Айсылу Саляхова
Цикл занятий по ознакомлению детей с цифрами
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1.
ЦЕЛЬ. Закрепить умение находить много предметов и один предмет. Называть количество предметов, согласуя числительное «один» с существительным в роде, числе и падеже. Познакомить с цифрой 1, обозначающей число «один». Упражнять в сравнении предметов по высоте, учить ориентироваться к пространстве.
МАТЕРИАЛ: Гномик, ручеек, высокие и низкие деревья, зайчиха и зайчонок,морковка, бельчиха и бельчонок, орех, грибок, солнце, цифра 1 (вырезанные из цветной бумаги и т. п.); карточки с изображением цифры 1, цветные карандаши (на каждого ребенка); фланелеграф.
Публикация «Цикл занятий по ознакомлению детей с цифрами» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
ХОД ЗАНЯТИЯ: Воспитатель: Сегодня я расскажу вам историю о Гномике, который живет в лесу. Он очень добрый и веселый, дружит со всеми зверюшками. А еще он очень любит заниматься математикой. Познакомимся с ним. Для этого нужно отправиться в лес и посмотреть, что же там делает Гномик. Что такое лес? Что растет в лесу? (Деревья.) (Показывает на ручеек, расположенный на фланелеграфе) А это что такое? (Лесной ручеек.) Возле него растут разные деревья (Выставляет на фланелеграфе высокое дерево – дальше от ручейка, а низкое – ближе.) Какие деревья по высоте (Высокие и низкие.) Где находится низкое дерево? (Ближе к ручейку.) А высокое? (Дальше от ручейка.)
Предлагает двум-трем детям взять по одному дереву и «посадить» их, рассказав, где они расположили высокие деревья, а где – низкие. Обращает внимание на то, что дети – каждый ребенок – «посадили» по одному дереву, и их стало много. Получился лес.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Воспитатель (продолжает рассказ, сопровождая его показом на фланелеграфе). Однажды Гномик гулял по лесу, вдруг набежала тучка, загремел гром, подул сильный ветер, пошел дождь. Слышит Гномик: кто-то плачет. Это зайчонок: он весь промок, продрог, маму потерял. Сколько зайчат нашел Гномик? (Одного зайчонка.) Взял его Гномик с собой, согрел, и пошли они дальше. Слышит: кто-то пищит. Это бельчонок: он выпал из дупла во время грозы. Взял его Гномик с собой. Сколько бельчат нашел Гномик? (Одного бельчонка.) «Где же спрятаться от дождя?» - думает Гномик. Смотрит: «стоит Антошка на одной ножке» Что это? (Гриб.) Как вы думаете, что происходит с грибами во время дождя (Ответы.) Верно, во время дождя грибы растут. Вот и наш гриб стал большим. Всем хватило места спрятаться под ним. Когда дождь закончился, выглянуло солнце. Прибежала зайчиха, поблагодарила Гномика за то, что он спас зайчонка, и подарила ему одну морковку.
Тут и белка прыг-скок с ветки на ветку: «Спасибо тебе, Гномик, что спас моего бельчонка. Угощайся», - и подарила Гномику орех. Положил Гномик в один карман морковку, в другой орех и думает: «Как бы не забыть, по скольку у меня разных угощений». Вдруг слышит, кто-то говорит: «Не забудешь, если возмешь меня с собой». Смотрит: палочка стоит, очень странная на вид. И поет песенку: «Похожа единица на крючок а может, на обломанный сучок». «Кто ты?»- спрашивает ее Гномик. «Я цифра 1, или единица. Я обозначаю число один», - ответила палочка.
Дети, давайте вспомним: Сколько зайчат нашел Гномик? (Одну.) Сколько бельчат он спас от дождя? (Одного.) Сколько морковок подарила зайчиха Гномику (Одну.) Сколько орехов дала белочка Гномику? (Один.) (Воспитатель обозначает на фланелеграфе каждого множество цифрой.) Дети, число «один» записывается цифрой 1.
