Бондарева Мария
Консультация для воспитателей «Знакомство с историей семьи посредством создания генеалогического древа»
Знакомство с историей семьи через создание генеалогического древа.
Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. К сожалению, сегодня традиция изучения родословной почти утрачена, нарушена связь и преемственность поколений. История семьи, ее изучение – это, по сути дела, изучение родословной, знание своих корней, изучение уклада жизни семьи, взаимоотношений в семье. Во все времена семье отводилась особая социальная роль – сопровождать и поддерживать душевные и эмоциональные силы человека. А для ребенка семья – источник психологической защиты и эмоциональной поддержки. Его знакомство с окружающей действительностью начинается со знакомства со всем тем, чем живет семья.
Публикация «Консультация для воспитателей „Знакомство с историей семьи посредством создания генеалогического древа“» размещена в разделах
- Генеалогическое древо семьи. Родословная
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Родословная семьи, генеалогическое древо. Консультация
- Темочки
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из наиболее значимых. Дети должны знать ответы на вопросы: «Кто я? Кто мои предки? Кто мой дед и прадед? Можете ли вы назвать имена своих прабабушек и прадедушек? А почему надо знать свои корни? О чем может рассказать генеалогическое древо?» Поэтому возникла потребность в изучении данной темы.
А теперь разберём поподробней, почему же малышу так важно знать о своих предках, историю своей семьи и как правильно рассказать ему о том, что было до его рождения?
Знакомство с историей семьи и родословной чаще всего не входит в круг воспитательных задач родителей. Они стремятся научить ребенка читать, писать, выучить иностранный язык, танцевать или играть на музыкальном инструменте.
И с одной стороны их можно понять. Ребенок и так живёт в семье, маму с папой знает, других родственников тоже. А для успешной реализации в жизни знание истории своей семьи необязательно.
К сожалению, это так, и это печально. В современном мире изучение своей истории, родословной является скорее чем-то необычным, милым хобби, нежели чем-то естественным и повседневным. А ведь забывая о своих предках, мы не только теряем часть своей истории, но и утрачиваем свою самобытность, причастность к роду, уважение к корням.
Составление родословной способствует сплочению членов семьи, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребёнка. Изучение истории семьи воспитывает в ребёнке гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателем лучших качеств предков.
Ребёнок растёт и воспитывается в семье и первые сведения о членах семьи, об их взаимной заботе и помощи черпает из конкретных ситуаций, возникающих в семейной жизни. Очень важно то, какая атмосфера царит в доме, как общаются друг с другом взрослые, как устроен семейный уклад.
Знакомство со своей родословной входит в программу нравственного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду. Но, увы, работа не всегда ведется, потому что без подключения родителей к данной теме знакомить ребенка с историей его собственной семьи проблематично.
А тема сложна и для самих взрослых тоже. Много ли людей занимаются составлением своего генеалогического древа? А есть ли среди них ваши знакомые? А что, кроме имени, фамилии и месте проживания вы знаете о своих бабушках и прабабушках?
В нашем детском саду изучение родословной детских семей ведётся на протяжении многих лет. И сейчас мы можем смело заявить о наличии достаточного багажа знаний и опыта в данной работе.
Исходя из её основных этапов по знакомству детей с их родословной, мы разработали некий план, с которым хотели бы вас познакомить.
1. При составлении древа (древа в старшем дошкольном возрасте) своей семьи для ребёнка вовсе необязательно, чтобы эти предки были до 7-го колена. Достаточно будет указания родителей, братьев, сестёр (если они есть, бабушек, дедушек и тётей с дядями. Можно нарисовать герб семьи, попросить родителей придумать её девиз.
2. Далее можно попросить родителей завести семейную книгу или фотоальбом с реальными распечатанными фотографиями. Пусть они каждый год просматривают такую книгу или альбом как бы заново переживают все события этого года у ребёнка. Благодаря этому появляется ощущение текучести времени, понимание того, что оно уходит. Он сможет ощутить, пощупать часть своей семейной истории на физическом уровне.
3. Совместная работа педагогов и родителей.
Обращая внимание ребенка на те картины и иллюстрации, где изображена семья, мы тем самым акцентируем важность и значимость семьи в жизни человека. Такими работами могут стать: Ф. Гойя. «Семья короля Карла IV»; В. Баюскин «За обедом»; Ю. Кугач «В субботу», «У колыбели»; В. Перов «Рыбная ловля»; К. Маковский «Рассказы деда», «Семейный портрет»; И. Корзухин «Бабушка с внучкой».
Так же не стоит забывать и про литературные произведения про семью : В. Драгунский «Моя сестренка Ксения»; В. Осеева «Сыновья»; Е. Благинина «Бабушка-забота», «Посидим в тишине»; Л. Воронковой «Бабушкины дела»; М. Дружинина «Открытка»; Т. Тахистова «Семья»; В. Берестов «Любили тебе без особых причин»; Д. Непомнящая «Мама для мамонтенка»; Н. Магай «Моя мама и я»;
4. Периодически показывая ребенку фотографии своих собственных родственников, родителей, мамы и папы обращают внимание малыша на условия, в которых жили их предки, рассказывают про них интересные, истории.
Педагог же в свою очередь ведёт в это время работу по расширению
знаний ребенка о родственных отношениях, объясняя, кто такие золовка, деверь, сват и кума, чем тетя и дядя на улице отличаются от его родных тети и дяди.
5. Наличие семейных традиций и праздников.
Будет очень хорошо, если семья заведёт себе свой день или день домашнего питомца или любой другой день. Придумывание своего фирменного семейного рецепта торта или салата создаёт атмосферу единения и сплочённости каждого члена семьи. Придерживание своих старых традиций и создание новых внесёт некий колорит и разнообразит обычную семейную жизнь.
В нашей же группе наряду с традициями в семье существует своя традиция – традиция детского выступления-представления своего генеалогического древа. Здесь есть возможность у каждого ребёнка поделиться частичкой своей семейной истории.
Таким образом, работа по созданию генеалогического древа способствует расширению детского кругозора, развитию интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной. Воспитание чувства гордости за семью, соблюдение этих традиций ведут к формированию более высших чувств – чувство Родины, патриотизма.