Елена Дмитриева
Значение подвижной игры в системе физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Значение подвижной игры в системе физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками
Автор воспитатель Дмитриева Е. Н.
Для укрепления и сохранения здоровья дошкольников необходимым условием является физическое развитие. Основная задача физического развития - улучшение состояния здоровья, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т. д.) и двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость). При этом должны решаются задачи оздоровления, образования и воспитания. Подвижные игры относятся к тем видам игровой деятельности детей, в которых ярко выражено роль движения. Подвижная игра – незаменимое средство физического воспитания ребенка, обогащение его знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ловкости, глазомера, быстроты реакции, подвижности, пластичности, формирования личностных морально-волевых качеств.
Публикация «Значение подвижной игры в системе физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Подвижные игры для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности, совершенствование функций организма, черт характера играющих. Перед играющим всегда ставится цель, выполнение какой–либо конечной задачи игры, т. е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации. Понятие ИГРА включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых в конечном счете способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному. Подвижная игра необходима в активизации двигательной деятельности. Физические упражнения оказывают на человека многостороннее воздействие: они улучшают его общее и сиюминутное физическое состояние; способствуют решению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. В играх у детей развивается интеллект, фантазия, воображение, память, речь. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость. В процессе игры происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка.
Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе в течение всего года: дети становятся более закаленными, усиливается приток кислорода в их организм. Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность влияния физических упражнений на организм ребенка. Во время занятий на воздухе при солнечном излучении у детей: возникают положительные эмоции;
больше поглощается кислорода; увеличивается обмен веществ.
повышаются функциональные возможности всех органов и систем.
В игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, метании, бросании, ловле. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
Подвижные игры оказывают благоприятные влияния на рост, развитие и укрепление костно- связочного аппарата, мышечной системы, формирование правильной осанки, повышают функциональную деятельность организма, активизируют обмен веществ, а мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции. Так же в подвижных играх активизируются деятельность различных анализаторов, что создает благоприятные возможности для увеличения подвижности нервных процессов и образования временных и пространственных связей. В играх есть четкие и строгие правила, что способствует упорядочению взаимодействия участников и устраняет излишнее возбуждение.
Приобретенные в играх двигательные навыки облегчают в дальнейшем более углубленное изучение техники сложно координированных движений и выполнение их в нестандартных условиях, где необходимо ловко и быстро решать разнообразные двигательные задачи, проявляя настойчивость и прикладывая необходимые усилия.
Игровая двигательная деятельность доступна и интересна детям. Такие действия как подражание животным, птицам и сказочным персонажам приносят детям радость и привлекает их содержание игры, сюжетом и правилами. Дети выражают в движении и свое настроение что благотворно сказывается на положительные эмоции, и на психику ребенка. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях, в ускоренном темпе выполнения заданий. Различные ситуации, возникающие в игре, создают необходимость в изменении характера движения и действий, степени мышечного напряжения, быстром изменении направления движения. Почти в каждой подвижной игре существуют сигналы к изменению игровых действий и движений детей, также требующие быстрой реакции. Например, сигнал «Беги ко мне!» в игре «Кто быстрее прибежит», «Постройся», «Домой» - в игре «Бездомный заяц», вызывает быструю реакцию детей, выражающуюся в изменении действий, направления, характера движения: легкий бег, врассыпную изменяется на целеустремленный в прямом направлении для скорейшего построения в колонны друг за другом на заранее обусловленных местах. Такая активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.
В таких играх как «Пройди по мостику», «Перепрыгни ручеек», «По кочкам» служат для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы. А ходьба по ребристым дорожкам, по коврикам здоровья, по наклонной плоскости, по песку и др. в игровой форме также способствует повышению общий тонус организма, укреплению мышцы ног, тренируется координация движений, формируется осанка.
В подвижных играх «Ловишки», «Догонялки», «Салки» детям необходимо проявить ловкость, бежать как можно быстрее. Дети выполняют одни и те же движения с интересом много раз, не замечая усталости, что приводит к развитию выносливости у детей, а значит и сопротивление детского организма повышается.
Большое значение для развития выносливости, силовых качеств, повышения эмоционального состояния являются народные игры. Игры способствуют не только физическому развитию, но и духовному совершенствованию играющих. В большинство русских народных игр играют на свежем воздухе, что повышает защитные силы организма и выносливость.
Так старинная русская народная игра «Бабки», совершенствует навыки метания, развивает скоростно-силовые качества и глазомер, игра увлекательная, эмоциональная, воспитывающая выдержку и внимание. «Городки» старинная русская игра комплексного воздействия на развитие основных физических качеств человека и совершенствующая многие двигательные навыки, необходимые в трудовой деятельности.