Гномик. Спасибо, дети, вы помогли мне все правильно сосчитать и запомнить цифру 1. Я такую же цифру 1 прикреплю к своему домику, и у меня будет дом под номером 1.
НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Детям раздают карточки с изображением цифры 1, предлагают обвести ее контур и нарисовать под ней одну морковку или один орех.
ЗАНЯТИЕ 2.
ЦЕЛЬ: Учить различать множества с одним и двумя элементами на основе сопоставления этих множеств,называть общее число предметов в результате счета. Познакомит с цифрой «2», обозначающей число два. Учить ориентироваться в пространстве относительно себя6 справа,слева. Закрепить умение правильно определять и называть геометрические фигуры: круг, овал и цвета: желтый и оранжевый.
Материал: Гномик, домик, большая и маленькая елочка, два ежика, круглый желтый и овальный оранжевый воздушные шарики, цифра «2»(вырезанные из бумаги и т. п.); карточки с изображением цифры «2», желтый и оранжевый карандаши (на каждого ребенка) ; фланелеграф.
ХОД ЗАНЯТИЯ: Воспитатель (сопровождает рассказ показом на фланелеграфе). Недалеко от дома, где жил Гномик, росли елочки. Какие они по величине? (Одна большая, другая маленькая.) С какой стороны от тебя растет большая елка? (Справа.) С какой стороны от тебя растет маленькая елка? (Слева.)
Под правой елкой жил ежонок Пых, а под левой- его брат Пых-Пых. Они очень часто ссорились и даже дрались- словом, не дружили. Гномик долго думал, как их помирить. В одно прекрасное утро он вышел на полянку и стал делать зарядку, приговаривая…
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись,
А потом выпрямлялись.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!
Воспитатель: «Придумал!» - вдруг сказал Гномик. Взял воздушный шарик и пошел в гости к Пыху. Какого цвета шарик решил подарить Гномик Пыху? (Желтого.) Какой формы желтый шар? (Круглой.) Итак, Гномик повернул направо, к елочке, под которой жил Пых, и поздоровался: «Доброе утро, Пых!» «Доброе утро», - проворчал грустный Пых. «Я принес тебе подарок-шарик», - сказал Гномик. «Мне?Шарик? Какой красивый! Круглый и желтый – как солнышко! Спасибо тебе, Гномик! У Пых-Пыха такого нет, - хвастливо прибавил он и побежал на полянку играть с шариком. «Я и Пых-Пыху подарю шарик», - решил Гномик.
Пошел домой Гномик и взял еще один шарик. Сколько еще шариков взял Гномик? (Еще один.) Какого цвета (Оранжевого) Какой формы оранжевый шар? (Овальной.)
Вышел Гномик из дома и повернул налево – к елочке, под которой жил Пых-Пых. «Доброе утро», Пых-Пых!» - сказал Гномик. «Доброе утро»,- проворчал сердитый ежик. Я принес тебе подарок – шарик». «Мне? Шарик?
Какой красивый, как солнечный лучик! У Пыха такого нет»,- воскликнул Пых-Пых и побежал на полянку играть с шариком.
Выскочил Пых-Пых на полянку и похвастался: «А у меня есть шарик!» Какой шарик показал Пых-Пых? (Овальный,оранжевый.) «И у меня есть шарик», - сказал Пых и показал свой шар. Какой шар показал Пых? (Круглый, желтый.) По скольку шариков было у ежат? (По одному,поровну)
Посмотрели друг на друга братья и отвернулись. Тут к ним подошел Гномик и сказал: «Отгадайте загадку: двое глядят, а двое слушают. (Глаза и уши) А теперь послушайте».
Что вы,братцы, приуныли?
Будто свет уж стал немилым,
Разве вы не замечали,
Как похожи меж собой:
Глазок двое, ушек двое,
Две руки и две ноги.
