анна студнева
Знакомство с народной тряпичной игровой куклой «Зайчик на пальчик» для воспитанников старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с народной куклой «Зайчик на пальчик».
Задачи:
1. Расширить представления детей о народных игрушках и истории их возникновения.
2. Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям, уважение к труду народных умельцев
3. Учить работать с тканью: закручивать, завязывать узелок.
4. Воспитывать аккуратность в работе, чувство коллективизма и взаимопомощи.
5. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательная.
Темочки:
- Кукла Зайчик на пальчик
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Пальчиковый театр
- Русская народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
Словарная работа: тряпичная кукла, оберег.
Материалы и оборудование: куклы би-ба-бо, матрешка, корзина, тряпичные куклы, кусочки ткани для изготовления куклы, нитки.
Ход занятия.
Муз. руководитель: (обращается к детям)
Здравствуйте, ребята!
Улыбнитесь всем вокруг,
И скорей вставайте в круг.
За руки возьмитесь,
Друг дружке улыбнитесь. (Педагог собирает детей в круг).
- Я пришла к вам не с пустыми руками, а принесла для вас корзинку с сюрпризами. Хотите узнать, что там лежит? Я загадаю вам загадки, а вы постарайтесь движениями изобразите отгадки, тогда корзинка откроется и покажется то,что там лежит.
Игра «Воображай-ка».
Он совсем не хочет спать,
Положу - встает опять.
И стоит, качается.
Как он называется? (Неваляшка)
В ней горошинки звенят,
Карапузов веселят.
Это первая игрушка
Под названьем. (Погремушка)
Может она сидеть в коляске,
Закрывать умеет глазки.
Волосы льняные, глазки голубые.
И обуты ножки в синие сапожки.
Догадались? Это что? (Кукла).
Муз. руководитель. А что мы изображали: что это за предметы – неваляшка, погремушка, кукла?
Дети: Игрушки.
Муз. руководитель: Да игрушки, Хотите узнать, какие еще игрушки лежат в корзине? (ответы детей) педагог достаёт из корзинки несколько игрушек – кукол – би-ба-бо.
- Как вы думаете, какой была кукла давным-давно в старину? Из чего ее могли делать? Ее изготавливали из того, что было в природе: из соломы, высушенных трав, из красивых лоскутков. Даже научились вырезать куклу из дерева.. Какую деревянную куклу знают и любят все дети? (Матрешку).
Сейчас мы с вами окунёмся в историю и посмотрим, каких кукол делали раньше.
Просмотр презентации о русской народной кукле- игрушке, рассматривание альбомов русских промыслов.
Муз. руководитель. : А сейчас много самых разных кукол. Какие вы знаете? (ответы детей)
Муз. руководитель. Давайте расскажем про кукольные игрушки и посчитаем их.
Физкультминутка. «Игрушки»
На большом диване в ряд
(Хлопки в ладоши)
Два медведя, Буратино
И веселый Чипполино.
И котенок,
И слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять –
Помогаем мы сегодня
Все игрушки сосчитать.
(Поочередное загибание пальчиков)
Муз. руководитель : Ребята, как вы думаете, какие игрушки еще лежат в моей корзине? (ответы детей).
Муз. руководитель (достает тряпичную куклу): Что это такое? А у вас есть такая кукла? Кто в нее мог играть? Когда бабушки ваших бабушек были маленькие, они любили играть именно в такие куклы. Это тряпичные куклы. Почему их так назвали? Тряпичные куклы обычно были без лица, и служили детишкам оберегом, то есть оберегали их от всяких бед. Оберег - это старинное слово.
Муз. руководитель: Ой, а в корзинке еще что-то есть. Доставайте. (дети достают зайчика.)
Зайчик (в руках муз руководителя) : Здравствуйте, ребята.
Я в корзинке лежал и немного заскучал.
У всех есть друзья, только нет у меня.
Как же мне, заиньке, быть?
Как же мне бедному жить?
Муз. руководитель: А и, правда, ребята, как же жить без друзей? Придётся зайчику помочь. Давайте смастерим ему друзей из ткани. (ответы детей)
Что же вы сидите? К столам все подходите.
За работу поскорей, начинайте подружней.
- Для этого нам не нужны иголки, а только ниточки и небольшие кусочки ткани. (показывает, как складывать ткань и обматывать ниткой)
(Индивидуальная помощь детям, которые затрудняются в выполнении).
За такими мастерами
Вряд ли кто угонится
Оттого-то рядом с вами,
Всем работать хочется.
Муз. руководитель: Вот и закончена наша работа. Сколько друзей для нашего Зайчика мы сделали. (надевает зайчика на пальчик).
А называется он «Зайчик на пальчик». Раньше мамы делали такого зайчика для малыша, чтобы успокоить его, наденет ему на пальчик, малыш заиграется и успокоится. И наш Заинька, кажется, рад новым друзьям. Давайте заведём весёлую пляску
Дети исполняют хороводную игру «Мы на луг ходили» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной)
Муз. руководитель: Ребята, встанем в круг. Давайте покажем друг другу, какие красивые зайчики у нас получились. Что интересного вы сегодня узнали про куклы? Что вам запомнилось? Как можно играть с такой куклой? (Ответы детей: успокоить малыша, братика или сестричку, придумать игру с несколькими зайчиками, можно взять его с собой на прогулку или в дорогу, он легко поместится в кармане.) – Эти зайчики, сделанные своими руками теперь ваши. Их можно подарить, а можно оставить себе на память.
Муз. руководитель. Ребята, вам пора уже на прогулку, вы возьмёте с собой зайчиков или оставите в группе (ответы). – Молодцы! Вы хорошо сегодня поработали, до свидания.