Народная игра «Чехарда». Это групповая игра, совершенствует навыки и умения преодоления препятствий полевого и городского типа, развивает скоростно-силовые качества и ловкость, воспитывает смелость, эмоциональную устойчивость и волю.
Народная игра «Веревочка», также развеивает ловкость, быстроту реакции, скоростно-силовые качества, тренирует вестибулярный аппарат.
В таких играх, как «Ходим в шляпах», «Пройди в короне», «Не урони мешочек» способствуют формированию осанки ребенка.
Все игры разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений.
Подвижные игры, проводятся ежедневно в разные режимные периоды, обязательно – на занятиях по физической культуре. Важно, чтобы на прогулке дети играли в разные игры : подвижные, сюжетно ролевые, строительные, а также участвовали выполнении спортивных упражнений.
Подвижные игры классифицируются по степени воздействия на организм: малой, средней и высокой степенью.
Такие игры как : "Найди игрушку", "Зайка беленький сидит", "Найди и промолчи", пройди тихо", "Узнай по голосу", "Угадай, кто ушел (спрятался)", "Найди свою пару", "Летает - не летает", "Слушай команду", "Пройди – не задень" и т. п. являются играми малой степени воздействия (малоподвижные, и я их использую для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности, для развития внимания, четкости и слаженности движений, развивают быстроту реакции и координацию движений.
Игры : "Совушка", "День и ночь", "Наседка и цыплята", "Мышеловка", "Море волнуется", "Зайцы и волк", "Кот и мыши", "Мы веселые ребята", "Карусель", "Два мороза", "Хитрая лиса" и др. являются играми средней степени воздействия (средней подвижности). Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению. Тонизирующий эффект достигается за счет небольшого утомления, между конами организм отдыхает, затем привыкает к небольшим нагрузкам. Игры средней интенсивности оказывают оздоравливающе воздействие на все функции организма, параллельно развивается внимание, ловкость, равновесие, быстрота реакции, ориентировка в пространстве.
К играм высокой степени воздействия относятся игры с интенсивным и продолжительным бегом, прыжками, быстрой и частой сменой игровой ситуации на площадке, с большим количеством правил, спортивные игры, игры- эстафеты, игры с мячом. Подвижные игры тренирующего воздействия характеризуются тем, что многократные усилия (ускорения в беге, прыжках через скакалку, ведение мяча и т. п.) сменяются снижением интенсивности игры или отдыха, а затем снова повторяются. На такую нагрузку организм отвечает повышенной реактивностью со стороны всех систем и функций. Эти игры связанны с азартом, принятием самостоятельных решений, выдумкой, фантазией, смекалкой, полном самостоятельных решений и рациональной технике, и тактике игры. Примерами таких игр могут быть: "Догони свою пару", "Космонавты", "Ловишки", "Салки", "Пятнашки". "Чьё звено скорее соберется", "Ловля обезьян", "Не оставайся на полу", "Третий лишний", "Футбол", "Волейбол", "Бадминтон" и другие спортивные игры, игры эстафеты с различными двигательными заданиями.
В осенне-зимний период, когда возрастает заболеваемость детей и ухудшаются погодные условия, содержание двигательной активности детей на прогулке необходимо планировать в зависимости от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста детей.
Таким образом все подвижные игры являются гарантом укрепления и оздоровления детей.
Список литературы:
1. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М. : Мозайка-Синтез, 2005 – 112 с.
2. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. – М., 1981.
3. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. – М., 1988.
4. Вавилова Е. Н. Учите детей бегать, лазать, метать. – М., 1985.
5. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1986.
6. Маханева М. Д. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду в начальной школе. – М., АРКТИ, 2004 – 264 с.
7. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет. – М., 2014
8. Пономарев С. А. Растите малышей здоровыми. – СПб., 1997.
9. Потапчук А. А., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. – СПб. : Речь, 2001 – 166 с.
1о. Психология детей дошкольного возраста. Под ред. Запорожца А. В., Эльконина Д. Б. – М., 1964.
11. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. – М. : Мозайка-Синтез, 2002 – 256 с.
12. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. – М. : Издат. дом «Воспитание дошкольника», 2005 – 96 с.
13. Фролов В. Г., Юрко Г. П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. – М., 1983.
14. Хухулаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1971.
15. Щебенко В. Н., Ермак Н. Н. Физическое воспитание дошкольников. – М., 2000.