Анна Смирнова
Театрально-игровая программа «Коляда пришла, открывай ворота!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Малышок»
Муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район
Костромской области
Театрально-игровая программа «Коляда пришла, открывай ворота!»
(В рамках областной благотворительной акции «Открытое сердце»).
Разработала, подготовила
и провела
воспитатель
I квалификационной
категории
подготовительной
группы компенсирующей
направленности
Публикация «Театрально-игровая программа „Коляда пришла, открывай ворота!“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Колядки, святки. Сценарии праздничных развлечений. Коляда
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2016
для детей
с нарушениями речи
«Колосок»
Смирнова Анна
Владимировна.
Нерехта, январь 2016 года.
Цель: показать детям один из старинных праздничных обычаев, существовавших некогда на Руси, колядование.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с историей, культурой и духовными традициями родного края.
2. Воспитывать патриотические чувства – любовь к малой родине.
3. Развивать связную речь, память, артистические способности, коммуникабельность.
4. Развивать двигательную активность детей посредством народной игры.
5. Развивать эмоциональную сферу детей.
6. Побуждать детей к участию в общественных мероприятиях детского сада.
7. Вовлекать родителей в процесс подготовки к мероприятию (изготовление атрибутов и костюмов).
8. Побуждать детей проявлять внимание к детям младшего возраста.
Материалы и оборудование: атрибуты колядования (костюмы ряженых, рождественская звезда на шесте, маски-шапочки для игры, русский костюм для взрослого, сладкие угощения, методический материал и фотоотчёт (приложения).
Предварительная работа: беседы в каждой группе о празднике Рождества Христова и колядовании, связанным с ним (см. приложение 1, заучивание колядок участниками колядования, разучивание с детьми игр (см. приложение 2).
1.
Ход программы:
Переходя из группы в группу, участники поют рождественскую песню «Небо и земля» (см. приложение 3).
Колядующие приходят в чужую группу и обращаются к хозяевам:
Воспитатель:
С праздником великим,
Ласковы хозяева!
Все:
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий родился!
Воспитатель:
Мы к вам, хозяева,
С добрыми вестями.
Все:
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий родился!
Воспитатель:
С добрыми вестями
Из святого града.
Все:
Радуйся, радуйся, земля,
Сын Божий родился!
Алина:
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
Ваня:
Рождество Христово,
Ангел прилетел.
Он летел по небу,
Людям песню пел:
Влада:
«Вы, люди, ликуйте,
Все днесь торжествуйте,
Днесь Христово Рождество!»
2.
Максим:
Пастыри в пещеру
Первые пришли,
И Младенца Бога
С Матерью нашли.
Настя:
Стояли, молились
Христу поклонились,
Днесь Христово Рождество!
Дима:
Все мы согрешили,
Спас, перед Тобой.
Все мы люди грешны,
Ты один святой.
Ксюша:
Прости пригрешенья,
Дай нам оставленье,
Днесь Христово Рождество!
Воспитатель:
Пречистая Дева Мария
Иисуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала -
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.
С праздником поздравляю,
И вам счастья же желаю!
Коляда, Коляда!
Открывай ворота!
Встречай гостей
Да кучу затей!
Будем славить Бога
Да поиграем немного!
Ну-ка, в круг вставайте,
Игру начинайте!
Сначала колядующие показывают игры, потом приглашают хозяев группы.
3.
После игр колядующие просят угощения :
Юля:
Пышка, лепешка
В печи сидела,
На нас глядела,
В рот захотела!
Ну-ка, хозяйка,
Подай лепешку
В плетёно лукошко!
Даша:
Коляда, Коляда!
Ты подай пирога,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Рома:
Девица-красавица,
Подай пирожка.
Дай гороховичка!
Ты не дашь пирожка,
Мы те выпустим кота
Да из заднего хлева.
Хозяева угощают колядующих. Участники колядования благодарят хозяев :
Воспитатель:
Ой, хозяева, спасибо вам!
А мы пойдём по другим домам.
Вам – добра здоровьица,
Дом богатством пусть полнится!
Ворота за нами закрывайте
Да Бога Христа не забывайте!
А пока с праздником,
Прощевайте!
Участники переходят в другую группу. В конце мероприятия устраивается праздничное чаепитие.
4.
Приложение 1.
Что такое Рождество?
Согласно легенде младенец Христос – спаситель всех грешников на земле – родился в пещере, в которой заночевали его родители Мария и Иосиф. В пещере скрывались от непогоды животные, которые согревали младенца своим тёплым дыханием. Ясли, в которые животным насыпали корм, стали первой колыбелью младенца.
После рождения Иисуса первыми из людей Ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. На небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (так называли мудрецов). Они преподнесли Христу царские дары – золото, ладан и смирну.
Как праздновали Рождество на Руси?
В этот светлый праздник христиане старались забывать все обиды, прощая друг друга, собирали праздничный семейный ужин, приглашали гостей, заботились о бедных и нуждающихся, и, конечно, славили Бога!
Как только наступал первый день Рождества, на Руси начинались Святки – праздники, которые длятся до крещенского сочельника. В старину на Святки принято было колядовать. На улицах появлялись ряженые, которые надевали маски, шкуры животных, вывернутые наизнанку тулупы и т. д. Ребятишки и взрослые устраивали веселые игры, ходили по домам, будили спящих, поздравляли с Рождеством, шутили, пели песни, величали хозяина, хозяйку и их детей и получали за это сладкие угощения. Заканчивались колядки катанием с горок, общим пиром.
5.
Приложение 2.
Игра «Как у дяди Трифона».
Дети водят хоровод и поют:
«Как у дяди Трифона
Было семеро детей,
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели.
Друг на друга всё глядели,
Разом делая вот так».
Выбранный заранее ведущий все это время важно выхаживает в центре круга, скрестив за спиной руки. По окончании пения, он показывает танцевальные движения, которые за ним повторяют все остальные. Выбирается другой ведущий.
Игра «Селезень».
Выбирается 2 ведущих (мальчик-селезень и девочка-утка). Утка танцует в центре круга, селезень – вне круга. Дети водят хоровод и поют:
«Селезень утку догонял,
Молодой серу догонял.
«Поди, утица, домой,
Поди, милая, домой,
У тя семеро детей,
Восьмой – селезень».
Хоровод останавливается, селезень начинает догонять утку, которая убегает от него. Задача остальных – не давать селезню поймать утку. Если же селезень догнал утку, оба, изображая руками за спиной хвостики, имитируют целование. Выбираются другие ведущие.
6.
Приложение 3.
Песня «Небо и земля».
Небо и земля, небо и земля
Ныне торжествуют.
Ангелы людям,
Ангелы людям
Весело ликуют.
Христос родился,
Бог воплотился,
Ангелы поют,
Славу воздают,
Пастухи играют,
Пастыря встречают,
Чудо, чудо возвещают!
Во Вифлееме, во Вифлееме
Радость наступила!
Чистая Дева, Чистая Дева
Сына породила.
Христос родился,
Бог воплотился,
Ангелы поют,
Славу воздают,
Пастухи играют,
Пастыря встречают,
Чудо, чудо возвещают!
7.
Использованные источники:
1. «История Нового года» составитель Стадольникова Т. А. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2013 год.
2. «Рождественская звезда» составитель Стадольникова Т. А. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2013 год.
3. Интернет-ресурсы.
4. Собственные наработки.
8.