Любовь Шуянова
Значение экологического воспитания для формирования у дошкольников бережного отношения к природе
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире проблема экологии стоит, как никогда, особенно «остро». Повальная вырубка лесов, загрязнение водоемов, атмосферы и почвы отходами заводского производства — это результат деятельности человека, которая наносит вред окружающему миру: флоре и фауне. Результатом экологического воспитания является экологическая культура личности— это элементарные знания дошкольников о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности, в играх, труде, быту. Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей: экологические уголки, уголки экспериментирования, лепбуки, познавательная литература, дидактические игры и т. д.
Публикация «Значение экологического воспитания для формирования у дошкольников бережного отношения к природе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В нашей группе не прекращается разнообразная работа по экологическому воспитанию детей.
В группе имеется уголок природы, где находятся комнатные растения. В уголке природы дети знакомятся с условиями, необходимыми для роста и развития растений, наблюдают и ухаживают за ними. Самостоятельно отмечают погоду в календаре природы.
Для экологического воспитания детей широко используются прогулки,
вовремя которых дети знакомятся с изменениями природы по сезонам.
На прогулках организуются игры с природным материалом (песок, вода, листья, плоды).
Играя, ребёнок познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.
Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки, небольшая емкость с водой.
Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, воды, снега, льда. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных, растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром, определять силу и направление ветра, его контрастность.
Летом мы с детьми с удовольствием ухаживаем за цветами на клумбах, что приносит детям удовольствие и позитивное настроение. Они радуются, когда появлялись первые цветы, любуются их красотой.
Для систематизации полученных знаний используется чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. После чтения с детьми проводились беседы. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог?» Очень важно донести до детей смысл произведения.
На прогулках мы наблюдаем за разными насекомыми и птицами, их поведением в природе. Ребята активно делятся своими впечатлениями, которые потом отражают в художественной деятельности.
Дети любят слушать сказки о природе, рассматривать иллюстрации. Познавать природу ребятам помогают лепбуки.
Принято считать, что экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания. Исходя из этого, можно считать, что экологическое воспитание — это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели должны не только учитывать это сами, но и значительное внимание уделять работе с родителями. С этой целью вывешиваются консультации, памятки, проводятся индивидуальные беседы с родителями.
Таким образом, можно сделать вывод, что старший дошкольный возраст — это период, характеризующийся становлением экологической культуры ребёнка, совершенствующейся под воздействием воспитания.