Елена Голеусова
Значение речи в психическом развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы
РЕЧЬ:
Речь – особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. Речью называют правильное использование лексики и грамматических знаков языка для общения, познания, саморегуляции.
Речь выполняет две основные функции – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания.
Значение речи в психическом развитии детей. Очень рано ознакомление с окружающим миром у малышей начинает осуществляться посредством слова.
Публикация «Значение речи в психическом развитии детей» размещена в разделах
Становясь самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки семейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющая деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудие мышления.
К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой. РАБОТА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. И происходит это не только из-за увеличения нарушений пренатального и перинатального развития детей, их общей соматической ослабленности, но и за счет растущей педагогической некомпетентности родителей. Цепочка неблагоприятных факторов приводит к тому, что уже в средней группе детского сада мы обнаруживаем до 60% воспитанников, имеющих нарушения речевого развития.
Несмотря на достаточно широкую распространенность ДОУ с логопедическими группами, далеко не все нуждающиеся попадают в сферу логопедического воздействия (чаще всего это отказ родителей от посещения логогрупп, реже – отсутствие мест). Значительное число таких детей из-за невозможности получения необходимой и адекватной помощи приводит, как правило, к тому, что в период начального школьного обучения они испытывают специфические (и часто весьма серьезные) трудности как в овладении основами грамоты, так и в усвоении образовательной программы начальной школы в целом, нередко именно вследствие нарушений речевого развития попадая в разряд неуспевающих учеников.
В детском саду общеразвивающего вида с целью создания условий специального сопровождения ребенка функционирует логопедический пункт (далее - Логопункт).
Основными задачами Логопункта являются:
• Своевременное выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста (воспитанников образовательного учреждения);
• Направление детей с речевыми нарушениями для уточнения заключения на ПМПК;
• Осуществление необходимой коррекции речевых нарушений у воспитанников Учреждения;
• Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям, педагогам образовательного учреждения по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений.
• На основании результатов логопедического обследования (диагностики) воспитанников образовательного учреждения учитель-логопед составляет списки детей, нуждающихся в специализированной логопедической помощи, которые утверждаются приказом Учреждения.
• Основанием для зачисления ребенка в Логопункт является выписка из заключения психолого-медико-педагогической комиссии и заявление родителя (законного представителя).
• Количество детей, занимающихся одновременно в Логопункте, составляет 20 - 25 детей в течение года на 1 ставку учителя-логопеда.
• Правом внеочередного зачисления воспитанников в Логопункт пользуются дети в возрасте 5-7 лет, имеющие речевые нарушения, в целях обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования.
• Очередность для зачисления детей в Логопункт формируется с учетом возраста ребенка и степени тяжести речевых нарушений.
• Воспитанники образовательного учреждения, имеющие сложные речевые расстройства (заикание, общее недоразвитие речи различных уровней, задержка психического развития) должны быть направлены, по согласованию с родителями, в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребенка со сложными речевыми патологиями учитель-логопед не несет ответственности за устранение данного нарушения.
По приказу заведующего Учреждением из списков детей, зачисленных на Логопункт, отчисляются дети:
• По заявлению родителей (законных представителей);
• Выбывающие из образовательного учреждения;
• У которых устранены речевые нарушения, явившиеся основанием для зачисления в Логопункт.
• Систематическое игнорирование родителями требований логопеда, немотивированные пропуски занятий.
• Занятия с детьми в Логопункте проводятся по графику, согласованному с заведующим Учреждения.
• Сроки коррекционной работы зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, его индивидуально-личностных особенностей, условиями воспитания в семье и могут варьироваться от 2-3 месяцев до 1-1,5 лет.
• Образовательный процесс направлен на профилактику и устранение нарушений речевого развития у воспитанников Учреждения, их подготовку к обучению в школе.
Не подлежат зачислению в логопедический пункт дети с диагнозом «общее недоразвитие речи», «заикание», «задержка психического развития». Родителям этих детей оказывается консультативная помощь по оформлению документов для ПМПК.
В отличие от специализированного ДОУ, задача коррекции речи в Логопункте является дополнительной. Это обуславливает некоторую специфику работы. В расписании детей нет времени специально отведенного для занятий с логопедом, поэтому приходится тщательно составлять расписание и заниматься с детьми таким образом, чтобы не помешать усвоению дошкольной программы.
Невзирая на то, что большую часть дня современный ребенок находится в детском саду, первостепенное влияние на процесс его развития все-таки оказывает семья. И эффективность коррекционного процесса также во многом зависит от позиции, которую занимают родители. Мы считаем, что родители должны знать о ребенке не только положительную информацию, но и отрицательную. Родители должны знать проблемы ребенка и помогать их разрешить. К сожалению, чаще встречаются два крайних варианта отношения к этому вопросу:
1. пренебрежение к качеству речи ребенка, зачастую граничащее с игнорированием рекомендуемых в детском саду занятий;
2. завышенные требования к качеству речи ребенка.
Для решения этой проблемы нами предпринимаются следующие меры:
• ведение индивидуальных тетрадей;
• индивидуальные консультации.
Уважаемые родители, Ваше участие в жизни малыша не только дома, но и в дошкольном учреждении поможет Вам:
• преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
• относиться к ребенку как к равному;
• знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
• проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей.