Зоя Гаврилова
Значение и виды трудового воспитания в дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Под трудовым воспитанием понимается воздействие на поведение и сознание до-школьников с целью формирования у них нравственных установок и их подготовки к жизни в обществе. Реальной целью воспитания является разностороннее развитие и эмо-циональное благополучие дошкольников. В самом процессе существуют определенные закономерности, их можно представить в системе следующих принципов:
• дифференцированный подход (учет особенностей личности дошкольника);
Публикация «Значение и виды трудового воспитания в дошкольных учреждениях» размещена в разделах
• неразрывная связь воспитания с трудовой деятельностью, творчеством;
• позитивный настрой, жизненные примеры;
• необходимость сочетания общественного и личностного элементов в воспитании.
Невозможно достичь целей воспитания без желания самих дошкольников участво-вать в этом процессе. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо поддер-живать стремление каждого ребенка к активности, учитывая особенности психического и умственного развития возрастных групп. Дети должны иметь возможность проявлять свою активность в творчестве, труде, обучении. Различают экологическое, физическое, трудовое, нравственное, эстетическое воспитание.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Отно-ситься к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности.
В дошкольных учреждениях используются четыре вида трудового воспитания : на открытом воздухе, ручной и творческий труд, самообслуживание, бытовой труд.
Труд на открытом воздухе предусматривает уход за растениями, уборку участка и поддержание чистоты на нем, озеленение. Этот вид трудового воспитатния способствует формированию таких качеств, как отзывчивость, способность сопереживать. Кроме того, он развивает познавательные интересы детей. К ним можно отнести наблюдение за рос-том посаженных растений, за объектами живой и неживой природы.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.
Ручной труд - составная, органическая часть трудового воспитания в дошкольных учреждениях. Он позволяет развивать у детей начала конструкторских умений и способ-ностей, способствует духовному развитию.
В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособления-ми, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные пред-ставления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превра-щениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать. Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами.
Творческий и ручной труд направлен на создание материальных и художествен-ных ценностей. Изготовление полезных в быту вещей из бумаги, картона, природных ма-териалов, а также игрушек способствует развитию мелкой моторики рук, прививает на-стойчивость, усидчивость, умение сосредоточиться на поставленной задаче. Кроме того, развиваются фантазия ребенка, его творческие способности.
Самообслуживание — ребенок учится выполнять необходимые в повседневной жизни действия, без помощи взрослых. Это умение самостоятельно одеваться, класть на место свои вещи в определенном порядке, выполнять гигиенические процедуры (умыва-ние, мытье рук, расчесывание волос, чистка зубов, пользоваться столовыми приборами. Необходимо разъяснить ребенку важность опрятности, аккуратного внешнего вида, уме-ния в его достижении обходиться собственными силами.
Хозяйственно-бытовой труд занимает большое место в трудовом воспитании до-школьников, связан с самообслуживанием, соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате и на участке. Этот труд, как никакой другой, дает возмож-ность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У до-школьников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сфор-мировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе вклю-чаться в дежурство, навести порядок, помочь товарищу.
Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический ха-рактер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспита-тельные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оце-нивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.