Наталья Торопова
Значение ручного труда для развития дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Значение ручного труда в развитии ребенка дошкольника
В. А. Сухомлинский подчеркивал: «Ручной труд способствует разностороннему развитию личности ребенка. ОН отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому, так важно включать в педагогический процесс детского сада ручной труд».
Публикация «Значение ручного труда для развития дошкольника» размещена в разделах
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ручной труд — это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Ручной труд по изготовлению различных поделок – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии творческого воображения, конструктивного мышления, при этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обоих рук. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система определённых навыков и умений; вырабатываются навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывается самостоятельность, ответственность, привычка к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности; развивается творческое воображение и художественный вкус.
Одним из показателей хорошего физического и психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы, прежде всего мозга. Здесь отмечается огромное значение ручного труда в развитии мелкой моторики.
Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза (индивидуальное развитие организма)развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий. Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т. п.
Основная задача по ручному труду :
Развивать движения руки. Научить детей с удовольствием мастерить. Работать с различными материалами. Фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки, так, чтобы был виден процесс и результат труда. Обогащать словарь детей новыми понятиями, уточнять значения слов.
Условия успешной организации ручного труда :
- насыщенная ИЗО материалами и разнообразными материалами для художественного творчества предметно – развивающая среда;
- свободный доступ к материалам и возможность
экспериментирования с ними;
- использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, организации выставок, участие в конкурсах, создание музея детских поделок;
- непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми.
Методика организации работы:
1. От простого к сложному
2. Принцип систематичности
3. Принцип тематических циклов
4. Принцип индивидуального подхода
5. Принцип последовательности
Содержание ручного труда :
Работа с тканью, нитками; работа с природным материалом; работа с различными видами бумаги, картоном; работа с бросовым и искусственным материалом.
Рисование и раскрашивание картинок — хорошее упражнения для развития мелкой моторики.
Обведение вкладышей. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий.
Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов. Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают воображение и фантазию ребенка.
Разнообразное нанизывание отлично развивает руку. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, суки и т. п.
Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги — задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.
Изготовление поделок и аппликаций из бумаги — по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.
Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок — хорошая тренировка для пальчиков.
Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребенку необходимы также: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы.
Переборка круп — насыпать в небольшое блюдце, например, горохи фасоль, попросить ребенка перебрать. Это занятие способствует развитию осязания, мелких движений пальцев рук.
Сухой бассейн — используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Сделать его очень просто. Возьмите небольшую глубокую миску диаметром 25см, высотой 12 — 15см и заполните его на 8см предварительно промытым и просушенным горохом или фасолью. Попросите малыша искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения — координированными
Таким образом, любая ручная деятельность ребенка благоприятна для его развития. А работа с бумагой, ножницами, пластилином, природным материалом, тканью – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Ведь она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, способствует проявлению речевой и умственной активности, выступает как специфическое образное средство познания действительности – этим и определяется её связь с обучением дошкольников. В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как здесь речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной предложенной работы. Занимаясь с детьми ручным трудом, у педагога есть возможность обогащать словарь детей новыми понятиями, уточнять значения слов, их грамматические формы (например, согласование прилагательного с вопросительным существительным, различение и правильное употребление существительных в единственном и множественном числе, в уменьшительно-ласкательной форме и т. п.)
Кроме этого, можно активно развивать и связную речь ребят. Большинство дошкольников даже в старшем возрасте предпочитают отвечать на вопрос односложно. Следующая форма ответа, которой им предстоит овладевать – предложение. На занятиях по ручному труду они прослушивают образцы простых и распространенных предложений, ведь взрослый объясняет показ действия, логический ход работы. Также на занятиях по ручному труду создаются условия для развития самостоятельной детской речи — дети говорят о том, что им предстоит делать (планирующая функция речи, оценивают свои работы и работы других детей.
Рекомендации по ручному труду :
Приучать ребенка к самостоятельности –сам придумал, сам вырезал, сам сделал, сам украсил и т. д….
Научить ребенка бережному обращению с поделками
Не бросать начатое дело, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца
А после окончания работы – навести порядок
Что развивает у детей ручной труд :
- Развивает речь
- Повышает сенсорную чувствительность
- Развивает воображение, пространственное и логическое мышление
- Ручную умелость, мелкую моторику, глазомер
- Согласовывает в работе глаза и руки (сенсомоторика) (сенсомоторика)
- Формирует умение планировать работу
- Развивает волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца)
- Способствует развитию художественных способностей и эстетического вкуса