, она позволяет детям овладеть игровыми, трудовыми и коммуникативными навыками, а с другой - в ней интегрируются предметно-практический, игровой и учебный виды деятельности. Мною было проведено ряд открытых мероприятий на базе ДОУ, «Зебра пришла в детский сад», акция для родителей «Автокресло – детям!», была создана и представлена презентация для родителей на общем родительском собрании «Родители - помните!», были созданы буклет и памятки в помощь родителям «Внимание, дети!», «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге», «Причины дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на остановках общественного транспорта».
Выступала на педагогическом совете в ДОУ с докладом по теме: «Ребенок и дорога».
Я уверенна, что благодаря нашим совместным усилиям мы добьемся больших успехов в воспитании детей-пешеходов, ведь отличное знание и выполнение правил дорожного движения – залог безопасности юного покорителя жизненных дорог.