Только вы живете в одиночку, чудаки.
Говорил ведь вам не раз:
Если дружны вы меж собою,
Значит, тоже двое вас.
Гномик взял ежат за лапки и помирил их. Итак, сколько ежат (Два.) А вот и цифра 2. Она обозначает число два.
Полюбуйся, какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею. (С. Маршак)
С тех пор ежата стали жить вместе. Возле домика они повесили два шарика. А на двери дома красовалась цифра 2, чтобы все знали, что здесь живут Сколько ежат? (Двое ежат; два ежонка.)
НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Предложить детям обвести контур цифры 2 на карточках, нарисовать и раскрасить оранжевый и желтый шары.
ЗАНЯТИЕ 3.
ЦЕЛЬ: Закрепить умение сравнивать предметы по величине,длине, ширине, высоте, употребляя слова: большой,поменьше, маленький, широкая, узкая, длинная, короткая, высокий, низкий. Познакомить с числом «три» и цифрой 3, обозначающей это число; учить ориентироваться в пространстве: возле, под,за.
МАТЕРИАЛ:Гномик, две тропинки – длинная и короткая,избушка, стол, три чашки разного размера, три стула разных по высоте, три кровати, разные по ширине, три медведя из сказки, три гриба, три корзинки, елка, три малинки, птичка, похожая на цифру 3 (вырезанные из бумаги и т. п.); карточка с контуром цифры 3,цветные карандаши (на каждого ребенка); фланелеграф.
ХОД ЗАНЯТИЯ: (СОПРОВОЖДАЕТ РАССКАЗ ПОКАЗОМ ФЛАНЕЛЕГРАФЕ). Однажды Гномик решил сходить в гости к своим друзьям. Смотрит: две тропинки расходятся. Какие они по длине? (Одна длинная,другая короткая.)
«Если я пойду по короткой тропинке,-подумал Гномик, - то попаду к ежатам. Я уже их помирил. Пойду-ка я лучше по длинной дорожке и посмотрю: кто же там живет?» Шел он, шел и пришел к избушке. Дверь ее была открыта, внутри же никого не было. Зашел Гномик, видит: стоит стол, а на нем чашки. Какого они размера? (Большая,поменьше, самая маленькая.) Сколько чашек на столе? Давайте посчитаем. (Три чашки.) Рядом со столом стоят стулья. Какие они по высоте? (Высокий,пониже, самый низкий) Сколько их? Давайте посчитаем. (Три стула.) Зашел Гномик в другую комнату-там три кровати. Сколько кроватей в спальне? (Три кровати.) Какие они по ширине? (Широкая, поуже,самая узкая.)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три тула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки: кто герои этой сказки? (Ответ.) Правильно, в этой избушке жили три медведя. Подскажите Гномику, какие медведи жили в избушке. (Большой – Михайло Иванович, поменьше – Настасья Петровна, маленький – Мишутка.)
Решил Гномик дождаться хозяев, увидел на полянке перед домом грибы и начал их собирать в корзинку.
Физкультминутка: Гномик шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок, два – грибок, три грибок!
Положил их в кузовок.
Воспитатель: Тут вернулись из леса медведи. Они принесли с собой корзины с вкусной и сладкой малиной. Которым по порядке шел Михайло Иванович? (Первым.) Которой по порядку шла Настасья Петровна? (Второй.) Сколько корзинок с ягодами принесли медведи (Две корзинки.) А где же Мишутка? Потерялся. Пошел Гномик искать маленького Мишутку. (Предлагает детям сказать где искал Гномик Мишутку, и показывает на фланелеграфе6 под елкой, возле елки, за елкой.) Мишутка сидел возле елки и ел малину. Когда Гномик нашел его, то в корзине осталось… Сколько ягод? (Три ягодки.)
