Нина Майнагашева
Конспект занятия. Знакомство с монументальной скульптурой «Воин-освободитель» Е. В. Вучетича
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с монументальной скульптурой Е. В. Вучетича «Воин-освободитель». Дать детям понятие, что такое монументальная скульптура. Учить детей видеть замысел скульптора. Прививать у детей любовь и уважение к советскому солдату, гордость за свою Родину.
Приемы обучения: чтение, беседа, рассматривание.
Ход занятия
Чтение Л. Кассился «Памятник Советскому солдату»
Сегодня ребята, мы с вами познакомимся с монументальной скульптурой Е. В. Вучетича «Воин-освободитель»
Публикация «Конспект занятия, Знакомство с монументальной скульптурой „Воин-освободитель“ Е, В, Вучетича» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Памятники войны, вечный огонь. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
- Что же такое монументальная скульптура? (Памятники, монументы крупного размера)
- В честь кого ставят монументальные скульптуры?
Рассказ воспитателя: И вот сегодня я вам ребята расскажу немного о самом скульпторе Е. В. Вучетиче. Е. В. Вучетич советский скульптор, народный художник СССР. В героико-символических образах отразил подвиг советского народа в Великой Отечественной войне (памятник – ансамбль воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине, на Мамаевом кургане в Волгограде, борьбу за мир «Перекуем мечи на орала» и другие скульптуры. Ребята, мы с вами рассмотрим скульптуру Е. В. Вучетича «Воин-освободитель».
Вопросы воспитателя:
- Кто изображен на этой скульптуре? Кого спас русский солдат?
- Когда происходил у стен Рейхстага бой?
- Почему советскому солдату поставлен памятник в Берлине?
Читаю стихотворение «Солдаты мира» Г. Рублев
Это было в мае, на рассвете.
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
И куски свистящего металла
Смерть и муки сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как прощаясь летом
Он свою дочурку целовал.
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял.
Но тогда, в Берлине, под обстрелом
Полз боец, и телом заслоня
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
И, погладив ласковой ладонью,
Он её на землю опустил.
Говорят, что утром маршал Конев
Сталину об этом доложил.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые Армии Советской
Люди, победившие войну!
И в Берлине, в праздничную дату,
Был воздвигнут, чтоб стоять века,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.
- Какими словами поэт выразил любовь и уважение к советскому солдату?
Беседа по скульптуре «Воин-освободитель» Е. В. Вучетича
- Почему она так высоко стоит?
- На чем она стоит?
- Какая одежда у советского солдата?
- Что у него в руках?
- Что он делает с мечом?
- Что выражает это действие?
- Куда устремлен этот взгляд?
- Как скульптор изобразил девочку и солдата?
- Почему она к нему прижалась?
- Куда устремлен ее взгляд?
Рассказ воспитателя о том, как была сделана эта монументальная скульптура и из чего.
После окончания Великой Отечественной войны сразу возникла необходимость достойно увековечить героев, отдавших жизни во имя свободы Родины и народов мира. Было решено создать долговечное мемориальное историко-мемориальное сооружение, отражающее идею увековечения святой памяти павших советских воинов и величие интернациональной освободительной миссии Советской Армии, во имя осуществления которой эти воины отдали свои жизни. Памятник было решено соорудить в живописном районе Берлина, невдалеке от реки Шпрее, в Трептов-парке, куда и был перенесен прах погибших в районе Берлина советских воинов.
Великая идея памятника требовала создания таких художественных образов, которые могли бы выразить громадную любовь социалистической Родины, преклонение советского народа перед своими сыновьями – героями, память о которых для него священна.
Во имя счастья родного народа, во имя счастья трудящихся всех стран мира – отдали свои прекрасные жизни советские воины.
Глубочайший драматизм и пафос присутствует в монументальной скульптуре. Завершает весь ансамбль композиция главного монумента, представляющая собой курган, постамент и 30 метровую фигуру солдата. Советский воин в правой руке держит меч, которым разрубил фашистскую свастику, на другой руке у него ребенок – символ освобождения человечества от угрозы фашистского рабства, символ светлого будущего свободных народов.
Скульптура Советского воина-освободителя выражает идею великой интернациональной освободительной миссии Советской Армии в борьбе с фашизмом. Эта скульптура является идейно-композиционным центром всего ансамбля.
Поэтому ей отведено место, благодаря которому она доминирует над всем пространством, подчиняя все элементы объемно-пространственной композиции. Зеленый курган, на котором стоит постамент с фигурой солдата, имеет диаметр 62 метра и высоту 9.5 метров. Общая высота главного монумента 30 метров.
Гранитная лестница ведет на вершину кургана, где внутри пьедестала, представляющего собой как бы стоящих друг на друге два усеченных конуса, расположен небольшой мавзолей. Круглый мемориальный зал имеет высоту 6 метров. И как завершение всей идеи памятника по кругу вдоль карниза выложены золотые слова: «Ныне все признают, что советский народ своей самоотверженной борьбой спас цивилизацию Европы от фашистских погромщиков. В этом великая заслуга советского народа перед историей человечества».
Об этом памятнике за последние годы было сказано очень много хороших и теплых слов, написаны стихи, лучшие из которых захватывают дыхание, когда приходится их перечитывать.
Чтение отрывка из стихотворения Петрусь Бровка «Бессмертие»
Он зорко смотрит с пьедестала.
Отражены в его очах
Войны внезапное начало,
Фугаской взорванный очаг.
Был пехотинцу страх неведом.
Пройдя сквозь пламя и металл.
Гвардеец пал в канун Победы
И вот — взошёл на пьедестал.
Как воплощение бессмертья,
Как завещанье мир беречь,
Стоит, прижав ребёнка к сердцу
И опустив тяжёлый меч.
Он стать героем не стремился,
Но с правдой ощущал родство.
Ведомый ленинскою мыслью
И зовом долга своего.
Вопросы воспитателя:
- Как ты понимаешь строчки стихотворения: «Гвардеец пал в канун Победы и вот — взошёл на пьедестал»
- Почему стихи П. Бровки названы «Бессмертие»
Песня «Священная война» (слова Исаковского)