Мария Михайловна Исакова
Значение и роль развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 119»
Значение и роль развития мелкой моторики
у детей дошкольного возраста
Выполнила: воспитатель
МБДОУ «Детский сад №119»
Исакова Мария Михайловна
Г. Нижний Новгород
2023г.
Публикация «Значение и роль развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В последнее время для многих родителей становится актуальной проблема «слабых пальцев» у малышей. Задержка моторного развития перестала быть редкостью. Современные дети с трудом овладевают навыками расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д., вследствие чего в дошкольных учреждениях усугубляются адаптационные проблемы.
Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития : чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Насколько же важно развитие мелкой моторики?
Мелкая моторика имеет тесную связь с нервной системой, с памятью ребенка, его вниманием и зрением, восприятием. Развивая мелкую моторику, мы развиваем не только его пальцы.
Стимуляция мелкой моторики активизирует речевой и моторный центры, которые расположены весьма близко. Формируя навыки мелкой моторики, мы влияем на почерк ребенка, его речь, скорость реакции.
По уровню развития мелкой моторики с уверенностью можно говорить о психическом развитии ребенка, о его готовности к обучению в школе.
Развитие мелкой моторики способствует интенсивному развитию ребенка в творческом плане.
Многими учеными, педагогами, психологами доказано, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
В раннем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики имеет свои особенности.
Ранний дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью
физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.
Данный возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 1,5–3 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками.
Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение раннего дошкольного возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.
Резко возрастает любознательность малышей, происходят существенные изменения в развитии речи : значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.
Наглядно-образное мышление становится преобладающей формой. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).
В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелко моторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развития мелкой моторики является особо важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться с самого раннего возраста. Уже с младенческого возраста можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Степень развития мелкой моторики у ребенка с раннего дошкольного возраста определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.
Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития.
Мелкая моторика, сенсорика, координация движений – ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста. Нормальное развитие речи ребенка самым тесным образом связано с
развитием движений пальцев рук. Учеными доказано, что с анатомической точки зрения, около одной трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Именно поэтому, для того чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук. Начинать активную тренировку пальцев ребенка педагоги и психологи рекомендуют уже с десятимесячного возраста.
Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Какова же роль мелкой моторики в развитии ребенка раннего дошкольного возраста?
Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития детей раннего дошкольного возраста, единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы выполнять элементарные действия самообслуживания, действия бытового характера и другие не менее важные.
Еще в середине XX века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности движений мелкой моторики рук.
Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может превышать норму. Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. А значит, развивая мелкую моторику у ребенка, и тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающие за движения пальцев рук и речь, которые расположены очень близко друг к другу, мы активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь.
Таким образом, выстраивается следующая цепочку развития : мелкая моторика – речь – восприятие.
Об удивительных свойствах мелкой моторики знали еще наши предки.
Из поколения в поколение передаются всем известные народные потешки:
«Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры.
Советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики В.
Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», а известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки видимой частью полушарий головного мозга.
Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор всемирно известной методики Мария Монтессори, по мнению которой, в раннем дошкольном возрасте большое значение имеет
сенсорное развитие. Познание окружающего мира детьми начинается с «живого созерцания», с таких сенсорных процессов как ощущение, восприятие, представление, развитие которых создаёт у детей необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).