Вдруг из корзины кто-то выпорхнул. «Ой, это же птичка», - обрадовался Гномик. И тут он услышал веселый щебет птички: «Погляди на цифру 3. Я давно дружу с тремя медведями, потому что у них всегда всего по три. Я и порхаю за ними, как ласточка».
Дети, какая цифра обозначает число три? На что она похожа (Ответы.)
НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Предложить детям обвести контур цифры 3,нарисовать столько ягод, сколько осталось в корзинке у маленького Мишутки.
ЗАНЯТИЕ 4.
ЦЕЛЬ: Упражнять в порядковом счете. Закрепить умение находить равные по количеству элементов группы предметов, употребляя выражения: одинаковое количество, столько же, поровну. Учить считать в пределах четырех. Познакомить с цифрой 4. Закрепить знание оранжевого, голубого, розового, белого цветов.
МАТЕРИАЛ: Гномик, табличка с цифрами, цветы- подснежник, васелек, мак, роза, цифра 4, 4 бабочки (вырезанные из бумаги и т. п.); карточки с контурами цифры 4 и бабочки, цветные карандаши (на каждого ребенка.);фланелеграф.
ХОД ЗАНЯТИЯ: Воспитатель (сопровождает рассказ показом на фланелеграфе.) Решил Гномик украсить свою полянку и посадил на ней цветы. Он ухаживал за ними: поливал, рыхлил землю. Гномик подумал: надо запомнить, в каком порядке они будут расцветать. А для этого он составил табличку с цифрами. Проснулся однажды, выглянул в окно и увидел, что расцвел первый цветок. Какого цвета первый цветок? (Белого.) Правильно, это подснежник. (Ставит под цветком цифру 1.) За подснежником стали распускаться другие цветы. Какого цвета этот цветок? (Голубого.) Правильно, он называется «василек». Которым по порядку он расцвет? (Вторым.) Оранжевый цветок-мак, он расцвел третьим, а потом, четвертой по порядку, распустилась розовая роза. Сколько же всего у Гномика на полянке цветов? (Четыре.) Гномик радовался своим цветам и продолжал ухаживать за ними: не забывал их поливать.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :
Теперь насос включаем,
Воду из реки качаем:
Влево (раз, вправо (раз).
Потекла ручьем вода.
Раз, два, три, четыре –
Потянулись, наклонились.
Хорошо мы потрудились!
Воспитатель: Но вот однажды Гномик увидел необыкновенный цветок. Он подошел поближе и сосчитал лепестки на нем. (Все хором считают: один, два, три, четыре.)
Зашевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Гном сорвать его хотел –
Тот вспорхнул и улетел.
Правильно, это была бабочка. Когда распускаются цветы, к ним прилетают бабочки, пчелы. Они пьют вкусный цветочный сок – нектар, собирают желтую сладкую пыльцу. (Предлагает детям посадить бабочек на цветы и назвать, на который по порядку цветок села каждая бабочка.) Сколько цветов на полянке? (Четыре.) Сколько бабочек прилетело? (Три.) Чего больше- цветов или бабочек? (Цветов.) Что нужно сделать, чтобы их стало поровну? (Дети предлагают добавить еще одну бабочку или убрать один цветок. Воспитатель выбирает первый способ уравнивания множеств и обращает внимание детей на принцип образования чисел натурального ряда: каждое новое число получается добавлением единицы.) Что теперь можно сказать о количестве бабочек и цветов; их поровну, по четыре.)
Видит Гномик: между цветами кто-то шагает. Напевает:
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря. (С. Маршак)
«Я – цифра 4. Мне очень понравилась эта полянка, - сказала цифра 4, - ведь тут всего по четыре. Можно я на ней останусь?». И осталась цифра 4 на полянке. Она похожа на стул, на котором можно прекрасно отдохнуть.
НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Предложить детям обвести контур цифры 4, раскрасить бабочку соответствующими цветами: 1 – красный, 2- желтый, 3- синий, 4- зеленый цвет.