Меланя Мовсисян
Знакомство дошкольников с родным городом
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы воспитателя МБДОУ №74 «Одуванчик» г. о. Мытищи
Мовсисян Мелани Агароновны
«Знакомство дошкольников с родным городом»
Известно, что дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство — каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Публикация «Знакомство дошкольников с родным городом» размещена в разделах
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Приступая к работе по знакомству детей с родным городом, в результате обследования уровня знаний детей, заинтересованности и знаний родителей по данной теме, состояния предметно-развивающей среды я выявила ряд существующих проблем:
• у детей старшего дошкольного возраста отсутствует система знаний об истории родного города, знания носят эпизодический, разрозненный характер
• дети не понимают значение слова «достопримечательности» и соответственно не могут назвать знаменательные места нашего города
• дети не знают знаменитых людей города, и чем они прославились
• минимальны познания детей произведений и авторов удмуртских поэтов и писателей.
Также наблюдалось явно недостаточное программно-методическое и дидактическое обеспечение образовательного процесса: отсутствует познавательная детская литература для дошкольников, нет методических разработок, которые бы помогли воспитателям осуществлять подбор методов и приемов по знакомству детей с родным городом.
По итогам анкетирования родителей видно, что у родителей имеются отдельные, эпизодические знания о родном городе, но как их передать детям и для чего это необходимо, они не осознают. Также наблюдалась низкая активность родителей в участии общественной жизни города
Исходя из этих проблем, я считаю, что в работе с детьми необходимо постоянно прослеживать связь между прошлым и настоящим, для того чтобы дать понять ребёнку, что он хозяин своей Родины.
Довести до сознания родителей, какие жизненные ценности и ориентиры будут сформированы у маленьких граждан, таков и будет общий уровень их культуры, что будет их по – настоящему волновать и побуждать к активным действиям на благо города – это зависит от нас взрослых: воспитателей и родителей.
Таким образом, на мой взгляд, в процессе работы необходимо:
• внести корректировку в образовательные перспективные планы, дополнив содержание обучения и воспитания детей знаниями, умениями по знакомству детей дошкольного возраста с родным городом, краем.
• опираясь на опыт детских исследований.
• совершенствовать оснащение предметно-развивающей среды по данной теме
• повысить активность родителей в совместной деятельности по знакомству детей с родным городом.
Нами был разработан перспективный план, в котором нашли отражение следующие темы: географическое положение Мытищ, история и культура города, природа и охрана окружающей среды, знакомство с историческими памятниками.
Наш сад расположен далеко от центра города, поэтому мы поставили перед собой задачу как можно больше вовлечь в работу родителей.
Для родителей оформляется информационная папка: в ней родители могут прочитать, куда сводить ребенка в выходной день и что можно рассказать о нашем городе.
Прогулки родителей с детьми по городу, посещение музеев, театров делает семейные отношения теплыми и добрыми. А в дружной семье культура общения высокая.
С целью закрепления знаний, полученных в процессе экскурсии, в группе ДОУ силами педагогов и родителей создан альбом «Наши Мытищи». Здесь собраны фотографии и открытки, рассказывающие о прошлом и настоящем нашего города, его достопримечательностях. Имеется материал о людях, прославивших наш город.
Одним из показателей любви к Родине и преданности ей у взрослого человека является готовность встать на ее защиту, чему не мало примеров в истории нашей страны. Мы познакомили ребят с понятием защитник Отечества и конкретизировали его с помощью рассказов о конкретных людях, вставших на защиту Родины. Педагоги самостоятельно подбирали материал, используя краеведческую информацию материалов местного музея, произведений о памятных событиях истории и ее героев.
В нашем детском саду стало традицией проведение торжественного утренника, посвященного Дню Победы, и экскурсии к памятнику с возложением цветов героям павшим в ВОВ. Но прежде, чем отправиться на такую экскурсию, необходима подготовительная работа: дать детям представление о войне, какой долгой и жестокой она была, о героизме и подвигах наших солдат.
Очень нравятся детям экскурсии на фабрику Жостово, где они познают «тайну Жостовских подносов». Дошкольники с любовью относятся к изделиям народных умельцев, рассматривают их. С большим интересом осваивают приемы их изготовления. Почти на каждом занятии убеждали наших воспитанников в том, что Мытищи может гордиться своими достойными художественными традициями и промыслом, талантливыми руками русских мастеров.
В нашем детском саду дети, а порой и взрослые, впервые узнают, как проводились праздники в Мытищах, как они назывались. Ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Народные праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащает детскую душу. Традиционно проводятся праздники «Чаепитие в Мытищах»,, «Масленица», «Троица», «Пасха» и др.